Вадим Рутковский /

Независимость по-американски, эхо резни в Чечне, авангард на марше: 9 арт-хитов сентября

Балеты и боевики, шпионы и художники, послания к человеку и уличные циркачи — арт-календарь сентября не страдает осенней монохромностью

+T -
Поделиться:

1. Выставка «Раздвоение личности» Константина Латышева в галерее Stella Art Foundation с 15 сентября

Иллюстрация: Константин Латышев
Иллюстрация: Константин Латышев

Ретроспектива-дилогия поп-артиста, одного из самых озорных российских художников, придумавшего, в числе прочего, гениальный русский аналог «Кока-Коле» — «Сука-Сука». Часть работ датирована 1980-ми, часть — из цикла «картин для рассматривания» — серединой нулевых. Если бы Латышев работал в кино, то снимал бы исключительно комедии — от постгайдаевской эксцентриады до филигранного миниатюрного абсурда. Демонстрируя при этом весьма серьезный подход к легкому жанру.

2. Фильм «Человек ноября» Роджера Дональдсона в кинотеатрах с 18 сентября

Кадр из фильма «Человек ноября»
Кадр из фильма «Человек ноября»

Политический экшн от классика жанра, австралийца Роджера Дональдсона, с Пирсом Броснаном в роли экс-агента ЦРУ, получившего свое прозвище за хладнокровие и безжалостность: за ним остается лишь осенняя пустошь, не выживает никто. В отставку же Деверо уходит, когда во время операции гибнет ребенок, случайная жертва, затесавшаяся в толпу зевак. Но бывших агентов не бывает — и спустя с полдюжины лет после инцидента Деверо вновь втравлен в шпионские распри, только теперь самым опасным противником оказывается его лучший ученик. Интрига, построенная на преступном сговоре ЦРУ и кандидата в президенты России — генерала Аркадия Федерова, садиста и убийцы, развязавшего вторую чеченскую войну, — может вызвать скепсис; по мне, так далеко не самая абсурдная из всех шпионских интриг. Фильм тем не менее сработан блестяще, в лучшие моменты напоминает ту концентрацию саспенса, что была в старом шедевре Дональдсона «Выхода нет». Ну а главную женскую роль здесь играет Ольга Куриленко — и я уверен, что сегодня нет во всем мировом кино актрисы с большей киногенией, завораживающей одним присутствием на экране.

3. Выставка «Плоть вещей» Аристарха Лентулова в галерее «Наши художники» с 19 сентября

Фрагмент картины «Василий Блаженный»
Фрагмент картины «Василий Блаженный»

Первая за 27 лет (что невероятно, но факт) ретроспектива великого русско-советского авангардиста. Работы 1910–1920-х годов из частных собраний и Третьяковской галереи — это нервический экспрессионизм «Мужчин и женщин» и «Распятия», экстатическая раскованность «Москвы» и «Церкви в Алупке», сумрачное величие «Автопортрета со скрипкой», лубочный эротизм «Мира, торжества, освобождения», «Собор Василия Блаженного», превращенный в ослепительный новый Вавилон... Лентулов азартно нырял в актуальные течения, рядом с «аналитическим кубизмом» есть оммажи Сезанну, его фантазия вспарывает реальность, превращает ее в прах и создает заново, и за всем этим — едва ли не первобытная, вакхическая радость и вечная революционная молодость. Очень яркое событие.

4. Проект DanceInversion и Вечера американского балета в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко 19–20 сентября

Фото предоставлено пресс-службой
Фото предоставлено пресс-службой

Всего запланировано пять вечеров. Три пройдут в октябре, с 3-го по 5-е, и будут отданы танцевальной компании Шен Вэя и двум одноактным балетам, «Весна священная» и «Сложения». А в сентябре похожую на космический полигон сцену «Стасика» подчинят Азур Бартон и ее артисты, основатели и участники одноименного танцколлектива Aszure Barton & Artists, художники, примиряющие мифологию и современность, танец и визуальные эффекты. В Москве играют спектакль ABAA, что в переводе с языка канадских индейцев означает «мать». Сочинение для семи танцовщиков — материализация мокрого сна (Бартон привиделось погруженное в воду кресло-качалка), равно безумная и рациональная. Здесь можно послушать вступительное слово хореографа.

