Вадим Дымов, основатель компании «Дымов» и сети магазинов «Республика»:

Было очень плохо, стало немного лучше. Улучшение есть — нельзя этого отрицать. Очень медленно и кое-как, но изменения происходят. Спасибо за это все равно нужно говорить, поэтому я говорю. Но отношение к бизнесу в целом у государства остается на предельно неконструктивном уровне. Президент и правительство декларируют изменение отношения к предпринимательству и бизнес-климата, на местах же остается давление. В различных государственных институциях люди продолжают саботировать бизнес, заниматься формализмом, достают проверками, запретами — играют в Советский Союз. При этом у тех, кто приходит в компании с проверками, ощущение, что они «государевы люди», как это модно сейчас говорить. Вот эти «государевы люди» и оказывают медвежью услугу государству, в целом заинтересованному в развитии предпринимательства.

Александр Винокуров, владелец телеканала «Дождь», интернет-ресурса Slon.ru, журнала «Большой город»:

Это откуда информация, с юмористического сайта? Да, государство не оставляет нас без внимания, это особенно хорошо показывает недавний закон о кабельном телевидении. Он так все улучшает, что дальше некуда. Просто прекрасно становится. Мне жалко правительство, которое рассказывает о том, как оно улучшает бизнес-климат. Газеты почитайте. НДС и НДФЛ планируются увеличить, вот в это я верю, а что они на сайте своем пишут — с 4,2 до 5,6 — вот в это я не верю. Анекдот. Разнообразные страховые выплаты у нас просто огромные. И именно эти налоги особенно тяжелы для инновационных отраслей. То есть в нефтяной и газовой промышленности расходы на оплату труда составляют незначительную величину, а у инновационных — у программистов, медиа, у тех, кто использует дорогой качественный труд, — налоги огромные.

Не надо делать вид, что проблем нет. Когда экономическая ситуация ухудшается по объективным причинам, надо принимать не антирыночные законы, а наоборот, законы, которые бы делали бизнес-климат в нашей стране лучше, чем в других странах, а не хуже. Как выживать? Стараться. Другого не скажешь.  

Евгений Дёмин, генеральный директор компании SPLAT:

В Москве отношения между государством и бизнесом действительно улучшаются.  Стало проще взаимодействовать с различными комитетами, легче стало следить за изменениями законодательства, стали проще процедуры разрешения строительных процедур. Московское правительство искренне хочет ввести творческую демократичность и развивать инновационную среду. В  Татарстане или Краснодаре бизнес-климат тоже существенно улучшился. Но в других, более депрессивных регионах произошел откат назад. Все зависит от команды правительства на местном уровне. По сути дела, задача государства — предоставить законодательную базу и обеспечить ее бесстрастное выполнение.

Анастасия Сартан, CEO и основатель TrendsBrands.ru:  

Общий климат безусловно становится лучше. Я была приятно удивлена, увидев в Музеоне одновременно маркет одежды, маркет еды и концерт ребят, которых раньше можно было послушать только в полузакрытых группах. Получается, что форматы, которые мы совсем недавно создавали с друзьями и знакомыми, теперь организуются правительственными структурами, да еще в центре города.  

Федор Овчинников, основатель сети «Додо Пицца»:

В России много препятствий для развития бизнеса, но есть и огромные преимущества, связанные с неразвитостью многих сегментов, низкой конкуренцией и так далее. Например, у многих крупных компаний здесь плохо отстроен менеджмент, и это дает другим предпринимателям возможность эффективно с ними конкурировать даже на начальных этапах.

В последние годы законодательство ужесточается, поэтому бизнесом становится заниматься все сложнее. Малый бизнес все больше регулируют и контролируют. Например, был принят закон, который заставляет все компании, работающие в северных регионах России, оплачивать своим сотрудникам поездку в отпуск до любой точки России. На коммерческие компании легло очень тяжелое социальное обязательство, но никаких компенсаций они не получили.

