В чем опасность раннего развития

Одаренные дети вырастают, и оказывается, что жить бывшему вундеркинду очень трудно

Иллюстрация: Corbis/All Over Press
Иллюстрация: Corbis/All Over Press
+T -
Поделиться:

— Вы мне ничем не поможете.

Девушка не спрашивала, а утверждала. Возражать ей («А вот и помогу!») показалось мне глупым, сразу соглашаться — еще глупее, поэтому я промолчала, и мы просто рассматривали друг друга.

Девушка была невысокой, полненькой, с маленькими ступнями и кистями рук. Лицо наполовину прикрывали неровно обрезанные темные волосы. Симпатичная или нет — понять было невозможно. На лице девушки лежала тень, и она падала не только снаружи, от волос, но и, если можно так выразиться, изнутри. Природы этой тени я не понимала, потому что присутствия большой психиатрии не чувствовала. А что же еще?

Мать очень просила меня: две попытки самоубийства почти подряд, второй раз едва откачали, единственный ребенок, умный, талантливый, любимый, всегда все было хорошо — и вот, лекарства тоже не помогают… Я позволила себя уговорить, а теперь об этом почти жалела.

— Женя, сколько вам лет?

— Двадцать один. А сколько бы вы дали?

— Я бы затруднилась с ответом, — честно ответила я.

— Я все равно не буду жить, — равнодушно сказала девушка. Рисовки в ее утверждении почти не было, и это пугало больше всего. — А все, что вы придумаете, чтобы мне возразить, я могу сказать сама себе перед зеркалом. И оно совершенно ни в чем меня не убеждает.

Я кивнула, соглашаясь. Знакомое ощущение: все аргументы, которые вы можете привести по тому или иному вопросу, я знаю и сто раз проговаривала сама себе. И ни в чем саму себя не убедила.

— Скажите, Женя, ваши трудности, в чем бы они ни заключались, начались когда?

— Когда? — Женька задумалась, потом неуверенно предположила: — Ну, наверное, когда я родилась? Ведь если я сейчас хочу умереть — молодой и здоровой, то, наверное, уже само мое рождение было ошибкой?

Этому утверждению нельзя было отказать в некоторой логичности, но меня, конечно, интересовало нечто совсем другое.  

— Ладно, сформулирую иначе: когда вы поняли, что многое в вашей жизни идет не так, как вам бы хотелось?

— А у вас что, неужели все идет и шло как вы хотели? — с некоторым вызовом вздернутый подбородок: эка я вас…

— Да. Не совершенно все, конечно, но по преимуществу.

Женька сразу поняла, что я не вру, и снова сникла.

— Так когда?

Поняла, что не отстану, и ответила:

— В конце десятого класса. Мне было тогда 14 лет… и у меня как раз вышла вторая книжка.

— Спасибо, Женя. Теперь я хотела бы поговорить с твоей мамой. Она ведь сидит в коридоре?

— Как? — Женька  удивилась так искренне, что даже немного ожила. — А у меня вы больше ничего не спросите?

— Может быть, потом…

***

— Я довольно быстро сообразила, к чему идет. И ему говорила, умоляла даже. Он меня не слышал. Мы тогда и к вам приходили, вместе с ним, то есть все вместе. Вы сказали: все этапы должны быть пройдены, вы отнимаете у дочери детство, это не пройдет для нее бесследно. Он потом сказал: боже, какая ерунда все эти психологи! Напыщенные неудачники, думают, что что-то понимают в жизни, но это же смешно!

Я их тогдашних, конечно, не помнила — сколько лет назад это было?

— А кто такой «он»? Ваш муж, отец Женьки?

— Да, он. Если бы вы знали, как я сейчас себя ненавижу — за глупость, податливость, за честолюбие, ведь и оно у меня тоже было — чего тут скрывать и все валить на мужа.

— Ненависть — сильное чувство, но оно редко бывает конструктивным, — заметила я. — Расскажите лучше о хорошем, как я понимаю, его было много…

***

Для женщины это был первый брак, для мужчины — третий. В двух предыдущих у него тоже были дети — дочь и сын, но он фактически не занимался их воспитанием. Дочь, уже взрослая, замужняя, жила где-то обычной и благополучной жизнью, а с сыном что-то не сложилось — она точно не знает, но были какие-то довольно крупные неприятности, они с бывшей женой бессильно и громогласно обвиняли друг друга, она как-то оказалась свидетельницей.

Брак был по любви. Он казался ей потрясающим: зрелым, красивым, талантливым. Он всегда прекрасно рисовал и очень хотел стать свободным художником, но его родители сказали: это не профессия, которой можно заработать кусок хлеба, он послушался и стал архитектором. Все говорили, что хорошим.

Когда она забеременела, он проявлял такое внимание и такую чуткость к ее состоянию, что ее подруги буквально плакали от зависти. Он говорил: я так счастлив, что у меня наконец-то будет ребенок! Она иногда думала: а как же два предыдущих? Но ей все равно было приятно, что ее ребенок — главный. Он целовал ей руки, дарил разноцветные гладиолусы и говорил: вот увидишь, я буду замечательным отцом!

Но когда Женька родилась, он как будто забыл обо всех своих обещаниях. Она крутилась в детско-пеленочно-бутылочной карусели, потом у нее был мастит, потом у Женьки — воспаление среднего уха… А у него — новый проект, поездка с друзьями на этюды, и «доброжелатели» уже намекали ей, что у него новый роман… а чего ж ты хотела, тебя все предупреждали, надо же было понимать, когда ты…

В три с половиной года Женька по кубикам выучилась складывать слова и вслух прочитала папе что-то из азбуки. И приблизительно тогда же нарисовала совершенно потрясающего петуха с хвостом-радугой.

Ей показалось, что она в реальности услышала, как у него в голове щелкнул какой-то переключатель. Он сказал:

— Гляди-ка: все-таки не зря я выбрал для дочери такое имя — Евгения. В нем есть правильный корень.

И все стало, как он обещал ей когда-то. Он занимался дочкой с утра до ночи, он повсюду таскал ее за собой, он не только баловал, но и умно, внимательно, требовательно учил дочь, открывал ей мир. Женька ходила за папой как хвостик, а у нее вдруг неожиданно появилось  свободное время.

