Законопроект о введении квот для импортных продуктов в магазинах приняли в Московской областной думе в минувший четверг, 2 октября. На следующий день соответствующие поправки в закон «О торговле» внесли в Госдуму (пока что документ отсутствует в базе законопроектов, поступивших в российский парламент).

Авторы законопроекта предложили обязать российские магазины выкладывать на прилавки до 50 процентов продуктов отечественных компаний в каждой категории. Один из авторов предложения вице-спикер Мособлдумы Никита Чаплин рассказал, что в законопроекте говорится об общих категориях: мясо, молоко, сыр, овощи и фрукты. Парламентарий отметил, что перечень продуктов в будущем могут детально проработать.

К импортным товарам предложено отнести как продукцию из стран дальнего зарубежья, так и товары стран-соседей, в частности, товары из Белоруссии и Казахстана, которые входят в один Таможенный союз с Россией.

Никита Чаплин объяснил, что долю импортной еды решили ограничить после обращений российских производителей молока и овощей, которые пожаловались на «дискриминацию» со стороны торговых сетей. По мнению депутата, после введения продуктовых санкций российские производители ничего не выиграли: «После введения санкций торговые сети просто заменяют на своих прилавках одни импортные товары на другие. Например, европейские на бразильские».

Против предложения подмосковных депутатов выступили в Ассоциации компаний розничной торговли. Исполнительный директор организации Андрей Карпов сказал, что в России не хватит производителей, способных обеспечить продуктами все торговые сети. «Качество их продукции, как и бесперебойность поставок, зачастую оставляет желать лучшего», — отметил эксперт. По его мнению, в магазинах премиум-класса доля импорта составляет 65 процентов, а в остальных магазинах — не менее половины.

В магазинах «Глобус гурмэ» оценили долю импорта в 95 процентов. В «Азбуке вкуса» говорят о 50-процентной доле импорта, отмечая, что по некоторым позициям — например, в молоке — российские производители заняли 80 процентов. Однако, к примеру, сыры, компания везет из других стран.

В компании X5 Retail Group, которая объединяет «Перекресток», «Карусель» и «Пятерочку», говорят, что доля импортной продукции, в том числе из стран Таможенного союза, составляет около 30-35 процентов. При этом российские производители поставляют 80-90 процентов хлеба, молока и курицы. Самая большая доля импорта приходится на говядину — около 40-60 процентов.

В департаменте торговли и услуг Москвы дают другую оценку: по словам главы ведомства Алексея Немерюка, в магазинах столицы на российские продукты приходится 75 процентов всех товаров. Чиновник считает, что труднее всего удастся заменить фрукты и овощи.