С другой стороны, россиянам грех жаловаться на сложности ведения бизнеса и большие налоги. Сейчас у меня открывается франшиза в Румынии. Там предприниматели будут платить 22% НДС с любой продажи. Или еще пример: мой знакомый ведет бизнес в Хорватии, там 60% от заработной платы уходит на налоги, а у нас всего лишь 40%. Все относительно! Вот относительно Румынии у нас низкие налоги.

Александр Просвиряков, партнер компании Lakeshore International:

Я не удивлен, что оценка бизнес-климата выросла — удивлен, что она составляет всего лишь 5,6 баллов, а не 7-8.  Главным препятствием на пути улучшения условий для бизнеса остаются местные органы власти. Эти люди думают, что они сидят достаточно далеко от Москвы, чтобы можно было их проверить. Они создают искусственные проблемы компаниям, желая разделить с ними прибыль. Допустим, предприниматель решает открыть завод, идет в местную госкомпанию за обеспечением завода светом, газом, водоснабжением и прочим — и вот тут коррупционная составляющая бизнеса сильнее всего. Это приносит вред не только какой-то конкретной компании, но и всей экономике в целом.

Федеральное правительство часто ставит на место региональные органы власти, помогая людям в регионах заниматься бизнесом. Правительство действительно предпринимает все более значимые меры по улучшению условий ведения бизнеса. Облегчились процедуры регистрации предприятий и уплаты налогов.  

Проблемы предпринимателей решаются в правительственных организациях «Опора России» и «Деловая Россия» — я имел возможность видеть это своими глазами, поскольку присутствовал на совещаниях этих организаций.

Феликс Маргарян, гендиректор Новой транспортной компании «Новое желтое такси»:

В 2013 году условия для бизнеса были точно лучше, чем сейчас. В этом году российскому бизнес-климату я бы поставил не больше пятерки. Есть экономические пробелы, с которыми справляются очень сложно. Курс доллара и евро скачет, цена на топливо растет, а за ней растут цены на все остальные товары, так как меняется цена перевозки.

Юрий Митин, глава Стартап Академии бизнес-школы Сколково:

То, что рейтинг вырос, связано скорее с информационным шумом на тему стартапов. У начинающего предпринимателя появились возможности получить деньги: инвестиционные фонды, рыночные конкурсы, правительственные программы поддержки, действующие на региональном уровне.

Этот шум идет по всем каналам, но когда дело касается налогообложения или вопроса регистрации компании, возникают проблемы. Люди, которые сейчас работают в компаниях, ищут для себя возможности получения образования на тему создания компаний и привлечения инвестиций — тема действительно становится популярной. Но сами условия не настолько комфортны, как в других странах: в той же Америке зарегистрировать компанию и оплатить налоги можно онлайн на специализированном сайте. В России еще нет такого уровня автоматизации.

Еще одна проблема связана с тем, что если мы говорим об инвесторах, которые должны поддерживать начинающий бизнес, то многие инвестиционные фонды рассчитывают на бизнес, который прошел уже несколько стадий развития: когда есть первые продажи и какой-то продукт. А на стадии идеи, команды и бизнес-плана очень мало кто вкладывается.

Государство стало помогать бизнесу: появляются законопроекты, которые предполагают налоговые льготы и так далее. Для IT-компаний, например, предполагается, что если в штате сотрудников менее 10 человек, то они вправе рассчитывать на преференции при подаче налоговых деклараций. Есть программы, которые выдают субсидии на старт бизнеса, покупку оборудования. Этим, например, занимаются в Департаменте поддержки предпринимательства при правительстве Москвы. Но опять же, как часто вы, включая эфирные телеканалы, видели передачу «Как я легко открыл бизнес»? Массовой информации на эту тему еще мало, и поэтому люди в большинстве своем предпочитают корпоративную работу.

Лучше всего оценивать условия ведения бизнеса каким-нибудь известным рейтингом. Есть рейтинг Всемирного банка — Doing Business, согласно которому Россия не входит и в первую сотню стран, где комфортно вести бизнес.