У него было много знакомых. Он устроил выставку Женькиных рисунков. О ней написали в трех газетах. Какой-то телеканал взял у Женьки интервью. Женька попросила себе для телевизора длинное платье «как у мамы» и «настоящую прическу».

— Ты работаешь в издательстве, — сказал он ей. — Это очень кстати. Я думаю, что из Женькиных рисунков с ее же подписями получится отличная книжка.

— А может быть, детский сад? — осторожно спросила она. — Перед школой рекомендуют…

— Но что она будет там делать?! — искренне удивился он. — Там же все намного ниже ее по развитию. Ты же сама видишь: она на равных разговаривает со взрослыми людьми, интересуется устройством мира…

— Это так. Но при этом Женька совсем не умеет общаться с ровесниками, — возразила она. — И школа…  

— А зачем это ей? Всем интересно общаться, быть с равными или с теми, кто выше по развитию. Разве ты сама не так думаешь? — он подмигнул ей, и она поняла его намек. — А насчет школы я как раз размышляю. В первом классе ей откровенно нечего делать, ведь она легко решает задачи для третьего класса и пишет философские рассказы — ты же сама их читала.

— Но как же? У нашей Женьки не будет «первый раз в первый класс»?

— А зачем это ей?

Вместо первого класса у Женьки была вторая персональная выставка.

***

— Ты не одна такая, — сказала я Женьке. — Поверь мне, не одна. Вас таких на самом деле много, почти столько же, сколько детей с задержкой развития. У тебя получился злокачественный вариант, потому что твое преходящее вундеркиндство раздули в слишком большой, лоснящийся, переливающийся всякими красками пузырь. Когда он лопнул, тебе пришлось туго, я понимаю. Жизнь как будто бы потеряла все краски, но то были краски мыльного пузыря. Теперь надо оглядеться и увидеть настоящее. Если ты сейчас перетерпишь, стиснув зубы, то  потом, с годами, все-таки привыкнешь жить в обычной жизни обычным человеком, найдешь в ней много радости, любви, творчества.

— Я не хочу обычным, — сказала Женька. — Не могу и не хочу. Зачем это мне?

— Просто чтобы жить. Найти свое место и жить.

— Мое место здесь если и было, так оно… заросло давно.

— Можно устроить прополку.

— Зря вы это говорите… просто чтобы сказать… все зря.

***

Недавно я узнала, что Женька все-таки умерла, покончила с собой.

Этот материал я посвящаю ее памяти.

Кто знает, может, он вовремя предостережет какого-нибудь родителя и облегчит вхождение в обычную человеческую жизнь двум-трем детям с общей ранней детской одаренностью (именно так на русском языке называется этот феномен).  Женьке, я уверена,  понравилась бы эта мысль, ведь она в конце своей недолгой жизни все время спрашивала: значит, все было зря? Все напрасно?

Ничего не бывает напрасно — так я думаю.

 

Читайте по теме:

Катерина Мурашова: Кому завидуют одаренные дети

Катерина Мурашова: О ранней детской одаренности

Катерина Мурашова: Одаренность — это нарушение

Катерина Мурашова: Дар божий или проклятие?

Комментировать Всего 78 комментариев

Это ужасно, что произошло с Женей. На самом деле, Вы правы, Катерина, это не исключение. И дело не в одаренности ребенка. У каждого бывает в жизни успех и из него выходить очень трудно и не все справляются. В конце концов, имперский синдром народа - тоже об этом. Неумение или нежелание  идти дальше, найти новые ресурсы. Как живут бывшие генеральные директора фирм? Очень по-разному. Как живет режиссер после своего лучшего фильма? И "жить после 50 лет нас не учили" - тоже об этом. Вы затронули очень интересную тему, Катерина. Сколько тренингов на тему как добиться успеха. А вот после успеха едут в Индию почему-то))

Марин, не в бровь, а в глаз. Как жить после того, как был первым человеком в истории, ступившим на Луну. Нил Армстронг ушел в запой, из которого его с трудом вывели, а потом всю жизнь прожил университетским преподавателем, почти всегда отказывался от интервью и любой публичности.

Ага. Нашему Гагарину, как я понимаю, тоже не очень легко было.

Тут я на удивление мало знаю. Имиджевость блюдется, в музеях ничего такого не рассказывают.

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова, Алекс Лосетт

Да, согласна. Тема "жить после успеха" - очень широкая, много шире ранней детской одаренности. Но все-таки если это взрослый человек, он в общем-то должен сам подумать о том, что она будет - "жизнь после пятидесяти", что все фильмы не могут быть лучшими, что редко кто всю жизнь идет в гору и т.д. А вот за ребенка, родившегося таким, обязаны подумать все-таки родители. Ну и конечно, мой личный интерес - я просто с этим чаще сталкиваюсь по работе. Но, Вы знаете, Марина, я с годами научилась видеть во взрослых людях вот этот след - "бывшего вундеркинда". Это отчетливый вполне симптомокомплекс. С собой ведь по счастью редко кто кончает, большинство живут себе дальше, но вот этот осадок в душе - мелькнувшего и исчезнувшего - у большинства на всю жизнь остается, да, и ощущение какой-то обманутости, что ли. Типа "жизнь в самом начале поманила..." Может быть, это в чем-то сходно с женщиной, которая в юности была писаной красавицей, а потом...?

Эту реплику поддерживают: Алекс Лосетт, Марина Романенко

Катерина, бывшая красавица тоже может выбрать - вспоминать о былом с удовольствием или с желанием всем отомстить. Или выбора нет? Что говорит психология - характер меняется с годами? Темперамент, кажется, нет. А вот с характером - не знаю...

Марина, психология говорит разное:) мне лично кажется, что характер эволюционирует, то есть сочетание врожденного и внешней среды. Все-таки как обошлась с человеком жизнь тоже влияет. Хотя и не стопроцентно явно, у меня недавно была новеллка про женщину из детдома с больным ребенком - тому в подтверждение.

Эту реплику поддерживают: Елизавета Титанян, Марина Романенко

Катерина, тут более или менее понятный вывод напрашивается - не лишайте ребенка детства (что это означет - более или менее понятно).

А есть ли некие аналогичные очевидные выводы для взрослых? В смысле, что точно нельзя делать, чтобы не загнать человека в угол, из которого ему покажется, что есть только один выход?

Эту реплику поддерживают: Christina Brandes-Barbier de Boymont, Инна Пополитова

Для ребенка это не совсем строго "не лишайте детства" - я в общем-то против того, что все дети без исключения должны обязательно собирать пирамидки, играть в "дочки-матери", качаться на качелях, гонять мяч во дворе и давить перед зеркалом прыщи :) Наверное, я тут благодаря Вам подумала, я следующую новеллку про другого вундеркинда напишу, которого уже 20 лет наблюдаю. Там совсем другая история.

Что касается взрослого человека, то, Лена, пожалуйста, поясните Ваш вопрос, боюсь, я не совсем его поняла: Речь идет о "жизни после успеха"? О чьих действиях идет речь? Его собственных? Близких к этому человеку людей? Общества? Еще кого-то? 

Эту реплику поддерживают: Евгения Кобыляцкая

Я имела в виду просто о жизни "обычного" человека. Но, пожалуй, вопрос снимаю. Он значительно обширнее, чем мне сначала показалось, даже на уровне модели.

Отдельно подумаю и, может, отдельно поговорим. Что может привести к самоубийиств и что надо делать, чтобы это предотвратить.

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

следующую новеллку про другого вундеркинда напишу

ждем!

Эту реплику поддерживают: Александр Звонкин, Алия Гайса

Да((. Не зря. 

Похоже на Нику Турбину (даже внешне).

Эту реплику поддерживают: Christina Brandes-Barbier de Boymont

Ксения, я точно не помню - Ника Турбина ведь была поэтесса или музыкант, да? И тоже покончила с собой? А я почему-то всегда вспоминаю художницу Надю Рушеву. Хотя там была не общая, а специальная детская одаренность, и умерла она трагически рано, но как будто от естественных причин. 

Эту реплику поддерживают: Алекс Лосетт

Да. Ника писала стихи, "недетские", как тогда выражались. Евтушенко подхватил её и потащил в славу, в девять лет. Я нормально отношусь к Евтушенко, но вот за это его на том свете по головке не погладят. А после двадцати - стихи уже никого не удивляли, и Ника пошла вразнос, в эмоциональном смысле. (( Было всякое, чем пыталась забыться. Дважды прыгала из окна, на второй раз "удачно"((. 

А Надя Рушева - то вариант Моцарта, на таких не действует никакая ранняя слава. Они просто пашут и пашут всю жизнь. Хотя Моцарт, говорят, за кружечкой сожалел: теперь я кто? - нищий лабух, а вот бывало шестилетним пацаном... меня архиепископ и король... То есть тоже не избежал вот этого вот...

А из ещё более древних времён - маленькая Жаклин Паскаль - та ушла в монастырь, да и брат её Блез жил, как помним, несладко и считал свою страсть к познанию грехом - тоже обоих отец воспитывал по своей программе, "умно и требовательно", и тоже гордился детьми - один в 13 лет открытия в математике совершает, другая в 11 импровизирует при дворе любые стихотворные жанры. 

У Блеза все-таки была специальная одаренность, мне кажется, как у Нади. Он же в 11 лет всю геометрию Евклида "переоткрыл", а отец у него тогда как раз книги отбирал, потому что ему врачи не велели мальчика "перегружать". То, что он потом слегка на религии "съехал", все-таки его естественно-научных трудов не отменяет. К тому же у него был хронический невроз, в очень тяжелой форме, фактически я только один вообще случай знаю, когда человек, судя по всему, от невроза УМЕР.

Эту реплику поддерживают: Christina Brandes-Barbier de Boymont, Ксения Букша

Папа Блезу математику не давал, ибо это было не по его плану.)) Сначала по плану были языки, а потом уж математика. А дитё ждать не хотел. Вот и пришлось самому себе математику открыть, на палочках.

Конечно, не отменяет!

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова, Christina Brandes-Barbier de Boymont

А еще Ника была влюблена в Евтушенко. Но эта обычная девичья романтическая увлеченность мэтром, наложенная на особый психотип, стала разрушительной для Ники в самом прямом смысле слова. 

Ой, это вообще жуть. И Евтушенко наверняка "не замечал" - а что такого? а при чем тут я? Фу.

Эту реплику поддерживают: Christina Brandes-Barbier de Boymont

Да, естественно. Эту историю рассказывала знакомая, которая хорошо знала Евгения Александровича (Женьку, как она его называла). Он же очень самовлюбленный тип, ему льстило внимание молоденькой экзальтированной девочки. Использовал ее как девочку на побегушках и т.п....   

У Нади Рушевой была врожденная проблема с сердцем, этот ребенок был обречен с рождения... Не знаю почему, но моя мама была влюблена в эту девочку, точнее, в ее искусство, и всегда плакала, когда рассказывала о Наде... 

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Я тоже как-то по-особому к ней всегда относилась, видите, даже сейчас, спустя столько лет, в общем некстати совсем вспомнила. И тоже не знаю, почему. 

В википедии пишут вот что:

"Скончалась 6 марта 1969 года в больнице из-за разрыва врождённой аневризмы сосуда головного мозга и последующего кровоизлияния в мозг." - я в общем-то тоже это помню, а не про сердце.

Ошиблась с диагнозом. Просто помню из детства, что говорили "сердце"...

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

А мне вспомнился Майкл Джексон - тоже гениальный ребенок, гениальный певец, композитор, продьюссор, шоумен. Этот Моцарт 20 века. Кончина в зените славы в 50 лет - закономерный конец для Майкла, который дотянул до такого возраста только благодаря (или вопреки?) совр. медицине.   

Эту реплику поддерживают: Гузель Махортова, Инна Пополитова

Ну про Майкла уж никак нельзя сказать, что он не реализовался - более чем. У какого яркого таланта путь в полвека без терний? Были вообще такие в истории? Кристина, Вам никто в голову не приходит? 

Нет, без терний ни кого жизни не бывает, даже у бесталанных )))))))))) 

ИМХО,  у "нормального" гения (или "простого" таланта) всегда будет период творческого спада, критического отношения к своему творчесву, деятельности. Из успешных и гениальных в голову приходит каталонец Сальвадор Дали.  

Вне  терновых кустов творили советские поэт Сергей Михалков и кинорежиссер Александров, которые были обласканы властью сполна.   

Майкл Джексон был заложником своего отца, братьев, семейства, продьюссеров и пр. Работал на износ в детстве и юности, молоодости. мое мнение, что его запас прочности - физической, психологической - вышел к 40 годам. Но его еще продержали на наркотиках (лекарствах) 10 лет... 

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Фредди Меркюри один из моих культовых исполнителей. Но, несмотря на безусловный огромный  талант и гениальность (один только вокальный диапазон чего стоит) , он все-таки начал свою творческую деятельность не в раннем детстве /юности, чуть-чуть попозже (я не учитываю его любительские школьные группы).

Майкл Джексон стал выступать на любительских  сценах лет с 5-6, а уже с 8 стал выступать за деньги. Он действиетельнно был своего рода Моцартом XX века, и не только из-за своей гениальности, но еще и потому что был  ребенком, обладающим работоспособностью взрослого высокопрофессионала.  

да-с.....................серьезно страшновато.

Мы сначала сыну ничего не говорили  про тестирование: просто "сходил к тетеньке, сделал задания". Но разве скроешь, когда сам класс называется "для одаренных". Сейчас пошел на пробный день в частную школу, и потенциальные одноклассники его сразу "гением" обозвали. Взрослые тоже все время зачем-то вслух при ребенке восхищаются.  И я вижу, как он входит в роль. Мне все это не нравится, но я не вижу, где выход.

Вторая проблема - т.н. "нормальное" современное развитие. Если бы они с друзьями бегали по двору и лазали по лужам... они же сидят, не отрываясь, у компьютерных и игровых экранов!

Алекс, все в порядке. Ресурс - это благо, дар божий или природный. Один человек может лучше всех решать задачи, другой - подтягиваться на турнике, а  третий вообще - понимает язык животных. Очень хорошо, если человек знает, в чем его ресурс (например: я могу хорошо учиться в школе по всем предметам, кроме труда и рисования), и отлично, если он умеет видеть и называть ресурсы других (Энни рисует лучше всех,  Али - всех сильнее, а Таня - умеет утешать тех, кому плохо). И тому и другому должны научить родители, мне кажется, если положиться чисто на среду, то там слишком часто возникают искажения.

если положиться чисто на среду, то там слишком часто возникают искажения.

Катерина, раскроийте эту тему, пожалуйста. Или, может, у Вас есть эссе на тему?

Прочитала по ссылкам Ваши другие эссе по теме и, особенно, дискуссии. В одном месте Вы пишите, что не следует перескакивать классы, т.к. не формируются дружеские отношения. (Один мы уже перескочили в 6 лет)

Если сформулировать 2-4 основных пункта, ЧТО НЕ ДЕЛАТЬ родителям детей с ускорением развития, какие это будут пункты?

А если можно, то еше 2-4 пункта ЧТО ДЕЛАТЬ. :))))))))))))

Алекс,  тут в том-то и загвоздка, что дети с ранней детской одаренностью, как и дети с задержкой в развитии, как правило, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО нуждаются в индивидуальном образовательно-воспитательном маршруте, в отличие от середины кривой нормального распределения, которую в общем-то можно ничтоже сумняшеся без особого вреда пускать в "образовательный конвейер".  Кому-то в сложившихся обстоятельствах действительно правильно будет перескочить через класс (шизоидные интроверты не особенно привязываются к одноклассникам), а кому-то - ни в коем случае (эмоционально-тонкие дети со склонностью к меланхолии могут годами тосковать, потеряв во втором классе единственного друга, который "был совсем как я и меня понимал"). В любом случае главная и ведущая тут роль - у родителей, которые, как ни крути, до определенного возраста знают своего ребенка лучше чем все психологи и педагоги вместе взятые. Когда даже с самыми лучшими намерениями вмешиваются из среды всякие условные "евтушенки", ситуация, как мы знаем, может очень осложниться. А ведущая линия в "что делать" - в общем-то как со всеми детьми: 1) картировать мир, чтобы ребенок в меру своего возраста понимал, что, где и с кем происходит (и с ним самим в том числе), и (важно!) кто, что и по какому поводу чувствует - ибо у этой закраины кривой нормального распределения с этим пунктом часто проблемы.

2) эффективно использовать тот ресурс, который обломился "от природы" - то есть, по возможности удовлетворять повышенную жажду познания (не признания!) ребенка, от себя, может быть, слегка делая упор на то, что может пригодиться, поддержать подростка в дальнейшем, если "ранняя одаренность" сойдет на нет. 

Эту реплику поддерживают: Алекс Лосетт, Ксения Букша

И от меня спасибо! А ещё я думаю, что - вот вы писали про строителей миров - так вот, это самое то, что может и должен делать одарённый ребёнок в свои 2-10 лет. Строить миры и тащить в свои миры всё, что захочет, придумает и узнает. И это у них получается очень увлекательно, а если родители научат немножко дружить - то может получиться мир на двоих или на четверых)). 

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова, Анна Зарембо

О да, как Вы правы, Ксения! Дело в том, что вот эти иногда возникающие способности к синтезу, поиску нестандартных решений и соответствий у совсем маленьких детей почему-то часто трактуют как математические и суют их в сильные математические школы. А они - создатели миров - ведь совсем-совсем не про то. Они нам (популяции, родителям, воспитателям и т.д.) посылаются, чтобы мы сами могли вокруг незамыленным взглядом посмотреть... :))

Эту реплику поддерживают: Ксения Букша

ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!!!!!!

( Подробно напишу вечером, сейчас- срочный проект)

Катерина, еще раз - ОГРОМНОЕ СПАСИБО. Растить ребенка – нервирующее дело. Большинство родителей, я думаю, искренне хотят его выполнить, как лучше, но понимание, что сам не знаешь «как лучше», рождает дикий страх навредить.

И действительно, когда видишь в ребенке способности, то хочется их развивать с той скоростью, с какой они естественно растут, если их кормить здоровым интеллектуальным продуктом. Но, чем больше кормишь, тем больше получается перекос по отношению к «норме». Мы бесконечно задаемся вопросами, что делать и куда двигаться дальше. Получить от Вас некоторые ответы – бесценно.

Я суммирую, что я поняла.

Думать самим, и не давать вмешиваться посторонним. Я, кстати, еще до рождения ребенка читала очень грустную статью про мальчика с очень высоким Ай Кью, который покончил жизнь самоубийством лет в 17. Он не ходил в школу, а учился дома, и его курировала какая-то психологша – специалистка по супер способным детям. Короче, не даем «курировать».

Объяснять, что происходит. Уже делали(ем). Все время обьясняем, все максимально честно. Про чувства сложнее: тут и у меня и у мужа мудростью похвастаться не получится. Будем учиться. В этой области и у ребенка перекос не столько приобретенный, сколько врожденный (был заметен до всякого образования. Ему интереснее действовать, чем думать о чувствах, своих или чужих.)

Отличить жажду знания от жажды признания. Поняла, будем обращать на это внимание.

Если одаренность сойдет на нет, поддерживать. Понятно!

Да, из хороших новостей, он сегодня мне сообщил, что у него много новых друзей и назвал 1/3 класса. В этом году мы его перевели в более приличную школу (вторая-третья по качеству в городе), и в ней гораздо более похожие на нас родители и похожие на него дети. С одним мальчиком, тоже новеньким и одаренным, он в первый день подружился, и с тех пор все набирает друзей. (В прошлом году в дворовй школе был кошмар.) К сожанению, они в общественных школах каждый год перетусовывают классы, поэтому обзавестись постоянными друзьями непросто. Зачем это делается, мне непонятно, но это так.

И тут опять возникает вопрос, как направлять его дальнейший путь. Стараться попасть в гимназии для одаренных , которые по определению обособленные или держаться приличной "средней" школы?

Мало того, может, будет возможность попасть в частную школу. В ней будет много богатых. Разговаривала с приятельницей, у которой две дочери в эксклузивной школе-пансионате около Принстона. Она говорит, что подружиться с "местными" ее дочкам непросто, если не невозможно. Опять же, что делать? Идти в прекрасную школу и не дружить? Или дружить в средней?

Алекс, я, может быть, Вас удивлю, но довольно большой процент родителей вообще не думает о том, как правильно воспитывать детей, ограничиваясь мысле-ощущением "чтоб у них было все необходимое, а там они сами как-нибудь разберутся. Я же вырос, разобрался, ну они что - глупее что ли?"

Ваш последний посыл я не очень поняла: сын строит в школе отношения, дети похожи на него, родители на вас с мужем - зачем что-то еще менять? У него там интеллектуальный недогруз, вам кажется? Так можно же подгрузить кружками? Это в Америке реально? А потом, когда станет постарше, у него же могут выявиться какие-то интересы более специальные, вы их и учтете в построении его дальнейшего маршрута.

эмоциональным развитием таких детей заниматься надо по-любому. Это у них почти всегда тонкое место с опасностью разрыва по нему. Гениев эмпатии из них обычно не сделаешь, как ни пытайся, но есть норма реакции, и в ее пределах надо стремиться к потолку. Именно это - лучшая профилактика всех дальнейших возможных кризисов.

Эту реплику поддерживают: Christina Brandes-Barbier de Boymont, Алекс Лосетт

Ваш последний посыл я не очень поняла: сын строит в школе отношения, дети похожи на него, родители на вас с мужем - зачем что-то еще менять?

Простой ответ - наша идет только до 8 класса, и в старшие классы все равно нужно будет идти "по конкурсу" в другую. Уже к 6му классу все лучшие дети из этой уйдут.

Развернутый ответ - это наша американская специфика. Многое, что у нас происходит, в России  просто невозможно представить.. Здесь столько странностей, что просто удивительно.

Например, о кружках. В СССР в больших городах их был огромный выбор, да и еще бесплатно. Были методы преподавания, и качество было приличное. В раннем детстве я 3 года ходила на профессиональную гимнастику, пешком, сама. Выросши постарше, ходила в детскую художественную школу. Здесь мало того, что платно и дорого, но и бессистемно - никаких квалификаций для такого "преподавания" не требуется, поэтому все кто в лес, кто по дрова. Что еще хуже, везде детей надо возить на машине, что абсолютно убивает родительское свободное время год за годом, как НОРМА ЖИЗНИ. Даже такое понятие придумано soccer mom - мамаша, которая возит детей с одних кружков на другие как на работу.

С этой позиции, частные школы предоставляют возможности ВНУТРИ ШКОЛЫ, Многие общественные тоже предоставляют, но не в городе.

 Частные лучше в принципе по многим параметрам, например, по помощи, которую они оказывают детям в поступлении в университеты. В общественных школах один университетский консультант на 500, а то и на 2000 детей. в частной - один на 10. Разница очевидна.

В общественных очень много жуткой бюрократической тупости всякого вида, какая СССР и не снилась. Один из любимейших коньков общественных школ - задавать столько (ненужных) домашних заданий, что дети "учатся" до 1-2 часу ночи из года в год. Когда и кто придумал, что это должно быть нормой, мне неизвестно, но это правда американской школы. Неохота просто бумагу пачкать рассказами о здешних маразмах. Желательно просто выйти из этой системы.

То есть, Вы уверены, что частная школа дает лучшее образование, меньше перегружает ребенка и можете за нее заплатить? Но сомневаетесь, как там у него будет с социализацией? А что в основе сомнений? То, что там будет много детей из богатых семей? А что - у них есть какие-то специфические проблемы в общении?

