Вышел новый роман Виктора Пелевина
Главный герой романа «T» — мастер боевых искусств граф Т., который ищет путь в Оптину пустынь и вообще очень похож на Льва Толстого
В издательстве «Эксмо» вышел новый роман Виктора Пелевина «Т». Главный герой напечатанного тиражом в 150 тысяч экземпляров романа — мастер боевых искусств граф Т. — стремится попасть в Оптину пустынь, а по дороге выясняет, что он на самом деле не существует. И сам граф, и все вокруг него оказывается выдумкой демиурга и вдохновленной им группы писателей, сочиняющих о графе книгу.
Вердикт критиков: новый Пелевин похож на старого Пелевина.
«В этом романе есть какая-то болезненная избыточность. Даже если предположить, что перед нами фирменное пелевинское зеркало, поднесенное к агонизирующему массовому сознанию. Увы, на этот раз вышло совсем уж не похоже. Зеркало кривое, которое к тому же все время плюется».
«Эта густопсовая пелевинскость хоть и заставляет сердце дрогнуть от нежности, но разум приводит в некоторое недоумение, если не сказать раздражение. Ну почему такая верность выбранному некогда пути, а проще говоря, приему? До такой степени, что кажется — шаг влево, шаг вправо грозит если не расстрелом, так падением в столь любимую этим автором пустоту».

Граф Т. (который то Толстой, то вовсе даже не он) с приключениями идет в Оптину Пустынь, то подчиняясь воле сочинившего его коллектива литературных отморозков из XXI века, то противясь и проявляя собственную волю. Попутно множит сущности и порождает виртуальные миры, оставляя после себя некоторое количество окровавленных трупов. Абсурдно, нелепо, но как-то уже и не забавно.
То, что Пелевин в который раз не удивляет, уже неудивительно. Тут было бы уместно возразить самому себе: «Ну так писатель тебе не клоун, не фокусник, и вообще роман - жанр не оригинальный». Но логическая засада (и моя досада) в том-то и состоит, что Пелевину (предположительно) в кайф писать книжки, не похожие на мейн-, да и все остальные стримы. И вот Пелевин, соорудив собственный стрим, уж который год (и которую книгу) плывет по закольцованному руслу в единожды замешанной и не освежаемой жидкости. А замес получается для читателя диковатый - вроде, неплохо разок поплавать в коктейле из восточной мистики и издевательской сатиры на неправильную современность, но - разок же, разок! Отмоешься потом старой доброй русской прозой про нормальную какую-нибудь любовь человеческих людей - и хорошо. А по собственной воле регулярно окунаться в пелевинский физраствор - интеллектуально негигиенично. Именно интеллектуально, поскольку ничего аморального де-факто в его прозе нет. А вот ощущение, что автор тебя просто-напросто дурит - есть, и еще какое! Может, именно это - аморально? Да, вот это - вполне может быть! Мне, к примеру, обидно, что под личиной постмодернистской философичности скрыта обычная расхристанность мышления, несобранность, неряшливость. Я, конечно, чувствую себя идиотом, когда читаю очередного Пелевина, но я же не всегда идиот, у меня и просветления случаются.
В этом романе появилось дивное определение, вложенное автором в уста (или в перо) Владимира Соловьева: «умоблудие». К самому Пелевину здорово подходит. Причем не в смысле «лукавого мудрствования», а буквально: ум его блуждает по непредсказуемым маршрутам в плохо освещенных лабиринтах. Или мне моего ума не хватает, чтобы отследить замысловатые передвижения ума пелевинского? Или это Пелевин не хочет, чтобы я за ним следовал?... Скорее всего, ему на меня просто плевать.
И что вы думаете, не буду я читать его следующего романа? Буду, буду.
Потому что Пелевин - безусловное культурное явление. Культурное. Но не литературное, даже и не спорьте.

Граф Т. (который то Толстой, то вовсе даже не он) с приключениями идет в Оптину Пустынь, то подчиняясь воле сочинившего его коллектива литературных отморозков из XXI века, то противясь и проявляя собственную волю. Попутно множит сущности и порождает виртуальные миры, оставляя после себя некоторое количество окровавленных трупов. Абсурдно, нелепо, но как-то уже и не забавно.
То, что Пелевин в который раз не удивляет, уже неудивительно. Тут было бы уместно возразить самому себе: «Ну так писатель тебе не клоун, не фокусник, и вообще роман - жанр не оригинальный». Но логическая засада (и моя досада) в том-то и состоит, что Пелевину (предположительно) в кайф писать книжки, не похожие на мейн-, да и все остальные стримы. И вот Пелевин, соорудив собственный стрим, уж который год (и которую книгу) плывет по закольцованному руслу в единожды замешанной и не освежаемой жидкости. А замес получается для читателя диковатый - вроде, неплохо разок поплавать в коктейле из восточной мистики и издевательской сатиры на неправильную современность, но - разок же, разок! Отмоешься потом старой доброй русской прозой про нормальную какую-нибудь любовь человеческих людей - и хорошо. А по собственной воле регулярно окунаться в пелевинский физраствор - интеллектуально негигиенично. Именно интеллектуально, поскольку ничего аморального де-факто в его прозе нет. А вот ощущение, что автор тебя просто-напросто дурит - есть, и еще какое! Может, именно это - аморально? Да, вот это - вполне может быть! Мне, к примеру, обидно, что под личиной постмодернистской философичности скрыта обычная расхристанность мышления, несобранность, неряшливость. Я, конечно, чувствую себя идиотом, когда читаю очередного Пелевина, но я же не всегда идиот, у меня и просветления случаются.
В этом романе появилось дивное определение, вложенное автором в уста (или в перо) Владимира Соловьева: «умоблудие». К самому Пелевину здорово подходит. Причем не в смысле «лукавого мудрствования», а буквально: ум его блуждает по непредсказуемым маршрутам в плохо освещенных лабиринтах. Или мне моего ума не хватает, чтобы отследить замысловатые передвижения ума пелевинского? Или это Пелевин не хочет, чтобы я за ним следовал?... Скорее всего, ему на меня просто плевать.
И что вы думаете, не буду я читать его следующего романа? Буду, буду.
Потому что Пелевин - безусловное культурное явление. Культурное. Но не литературное, даже и не спорьте.
Эту реплику поддерживают: