Фото: ОАО «ГАЗ»
Фото: ОАО «ГАЗ»

На самом деле я знаком с инженером, придумавшим название «ГАЗель». Именно так, с тремя прописными и тремя строчными буквами, это название и зарегистрировано. Владимир Никитич Носаков, не по времени открытый и уравновешенный, не точка в системе координат, а сам по себе точка отсчета. Миллионы взлохмаченных пассажиров, погружаясь утром в маршрутки, и не подозревают, что где-то рядом живет такой человек. Носаков увлекается автомобилями с детства. Судьба улыбалась ему той же застенчивой улыбкой, какой он улыбается сам, когда мы видимся. Ему посчастливилось быть дипломником у Долматовского, он участвовал в проектировании ГАЗ-24 «Волга», создал дизайн известных всему Заполярью мотонарт «Буран», был ведущим конструктором ГАЗ-14 «Чайка» и много еще чего — это, скажу вам, биография. И название «ГАЗель», придуманное за вечер, на кухне (чувствуется в этом что-то диссидентское), — всего лишь штрих, мелочь на общем фоне. Так может показаться, но это не так. Имя срослось с автомобилем, а автомобиль сросся с эпохой. С каким бы скептицизмом или даже презрением мы ни относились к явлению «ГАЗели», придется осознать, что в таком случае отчасти презираем и себя.

Фото: ОАО «ГАЗ»
Фото: ОАО «ГАЗ»

Кто ни разу не ездил в маршрутке? Не вызывал скорую? У моей бывшей был какой-то полулегальный алкогольный бизнес в Новомосковске, она купила «ГАЗель». Какой другой автомобиль остановится, чтобы отбуксировать на «галстуке» вашу заглохшую кредитную иномарку? С кого кормиться гаишникам? Что закипит в Лефортовском тоннеле?

Фото: ОАО «ГАЗ»
Фото: ОАО «ГАЗ»

Нет, мы просто пока не понимаем, с чем столкнулись (в фигуральном смысле, хочется верить). Когда-то давно Джон Стейнбек нашел замечательные слова для Ford Model T, я их помню наизусть: «Два поколения американцев могли легче отыскать искру в моторе “Форда-Т”, чем клитор у женщины, и лучше разбирались в устройстве планетарной коробки передач, чем в Солнечной системе». Конечно, два миллиона «газелей» не перевесят 15 миллионов «фордиков» и 21,5 миллион «жуков». Только не в общих величинах дело. В нашей сумасбродной жизни «ГАЗель» сыграла столь же значительную роль, как Ford Model T — в жизни американцев в бурные 1920-е. Форд посадил Америку на колеса, принято считать. Что сделала «ГАЗель»? Десятки тысяч людей с ее помощью обрели средство производства, объект постоянного внимания, источник благополучия. Личный автомобиль — сильнейший дисциплинирующий фактор, потому его так боялись большевики. Человек, владеющий «ГАЗелью», лишний раз не напьется и посиделкам за пивом у телевизора (или, прости господи, на партийном собрании) предпочтет вечернюю проверку технического состояния транспортного средства. Разлагающую антисоциалистическую деятельность в нашей стране начали «жигули» и «запорожцы», а «ГАЗель» — довершила, поскольку это не просто личный автомобиль, а персональный источник извлечения прибыли. И если когда-нибудь издадут энциклопедию российского предпринимательства, то на букву «Г», где-нибудь между «Ваучером» и «Гайдаром», в ней будет помещена статья о «ГАЗели».

Фото: ОАО «ГАЗ»
Фото: ОАО «ГАЗ»

Ведущий конструктор всех автомобилей семейства «ГАЗель» Владимир Леонидович Четвериков признался мне: не произойди перемены в государстве — «ГАЗель» ни за что не снискала бы такого успеха. Поначалу ведь долго дискутировали, нужны ли вообще полуторатонные развозные грузовички стране, а если нужны, в каком объеме: 10 тысяч в год, 30, 40? Однако уже на следующий год завод собрал почти 58 тысяч «ГАЗелей», а покупатель требовал еще, и плевать, что половина машин прямо за воротами ГАЗа беспомощно замирала. Низкое качество никого не смущало, как во времена Стейнбека никого не волновали поломки «фордиков». Главное, «ГАЗель» везла.

Фото: ОАО «ГАЗ»
Фото: ОАО «ГАЗ»

Поломки забудутся. Из поломок не родить легенды. Отхаркивание выхлопа, будящее поутру соседей, хлопающие с размаха сдвижные двери, заклеенные скотчем ржавые дыры в крыльях, крышка бардачка, изогнутая ломтиком забытого в холодильнике сыра, — такими лягут первые штрихи в портрет «ГАЗели» не настоящей, «ГАЗели» будущей — мифической, эпической. Конструктор Четвериков все верно расставил по своим местам. Расставил со свойственной ему прямотой и даже жесткостью: успех «ГАЗели» — это не успех конструкторов, это успех времени. ГАЗ+ель, ГАЗ эпохи Ельцина, согласно трактовке журнала «За рулем». Носаков, кстати, о таком подтексте не подозревал, но одобрил. Сегодня мы просто еще не до конца осознали, насколько яркой приметой времени выступила «ГАЗель». Всего двадцать лет минуло, все еще ново и вокруг нас. Юрий Шевчук придумал сочную метафору: «Грузовик — морда эпохи». «ГАЗель» смотрит на нас мордой «полуэпохи», расшатанного времени недокапитализма.       

Фото: ОАО «ГАЗ»
Фото: ОАО «ГАЗ»

А еще, «ГАЗель» стала последним автомобилем ГАЗ, созданным инженерами. Не потому, что инженеры на ГАЗе перевелись. Просто время изменилось. К руководству пришли люди, мыслящие категориями рынка, отталкивающиеся в своих решениях от соображений выгоды. Первое, что спросил Олег Дерипаска, посещая Управление конструкторско-экспериментальных работ ГАЗа: сколько можно сэкономить, убрав у «ГАЗели» раму. Мир чистогана бездуховен. Это мы учили по Драйзеру, Синклеру, Стейнбеку. Теперь-то, когда всяческая перестройка накрепко закончилась, мы вновь поверили в это. Мир чистогана, мир маркетинга рождает бездуховные автомобили. Они не отложатся в памяти, по ним не раздастся ностальгических вздохов, про них не напишут книг. Про «ГАЗель» — напишут, в этом я уверен.

Фото: ОАО «ГАЗ»
Фото: ОАО «ГАЗ»