Да, у детей из богатых семей другие обстятельства, чем у детей "среднего класса". Насколько возможно завязывать дружбу через такие барьеры трудно сказать. Вот дочерям приятельницы не  удается, а они не бедные.  Папа преподает на MBA, а мама работает в частной школе

Эту реплику поддерживают: Юлия Панченко

Алекс, Вы уверены, что дело именно в богатстве (у дочерей приятельницы)? Понятно, что графскому сыну трудно выстроить отношения с сыном трубочиста (хотя и такое бывало:)), им просто пересечься негде, но если дети учатся в одном классе, вместе взрослеют, занимаются спортом, посещают одни кружки и участвуют в одних интригах.., но я вполне допускаю, что я каких-то реалий жизни американских богачей просто не знаю, я же обо всем  этом только по книгам сужу да по сериалу "скорая помощь" (единственный сериал в моей жизни который я просмотрела целиком) :))

 я вот тоже думала, что все мы - человеки. И не думала, у него будут проблемы в дворовой школе. Сын общительный хоть и не очень склонный к рефлексии на темы чувств, и научен ко всем людям относиться как к равным.  Но он пришелся не ко двору в своем классе: единственный белый, на год младше одноклассников и самый толклвый. Его постоянно дразнили "геем", и кто-то регулярно  называл "уродом". Он  не подружился нис кем, кроме двух мальчиков на класс старше, куда он весь год ходил на математику. Один из них - белый, а другой - с Гавайских островов. Я общалась с обеими мамами. Оба друга в конце года тоже ушли из дворовой школы.

С богатыми - проблемы в обратном направлении. Мишель Обама (тогда еще не Обама) весьма страдала в своем Принстоне. Видимо, людям просто не о чем разговаривать. Один думает, как найти летом работу и отплатить студенческий заем, а другой как он будет на яхте бороздить Средиземное море.

просто не о чем разговаривать

Алекс, вот я именно этого не понимаю - ведь в школьные годы вокруг происходящего в ней и около нее вращается очень существенная часть жизни, я вспоминаю сейчас, что мы вообще очень мало обсуждали то, что происходило у нас в семьях, я даже состав семьи знала только у ближайших друзей и подруг, зато учебные, личные социальные проблемы - своего класса, параллельного и частично - двух старших.

что мы вообще очень мало обсуждали то, что происходило у нас в семьях, я даже состав семьи знала только у ближайших друзей и подруг,

это с одной стороны. А с другой стороны, все мои подруги со временем оказались детьми немолодых родителй, точно как и я. И вышла замуж за такого же. При этом ни у кого не спросив, каков возраст их родителей: подсознательное что-то знает, что сознание не хочет видеть.

Алекс, но Вы же знаете, что бывает и иначе! И бывает часто, иначе мир был бы лишен способности к движению. Перемешивание также естественно, как и сохранение.

Эту реплику поддерживают: Алекс Лосетт

переезжайте)

Алекс, а вы не думали о том, чтобы просто переехать в другой штат? мы в Портленде. и здесь отличные public schools, а в частные идет тот, кто, простите, с жиру бесится. ну, это просто пример, конечно. я уверена, кроме Портленда есть и другие штаты с хорошим уровнем школьного и университетского образования.

или работа не позволяет?..

Спасибо, Юлия. Художнику жить в Портленде - это похоронить себя заживо как художника. Я уже жила в Альберте, давным-давно была бы деканом (предлагали уже когда я знала, что уеду, а они еще не знали). В Альберте было просторно, чисто, мирно, была налаженная жизнь и не было Филадельфийских проблем, но не было и Нью Йорка в 2х часах езды. :(((

У нас есть и под боком хорошие школьные районы, надо только выехать из города, но во всех общественных школах есть определенные пpоблемы, которых нет в частных.........class ranking, insane homework, low availability of college counsellors. :((( 

А в город мы переехали, чтобы попробовать попасть в лучшую в штате школу-магнит. Шанс есть, узнаем в апреле. А пока мучаемся как не знамо что.

поняла вас. 

моей старшей еще нет 4, потому я пока вплотную не знакома со школой здесь. просто муж выбирал, где жить, исходя из определенных критериев, в частности, уровень образования и медицины. 

а что такое class-ranking и школа-магнит?

p.s. моя соседка напротив - художница, настоящая живая))))) выставляется здесь на выставках. но это не Нью-Йорк, конечно))) я понимаю

моей старшей еще нет 4

У Вас все еще впереди.

Общественные школы, даже самые лучшие, работают на цифрах и стирают индивидуальность.  Сlass-ranking - это место по оценкам в своем классе, а в  high school бывает и 500 человек в  классе. По способности всех пересидеть и пере-учиться по этим цифрам  всех бьют выходцы из Азии.

Школа-магнит  - школа, которая набирает учеников не по "прописке", а по отборочным критериям, обычно, оцекам. Они начинаются только с middle school, но чаще всего с high school.

ага, поняла. спасибо. буду иметь в виду.

интересно, а как это выглядит в частных школах на счет индивидуальности...?

если у ребенка нет серьезных отклонений, в частной относятся к нему, как ценному уникальному существу. В общественной - катают, пока все углы не сотрут.

А подчеркивание - да, мне тоже не нравится. Я вот недавно в Дагестане была, так там эта тема просто швах какой-то.

То есть понимаете получается, что где-то рядом есть школа для "не особо одаренных" детей и еще поблизости для "вовсе не одаренных". А судьи-то, блин, кто?! И чем виноват ребенок, который каждый день под эту вывеску ходит, а потом - бац! - и все кончилось?!

У нас в Питере по счастью до такого идиотизма все-таки не доходит. Любой нормальный человек понимает, что ребенку с ранней одаренностью (общей или специальной) нужен индивидуальный образовательный маршрут, но ведь не так же... :((

Эту реплику поддерживают: Елизавета Титанян, Алекс Лосетт

Катерина, спасибо огромное Вам за историю. Я думала: неужели у Катерины Мурашовой все истории в конце всегда разрешаются счастливо, порою - как по волшебству? Я утром плакала, читая, и думаю, что этот текст нужно прочитать всем родителям, которые относятся к своему ребенку как к проекту.

Решила написать под этой фотографией, потому что спустя 20 лет помню как сейчас, как меня в свое время пихали в школу "Созвездие" для особо одаренных, на финальном собеседовании со мной случились паника и ступор, и мать после этого очень жестко себя повела, словно я ее подставила.

Мне близки проблемы Жени; и хоть я никогда не думала убить себя, часто в детстве думала о том, как бы вернуться в прошлое и не рождаться вовсе. Жизнь до сих пор идет мимо и сквозь, а я за ней наблюдаю в том ступоре, который со мной случился на собеседовании в школе для особо одаренных.

Директор одной из частных школ, очень уважаемая женщина, сказала, что в "Созвездии" дети умеют только учиться и затюканы до столбняка. Видимо, так несут крест одаренности.

