Вадим Рутковский: Радикальное кино в Петербурге и театр в Москве. 5 арт-хитов двух столиц
Киномероприятия в Петербурге капризны, как погода: в течение последних лет четырех попытки сделать масштабный, основательный смотр предпринимаются регулярно, и каждый раз — как в первый раз. Новый Медиа Форум (именно в таком написании, с ударением на оба слова) придумала Екатерина Мцитуридзе, главный редактор Variety Russia и руководитель «Роскино», человек, который вынужден одновременно заботиться о часто взаимоисключающих аспектах кинематографии — и искусстве, и бизнесе. Сам Медиа Форум стремится примирить их и прочие очевидные, но не фатальные противоречия. Кино и телевидение, профессионалов и зрителей, искусство как развлечение и искусство как испытание.
Сет деловых событий для профессионалов — конференции, семинары и — last but not least — передвижной кинорынок Doors, встреча независимых российских фильмов с зарубежными дистрибьюторами, свидание совсем не вслепую: в «Великан Парке» показывают сильную программу, где есть и «Да и да», и «Комбинат “Надежда”», и «Дурак», и «Класс коррекции». Рядом — большая зрительская программа, фестиваль фестивалей, участники которого сгруппированы в серию авторских программ (как конченый синефил не могу не поныть по поводу странного расписания, в котором каждый фильм показывается дважды в день, утром и вечером, то есть больше двух за сутки не посмотреть никак, что, конечно, не супер). Михаил Трофименков собрал в свой Trofey политическое кино нового тысячелетия — от хроники первого президентского года Франсуа Олланда («Власть») до почти гламурной реконструкции «Комплекса Баадера-Майнхоф». Кирилл Сорокин и Алена Бочарова, авторы Beat Film Festival, показывают петербуржцам лучший док — в программе NonFiction киноэссе о Сьюзен Зонтаг соседствует с барочным киноконцертом Бьорк. Самые захватывающие, на мой вкус, программы — у Бориса Нелепо. В N-L-PO собраны предельно изощренные фантастические фильмы: элегантный и вязкий, как сон тоталитарного гомункула, шедевр аргентинца Уго Сантьяго «Вторжение», снятый по сценарию Борхеса и Биой Касареса в 1969-м. «Мир на проводе» (1973) — единственный фантастический фильм Райнера-Вернера Фассбиндера.
Новейшие «Меркуриалии» Виржиля Вернье (коротко я писал о них в каннском отчете), один из самых простых, причудливых и лучших фильмов года. В Locarno Local — тут все понятно по названию — фильмы из программы лучшего фестиваля на земле, в Локарно. Впервые в России покажут Лава Диаса — филиппинский бог медленного и завораживающего фильма-романа лично представит почти шестичасовой эпос «От предшествующего» (или «Априори»), два месяца назад завоевавший «Золотого леопарда». Поль Веккиали приезжает в Петербург на премьеру другого локарнского раритета, вольной экранизации Достоевского «Белые ночи на причале». А вот Педру Кошты в городе не будет, что не повод пропустить его «Лошадь Денег», мощный историко-психоделический трип. Боюсь, что другого шанса посмотреть его на большом экране не представится, если только Медиа Форум и другие правильные киномероприятия не переломят косность опасливых прокатчиков.
2. Фестиваль «Территория» 1–14 октября