Вадим Рутковский: Лав, лав, лав и везучий «Дурак». Красивые итоги МКФ в Локарно
В этом году организаторы поступили несколько странно: финальный номер фестивального ежедневника PardoLive с Диасом на обложке и материалами про победителей появился уже в субботу утром. Возможно, в этом уничтожении призовой интриги был свой артистичный умысел: мол, мы не спортивное состязание, нечего превращать гостей вечерней церемонии в зрителей «Спортлото», пусть уже осведомленные об итогах получают чистое удовольствие. Отдельные эпизоды точно обладали самостоятельными художественными достоинствами: например, когда Рутгер Хауэр, возглавлявший жюри короткометражного конкурса, уже после вручения наград выступил с не предусмотренной регламентом речью в честь молодых режиссеров и закончил ее призывом: Just do it! Make more shorts! А глава жюри «Режиссеров настоящего» Оссама Мохаммед вообще проявил себя первоклассным стэндап-комиком. Сначала сообщил, что чувствует себя довольно странно — президентом, которого никто не избирал. Потом уверил, что никто из подчиненных ему членов жюри не сомкнул глаз ни на одном фильме, потому что он, как настоящий non-elected president, только и делал, что следил за подчиненными. Подтрунивал над ведущей церемонии, говорившей, как в Локарно принято, по-итальянски: делал вид, что не понимает, какой из призов надо вручать, и переходил на родной арабский.
Тут время сказать, что куратор Карло Шатриан собрал в этом году отличнейший, просто превосходный второй конкурс — в «Режиссерах настоящего» не было ни одной никчемной, необязательной работы (в отличие, кстати, от главного конкурса, куда кроме нелюбимой мною «Принцессы Франции», хотя бы обладающей узнаваемым стилем, затесался совсем убогий — и это несмотря на обильный секс — греческий фильм «Взрыв»). Потому придирки к решениям весельчака Мохаммеда (автора, на минутку, страшного фильма «Серебристая вода. Автопортрет Сирии») и его коллег чисто субъективные.
Лично я фанат нового фильма Джоэля Потрикуса «Полудурок» (Buzzard), где персонаж Джошуа Берджа (игравшего и в предыдущем фильме Потрикуса «Обезьяна»), носитель адского псевдославянского имени Марти Джекитанский, бездомный маньяк компьютерных игр, пасты и пиццы с чипсами, перебивается, добывая мелкий кэш из краденых чеков, плутует по-мелкому и мастерит железную руку Фредди Крюгера. Потрясающий, по-моему, герой нервной и причудливой комедии, структура которой тонко имитирует стэндап-шоу: каждый эпизод завершается неназойливой, но явной кодой.
Зачаровали меня и «Враги боли» Арауко Эрнандеса, сюрприз из Уругвая, еще один странный фильм о странных неприкаянных людях: немец без гроша в дырявом актерском кармане блуждает по Монтевидео в поисках сбежавшей возлюбленной, находит приют в палате заброшенного госпиталя, объединяется с такими же жертвами любви в разбойный «клуб одиноких сердец», отбивающий у мафии подростка-наркомана. Кино на границе бреда и сна снято магической камерой Томаса Мауха, великого оператора, работавшего с Вернером Херцогом на «Агирре» и «Фитцкарральдо».
Еще один оператор — американец Шон Прайс Уильямс — стал героем фестиваля (не считая получавшего почетную премию за вклад в кино изобретателя стедикама Гарретта Брауна): в основном конкурсе был «Послушай, Филип» (удостоенный, кстати, второй по значимости Специальной премии), в «Режиссерах настоящего» — дебют Чарльза Покела «Рождество, опять», очень простой и до мурашек уютный фильм о продавце елок, встречающем очередное, скользкое и промозглое Рождество без надежды на чудо, а оно-таки случается. В общем, я бы наградил «Полудурка», «Врагов боли» и «Рождество, опять», жюри же пошло по другому пути и сконцентрировалось на потной, жаркой и жгучей латиноамериканской реальности: «Золотой леопард» — мексиканскому «Навахасо» (я рассказывал о его физиологии и анатомии в предыдущем репортаже), специальная премия — колумбийским «Грибам» (не уверен, что у названия Los Hongos нет другого, жаргонного значения) Оскара Руиса Навиа, бойкой истории о юношах, преображающих мир революционными граффити. В одной точке мои пристрастия сошлись с решением жюри: «Сотворение смысла» Симоне Раписарды Казановы, кино на стыке документа и игры, получило приз за режиссуру.