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова, Инна Пополитова

Юлия, спасибо Вам за Ваш коммент. 

В сноб все время приходят новые люди, поэтому приблизительно раз в полгода я где-нибудь по случаю пишу горькую правду: большинству людей, которые ко мне приходят, я не могу помочь по самым разным причинам, хотя с годами, конечно, научилась делать так, что многие уходят от меня в лучшем настроении и с бОльшей уверенностью в своих силах, чем когда зашли ко мне в кабинет. Я не знаю, много это или мало, и до сих пор толком не знаю, как относиться к уверениям некоторых коллег, что они на раз распутывают многолетние узлы и сознательно перекраивают судьбы своих клиентов в каждый момент отдавая себе отчет в происходящем и придерживаясь строгого плана. Может быть, они просто много умнее и талантливее меня... Я же в общем-то не только на страницах сноба, но и у себя в кабинете скорее - рассказчик историй и просто кручу стакан своей и чужой жизни, показывая ту или иную грань. Ни разу не назвала себя психотерапевтом, так как видимо (если сравнивать с другими) им и не являюсь. А здесь, конечно же, описываю лишь самые яркие случаи.:)

Что касается родителей одаренных детей то ими очень часто движет страх что-то сделать не так, упустить и тд. Это в лучшем случае. А в худшем конечно тщеславие. Но выросшим таким детям я всегда говорю то же, что в конце этого поста: если оно было, онл было не зря, это было какое-то послание, знак, приглашение к какому-то действию, которое только ты можешь совершить, Одаренный ребенок Блез Паскаль очерь точно это ощущение "призванности" описывал, мне кажется.

ПС и да, умение "только учиться" - это очень серьезна проблема. Я видела людей, которые с ней сталкивались вплотную, только защитив (как правило очень рано) докторскую диссертацию.

Эту реплику поддерживают: Юлия Гусарова

Истории с трагическим концом очень нужны. Чтобы знали, что не всё можно исправить.

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

хочется добавть свою лепту по трем пунктам.

1. "Я же в общем-то не только на страницах сноба, но и у себя в кабинете скорее - рассказчик историй".

Это очень замечательная и полезная роль. Как Вы заметили "мы вообще очень мало обсуждали то, что происходило то, что происходило у нас в семьях, я даже состав семьи знала только у ближайших друзей и подруг. Действительно, обычно мало что знаешь за пределами своей семьи и семей близких. Раньше люди "узнавали о жизни" по романам, но история Наташи Ростовой с этой точки зрения уже мало полезна в 21 в. Так что Ваши истории очень помогают (этому) читателю понять свое место в большом мире.

2. "умение "только учиться" - это очень серьезна проблема."

Этот грустный факт - опять же результат индустриального обучения, которое делается все длинее каждые 50 лет. А что делать на личном фронте, чтобы как-то минимализировать его эффект?

3." как относиться к уверениям некоторых коллег, что они на раз распутывают многолетние узлы и сознательно перекраивают судьбы своих клиентов в каждый момент отдавая себе отчет в происходящем и придерживаясь строгого плана". 

Несколько раз в жизни, подвигнутая книгами Ваших американских  коллег, я пыталась "распутывать узлы" с профессионалами, каждый раз по несколько месяцев, если не больше. Ничего, кроме разочарования, у меня от этих попыток не осталось. Допускаю, что мне просто не повезло, я не умею находить хороших профессионалов, и культурный барьер мешает. Так или иначе, я теперь отношусь к их книгам, как к жарну фантастики - читать интересно, но в жизни применить нельзя.

Алекс, по пункту один - спасибо :)

по пункту два - мне кажется, очень полезно время от времени переставать учиться и идти работать, или если получается совмещать. Причем не в аллегорическом или переносном смысле. Работать - создавать сущности, оказывать услуги и тд. Это довольно быстро ставит некие структуры в голове по местам. В непрерывной схеме - детсад, школа, университет, аспирантура, докторантура с промежуточным написанием статей во имя грызущей критики мышей - у человека очень мало шансов сохраниться неповрежденным :)

по пункту три - я когда-то давно поняла, что по уровню интеллекта и личности могу работать только психологом-консультантом, им и работаю. Но абсолютно все мои сокурсники мечтали о глубинной психотерапии, а к моему выбору относились с плохо скрываемым презрением :) Из всего глубинного я с уважительной опаской иногда хожу вокруг логотерапии Франкла. Что делают мои бывшие сокурсники знаю плохо, но искренне надеюсь, что их мечты сбылись, а их клиенты не уходят разочарованными :)...

Эту реплику поддерживают: Алекс Лосетт

Развитие есть таинство, а талант -проклятье и дар одновременно. Наиболее безобидна всё таки теория Выготского о зонах ближайшего развития, организация развивающей среды по Марии Монтессори. Родители, добиваясь успехов в раннем интеллектуальном развитии детей, прежде всего решают личные проблемы, отыгрывают личные нарциссические травмы.

Эту реплику поддерживают: Инна Пополитова

Гузель, у нас сейчас в Питере очень много обучалок-развивалок, как бы садиков по Монтессори. Вещь действительно безобидная по всем параметрам, но мне кажется, что там дети очень мало общаются между собой, и если у ребенка какие-то нарушения коммуникации, то ему такой садик скорее противопоказан. Я не права?

Эту реплику поддерживают: Юлия Панченко

Катерина, сюжетно-ролевую игру как основу формирования навыков общения в частности и эмоционального развития вообще незаслуженно забывают. Изначально Монтессори задумывала методику для бедных кварталов Рима, соглашусь с Вами в этой части, акцент делается на материальной среде развития. Штайнер в вальдорсфской педагогике, как раз и предлагал прислушиваться к внутренним ритмам ребёнка, обучение как таковое в его системе начинается с 10 лет. К сожалению, все названные системы имеют большой недостаток, нет приемственности. Детский сад, начальная школа, где-то ещё и средняя , а вот дальше....  Я со своими мальчишками намучилась. Психологически рафинированные и в агрессивную школьную среду...