5. Выставка «Премия Кандинского — 2014» в «Ударнике» с 19 сентября

Кадр из видеоинсталяции «Муть»
Кадр из видеоинсталяции «Муть»

Среди претендентов на премию — цикл острых живописных работ «Святая политика» Павла Пепперштейна, видеоинсталляция «Муть» коллектива «Синий суп», инсталляция «Припев» Ирины Кориной. В молодежной номинации болеем за Антонину Баевер и Альберта Солдатова. Впервые к двум традиционным номинациям — «Проект года» и «Молодой художник» — добавлена новая, «Научная работа».

6. Цикл «Дни независимости» в «Пионере» 19–21 сентября

Кадр из фильма «Пугало»
Кадр из фильма «Пугало»

В позднесоветской комедии «Человек с бульвара Капуцинов» герой Андрея Миронова, привезший синематограф на Дикий-дикий Запад, пел песню: «Отныне, теперь, наконец-то, сейчас и в любую погоду, вот здесь, а затем повсеместно все будем мы жить по-другому. Без гнева и печали, на благо всей земли, как мы давно мечтали, но так и не смогли». Вспомнил я это к тому, что кинотеатр «Пионер» воплощает в жизнь заветные синефильские фантазии — увидеть на большом экране стопроцентную, беспроигрышную классику, то синема, от которого были без ума в год его выхода и которое сохранило трезвый ум и доброе здравие по сей день; живые, настоящие фильмы. Весь проект назван без ненужных затей «Наконец-то в кино», первый осенний цикл «Дни независимости» посвящен бунтарскому кинематографу 1960–70-х годов, но программа составлена не без изыска. Это не только гимны вольным американским дорогам и жизнеописания тех, кому дворцов заманчивые своды не заменят никогда свободы. Рядом с «Беспечным ездоком» Денниса Хоппера — обладатель «Золотой пальмовой ветви» «Пугало» Джерри Шацберга, где о тех, кто живет без крова и вне закона, говорится без особой романтической поволоки, зато горечи и страдания с лихвой. Или «Пальцы» Джеймса Тобака, драма о пианисте-гангстере, зафиксировавшая подступавшую на исходе 1970-х экзистенциальную тошноту.

7. Фестиваль «Послание к человеку» в Санкт-Петербурге и Москве с 20 сентября

Кадр из фильма «Дневник #2»
Кадр из фильма «Дневник #2»

Впервые за 24 года существования родившийся еще в Ленинграде международный фестиваль документального кино проходит в двух столицах — его «эхо» будет звучать в Центре документального кино. Кроме национального и международного конкурса, смотр собирает почти все хиты года — в двадцати трех программах более ста премьер, включая «Майдан» Сергея Лозницы и «Национальную галерею» Фредерика Уайзмана. Цель нового арт-директора Алексея Медведева — сделать «Послание» «не герметичным событием для документалистов, а событием для широкой публики». Среди гостей — гениальный мультипликатор Билл Плимптон и звезды игрового кино Кристи Пуйю, Шарунас Бартас, Джулия Локтев, Данис Танович, охотно экспериментирующие с киноязыком.

8. Выставка «Дорогая, я переделал коллекцию!» в Мультимедиа Арт Музее с 24 сентября

Фото предоставлено пресс-службой
Фото предоставлено пресс-службой

Экспрессивная кураторская экспозиция, представляющая произведения из собрания Филиппа Коэна (дантиста, умудрившегося прославиться не пломбами, а выдающейся коллекцией совриска). Среди хедлайнеров — Дуглас Гордон, британский видеоартист, известный совместным с Филиппом Паренно кинопортретом Зидана, французский художник-«мультиинструменталист» Адель Абдессемед, дуэт скандинавских насмешников-виртуозов Элмгрин и Драгсет, подаривший Копенгагену нарциссичную Русалочку, а Берлину — гей-мемориал в Тиргартене.

9. Фестиваль уличных театров «Золотая карусель» в Коломне 27 и 28 сентября

Фото предоставлено пресс-службой
Фото предоставлено пресс-службой

Двухдневный театральный open air в постановке Юрия Муравицкого: в Московскую область приезжают бродячие артисты со всего света, включая испанцев Grupo Puja и бразильцев Pia Fraus. «Декорациями становятся старинные стены знаменитого коломенского Кремля, купеческие ряды, улицы, по которым каждый день ходят местные жители. Вместо софитов — солнечные лучи, вместо подсветки — сияние заката, звуковое сопровождение — пение птиц и шум ветра» — редкий случай, когда официальное заявление организаторов звучит как песня.