Фантастический триллер от автора с зашкаливающим градусом амбициозности и помпы: вспомните «Начало» или «Темного рыцаря»; так вот, «Интерстеллар» еще значительнее. Уйма актеров экстра-класса (от Майкла Кейна до Кейси Аффлека, Мэтью Макконохи в самой главной роли), хронометраж 2 часа 48 минут и хитро изложенный сюжет о том, как вымирающее человечество срочно ищет себе новую планету. Начинается все на Земле, в недалеком и скорбном будущем, где пылевые бури и инсекты-вредители уничтожают урожаи на корню, технический прогресс проклят, дети учатся по фальсифицированным учебникам, отрицающим факт высадки американцев на Луну — мол, все это была лишь инсценировка с целью подстегнуть Советы к бессмысленному освоению космоса и тем самым разорить. Продолжается за пределами Солнечной системы, где кучка одержимых астронавтов пытается присмотреть хоть что-то, пригодное для жизни, и если не эвакуировать туда уцелевших землян, то хотя бы вырастить новых людей из пробирки. Пропустить этот фильм — хотя бы в силу вышеупомянутых мегаломанских причин — было бы странно. Страстно рекомендовать — при всей моей любви к фантастике в целом и фильмам про метаморфозы времени в частности — не получается: возможно, потому, что сюжет для небольшой новеллы Нолан разворачивает до тысячи страниц, отчего выходит утомительно. Возможно, из-за того, что к земным комплексам и проблемам Нолан привязан сильнее, чем к космической романтике (как, кстати, и авторы прошлогодней «Гравитации»), отсюда парадокс: напоминающие о «Гроздьях гнева» и Великой депрессии «почвенные» сцены выходят сильнее путешествий по планетам. Еще один парадокс в том, что структура «Интерстеллар» неожиданно напоминает хулиганский эпос Андрея Кагадеева и Николая Копейкина «Звездный ворс», разница в том, что у Нолана шутить на экране дозволяется только роботам.
2. «Татьяна» Джона Ноймайера в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко 7, 8, 10 ноября
Живой хореографический классик Ноймайер превращал в балет чеховскую «Чайку», теперь, по заказу Гамбургской оперы и нашего «Стасика», добрался до «Евгения Онегина». «Это особенный роман для русских, так что я робею, — откровенничал Ноймайер накануне гамбургской премьеры. — Не получится же поставить так, как Пушкин написал. Главное для меня — как центр “Евгения Онегина” — сон Татьяны». Партитуру сочинила постоянный соавтор Ноймайера Лера Ауэрбах, за дирижерским пультом Феликс Коробов, главную партию по очереди танцуют Диана Вишнёва (о ее персональном фестивале — ниже), Оксана Кардаш, Валерия Муханова и Ксения Рыжкова.
3. «Норманск» Юрия Квятковского на открытии фестиваля «NET — Новый европейский театр» в Центре им. Мейерхольда 7 ноября
К программе лучшего российского театрального фестиваля мы на днях еще вернемся. На старте NET’а — два «местных» спектакля: бродилка по мотивам «Гадких лебедей» и «Золушка» по пьесе Жоэля Помра в «Практике». 15-го же ноября гастролями венгерского театра «Протон» начинается «зарубежная» часть фестиваля, и ничего подобного никто, кроме NET’а, в России себе позволить не может (или не хочет): Мундруцо, Помра, Донеллан, Кентридж, Коршуновас, Митчелл, Тальхаймер.
4. Выставка «Георгий Костаки. Выезд из СССР разрешить...» в ГТГ на Крымском Валу с 12 ноября