Кино на «Снобе»: «Смелая мама» — чудесная мультистория о схватке с крысой-шантажисткой
Александре Лукиной 27 лет. Режиссуре анимационного кино она училась в мастерской Аиды Зябликовой и Владимира Зуйкова во ВГИКе. Одна из студенческих работ Александры называется «Дочки-матери», что отчасти перекликается с мультфильмом ценимого ею голландского аниматора Михаэля Дюдока Де Вита «Отец и дочь». Впрочем, ранние работы Александра не любит показывать. А ее последнюю на сегодня картину «Смелая мама», побывавшую на множестве фестивалей от Суздаля до КРОКа, мы с удовольствием представляем.
Вот это воспитание! Мне нравилось рисовать и придумывать истории. Я часто привирала, преувеличивала что-то, придумывала приключения. Видимо, чтобы укротить меня, моя мама сделала детскую студию для нашего класса. С нами занимались режиссеры, художники, продюсеры. Мы куда-то ездили, придумывали истории, рисовали, пробовали снимать коротенькие анимационные фильмы. Корявые ужасно, но процесс меня захватил. Мне очень захотелось поступить во ВГИК.
Учиться понемногу. Образование, конечно, нужно, но я не про вуз или школу, курсы, хотя это не помешает. Нужно смотреть кино, читать, общаться с другими аниматорами, рисовать, анимировать, пробовать, ошибаться. Это постоянный процесс, я знаю, что мне еще многому нужно учиться, и мне это интересно.
Кто старое помянет. Во ВГИКе я сделала анимационный фильм «Дочки-матери». Я ему благодарна, очень многому научилась, пока рисовала его, но сейчас он мне кажется наивным. Хотя есть сцены, которые мне до сих пор нравятся, я его никому не показываю теперь.
Что написано пером. «Смелая мама» сделана по сказке Сергея Седова. В сказке уже был заложен сюжет, но его пришлось менять. Было много вещей, которые хороши в тексте, но для экрана не подходили. Или много таких моментов, где нужно было усилить напряжение, добавить действия.
Элементарные частицы. Изначально я хотела сделать изображение очень условным, а персонажей — характерными. Это было нужно, чтобы сохранить иронию, заложенную в историю. Чтобы убрать все лишнее, что истории мешает. Персонажи состояли из простых фигур, поэтому лучше всего для анимации подходила техника «перекладка».
Бумажный рок. «Смелая мама» — это рабочее название, мне оно не нравится. Но изменить его не получилось, какие-то бумажные сложности возникли.
Мировая анимация. Большую часть времени я работала на студии «Пчела» в Москве. Аниматоры были разбросаны по России — Якутск, Питер, Краснодар. Художник, помогавший с фонами, работал вообще в Израиле.
Шестое чувство. Пока работала над фильмом, мне везде встречались огромные крысы. То по дороге пробежит, то в метро, даже в здании, где студия раньше была, сидела в коридоре, нежно смотрела на меня. Композитор и аниматор тоже рассказывали про крыс. На даче, на балконе. Они нас прямо преследовали.
146 процентов для души. Желания крысы были прописаны в сказке, но я их тоже меняла, усиливала, усугубляла. Например, в сказке крыса просит просто «молоко повышенной жирности». Моей широкой русской душе было этого мало.
С оглядкой на. Референсов по этому фильму у меня не было, но есть фильмы, на которые я всегда буду ориентироваться. Такой недостижимый уровень мастерства. Это фильмы Хитрука, Норштейна, Пьярна, Дюдока Де Вита, Игоря Ковалева. И еще многих мастеров, список большой.
Страху — нет. Самым сложным на «Смелой маме» было закончить работу над фильмом, мне все время хотелось что-то переделывать, улучшать, перерисовывать. Это фильм о том, что страх подчиняет себе, управляет жертвой, и о том, что любовь сильнее страха. Мне вообще страхи и их преодоление очень интересны. Еще я боялась крыс в детстве.
Люди — за. Я чувствую, что этот фильм больше нравится зрителям, чем мой студенческий. Больше людей подходят, говорят всякие вдохновляющие вещи. «Смелая мама» получила две награды, благодаря зрителям — третье место в профессиональном рейтинге на ОРФАК в Суздале и приз зрительских симпатий на фестивале «Бессонница».
Особые мнения. Перед показом в Суздале я безумно волновалась, это был первый показ «Смелой мамы». Там были практически все мастера отечественной анимации. Я помню, как стояла около входа в зрительный зал и у меня коленки дрожали. Потом зрители подходили ко мне, наговорили кучу приятных вещей. Такое счастье! Михаил Алдашин, Иван Максимов, Дмитрий Геллер, Михаил Тумеля фильм похвалили, мне очень приятно было, для меня важно их мнение. На КРОКе было обсуждение дебютных фильмов с Юрием Борисовичем Норштейном. Комментарий Юрия Борисовича приятно удивил, я совсем не ожидала, что ему понравится фильм.
Горячая каша. Сейчас разрабатываю сразу несколько идей для следующих фильмов, такая каша, из нее что-то может получиться: один фильм, может, два, может, ничего. Но эта работа все равно полезна лично для меня. Есть одна идея уже разработанная, рабочее название «Горячие новости», ей я больше всего времени уделяю.
Другие фильмы проекта:
Если вы хотите стать участником проекта, присылайте информацию о себе и своей работе по адресу [email protected].