«В конце следующего десятилетия планируем завершить испытание ракеты-носителя сверхтяжелого класса и приступить к полномасштабному освоению Луны», — цитирует Остапенко ТАСС. К этому сроку, считает глава Роскосмоса, Россия исследует поверхность Луны при помощи космических аппаратов и определит вероятные места для высадки лунного десанта и создания лунных баз.

Олег Остапенко рассказал, что Роскосмос уже начал готовиться к освоению спутника Земли: сейчас ведется проектирование нового пилотируемого корабля. Этот корабль наравне с ракетами-носителями тяжелого и сверхтяжелого классов войдет в состав пилотируемой системы, которую собираются создать в России. Эта система в перспективе сможет доставлять грузы на Луну и в глубокий космос.

Работы по освоению Луны прописаны в федеральной космической программе на 2016-2025 годы. Первые шаги в этом направлении начнутся в 2018 году. В космической программе сказано, что Россия начнет колонизацию Луны со строительства базы из четырех модулей — жилого, лабораторного, энергетического и узлового. Ориентировочно первые полеты на Луну начнутся в 2030 году.

Олег Вайсберг, главный научный сотрудник Института космических исследований РАН:

До 2020 года в планах три лунных миссии: запуск двух посадочных аппаратов и одного спутника. Мы надеемся, что эти проекты принесут существенные научные результаты и помогут выбирать места посадки на Луну. Но для того, чтобы начать колонизацию Луны или выставить форпост, нужно сделать намного большее, чем эти три миссии. К 2020 году начать реальные шаги по присутствию на Луне будет очень сложно. Однако, если такая цель поставлена, то к середине двадцатых годов можно начать освоение, а к концу — высадиться на Луне.

Я не готов оценивать намерения Остапенко и то, для чего он заявил о планах полномасштабного освоения Луны — для поднятия патриотического духа, или нет. Я не думаю, что это говорится в чисто политических целях и надеюсь, что намерения очень серьезны. Мы, несомненно, должны участвовать в освоении Луны.

Если бы у нас был четкий план работ от сегодняшнего дня до того момента, когда мы предполагаемо начнем присутствовать на Луне, с расчетом технических и финансовых возможностей этого предприятия, задуманное было бы вполне осуществимо, но лично я этого четкого плана пока не видел. Нужно начать разрабатывать программу подготовки к освоению самым серьезным образом. Рано или поздно мы вынуждены будем работать на Луне, потому что сейчас там уже есть и китайский, и другие космические аппараты.

Луна — это, в первую очередь, место, где можно проводить важные исследования, потому что там нет атмосферы, и это позволяет проводить ту работу, которую сложно выполнять на околоземной орбите. Экономический аспект Луны — это дело перспективы. Можно надеяться, что Луна даст нам ресурсы, которых нет на Земле, но их добыча — очень дорогое предприятие, требующее серьезной подготовки.

О необходимости колонизации Луны в апреле 2014 года заявил вице-премьер Дмитрий Рогозин, написавший статью о развитии космической отрасли: «Вряд ли целесообразно сделать 10-20 полетов на Луну, и дальше, все бросив, лететь на Марс или астероиды. У этого процесса есть начало, но нет окончания: мы собираемся прийти на Луну навсегда».

В июне на открытии круглого стола «Российско-китайское сотрудничество в сфере систем
спутниковой навигации» Рогозин отметил, что Россия «готова двигаться с китайскими друзьями рука об руку» по проектам, связанным с освоением дальнего космоса, Солнечной системы, Луны и Марса.