Гузель, извините, я не совсем поняла. вы имеете в виду, что ваши мальчики никуда не ходили, а потом сразу в школу или куда-то ходили, где в них воспитали психологическую рафинированность? если честно,  я не очень разобралась с момента про преемственность. вы не могли бы пояснить, пожалуйста? Заранее благодарна

Младший не ходил. Обоих воспитывала по интиутивно выстроенной системе, сочетающей идеи Монтессори, антропософские взгляды  Штайнера, Выготского и Эльконина. МЫ живём за городом, отдала  в элитный класс гимназии. "Элита" - "богатые" хозяева местечкового бизнеса. Старший закончил философский МГУ, на третьем курсе выиграл гранд от фонда Потанина на исследование лоббизма в России, младший сейчас учится в школе искусств Art-play. Если коротко - воспитание ребёнка - процесс взаимного личностного роста ребёнка и родителя. Мальчишки родились с разницей 12 лет, похожи как близницы. Но абсолютно разные. Старший - экстраверт, я была такой нарциссичной, амбициозной, всё измеряла  внешним успехом.А с младшим - интроверт, искусство, чего мы только не перепробовали, и бальные танцы, и флейта, гитара, авиомоделирование.

Не знаю, смогла ли продемонстрировать на примере своей семьи трудности, с которыми сталкиваются семьи, пытающиеся воспитывать детей по оригигинальным методикам. Проблеме преемственности - есть дет.сад, начальная школа, по Вальдорфской знаю в своё время была одна средняя. Дети отличаются от среднестатистических. Проблема адаптации в обычную школьную среду. Но " гадкие" утятата по законам жанра должны найти свою лебединую стаю:-).

спасибо, Гузель. я поняла, о чем вы говорили. про ВАльдорф уже слышала. здесь это тоже есть. мы походили туда в лагерь пару недель летом. учителя просто фантастические. сначала было впечатление, что они курят марихуану - такие супер спокойные) и ребенок после занятий был просто шикарен) убеждаю мужа перевести туда дочь насовсем)) думаем. школа там дороговата. 9000 долларов в год......

забавное совпадение) у моей давней школьной подруги есть сестра, мдажше на 11 лет. они тоже просто близнецы на лицо. не отличить. это удивительно))) но характеры оч разные.

Вы знаете, Гузель, а мне почему-то оч обидно за ребят, которых называют среднестатистическими, мне хочется верить, что в каждом есть изюминка.

Да, точнее - среднестатистические школы.

там дети очень мало общаются между собой

ой, не могу не написать. я бы сказала, там в принципе не дают общаться.

скажу еще сильнее, это абсолютная хрень, ей-богу. то, что конкретно творят в этих развивалках.. нет, не хрень, преступление. я даже задавала вопрос о том, кто лицензирует-аккредитирует такие заведения.. да и вообще, а судьи кто.

я объяснюсь.

дело в том, что как я понимаю, у нас в стране нет опыта работы с детками додетсадовского возраста, грубо говоря, до трех лет.  

мы с моей старшей дочерью пошли два года назад попробовать три такие школы в нашем Северном Медведково в Москве.. сказать, что я была в шоке не сказать ничего.

я могу очень подробно изложить, что не так. но в целом - это попытка обучить в якобы игровой форме детей в возрасте (держитесь) от 11 месяцев до 5 лет счету, чтению и пр.

одна из школ просто-таки перевернула с ног на голову идею книги "После трех уже поздно" японского автора. 

короче говоря, после Штатов, где я с ребенком ходила всего раз в неделю на действительно развивающее занятие, все развивалки в нашем районе в Москве - просто кошмар..

дорого, суетливо и часто просто бестолково. я даже попыталась в деликатной форме намекнуть одной такой предпринимательше, что, мол, не то она делает совсем. это было пробное занятие. на нем был ребенок 11 месяцев, которого пытались заставить что-то там складывать типа паззла.. девочка вопила все занятие, бедный ребенок. мне все занятие хотелось руководительницу ударить чем-нибудь по голове за это. после занятия у меня болела голова от ее громкого голоса, мой ребенок вообще встал в ступор от суеты и постоянного "сядьте, встаньте, прыгните, сядьте, не тройгайте эти игрушки". тетка только и умела, что лаять собачкой и неплохо петь какую-то чепуху по фоно.

не исключаю, что где-то, вероятно, есть и хорошие школы. вот, только вопрос, откуда им хорошим взяться, если опыта работы с малышами нет.

особено меня повеселило, как обучали в одной из развивалок счету: представьте, где-то высоко вдоль стены, так что взрослому нужно голову поднять, чтоб увидеть, МЕЛКО написаны цифры до 100.  и вот девочка, с указкой тычет в эти циферки, сама считает, а малыши даже не понимают, куда глядеть-то надо. а потом она мне гордо сообщила, что дети умеют у них считать.. я не знала, плакать мне или смеяться... 

особенно удручает, что родители водят туда детей, мучают, можно сказать, как правильно написала Гузель, чтобы "отыграть личные нарциссические травмы".

прошу прощения за эмоциональность, но меня всю трясет, когда речь идет о развивалках. это просто бизнес. к развитию детей не имеющий никакого отношения. кто его знает, может, и правда где-то есть совсем другое, но сомневаюсь сильно...

да-с....ничего себе! "У нас" маленьких очень деликатно учат. Сын ходил в школу Монессори. Мы ее обожали. Лучше трудно было себе представить.

вот и я о том же.. нашим бы поучиться у Америки и Европы, как это делать нужно.   не то чтобы здесь все было прямо фантастикой, но во многом они умеют лучше нашего. за державу обидно((((

Обучалки ОЧЕНЬ разные, как школы в Америке, про которые мы тут с Алекс разговаривали :) Я-то говорила именно про систему Монтессори, боль-мень близко к тому, как она сама это понимала. Я в перестройку подрабатывала в только что народившихся обучалках-развивалках, навидалась всяких удивительных вещей, но тогда это было в общем порядке происходящего.

Вы знаете, я даже не знаю, насколько они разные. безусловно, в Москве мы не все обошли даже в нашем районе. просто две из них - крупные. то есть, одна просто франшиза Бэби клуб называется, а вторая - Ученый кот. это везде по Москве есть.

в Монтессори не ходили - не знаю. Хочется верить, что там и правда по-другому.

видела пару веб сайтов школ в центре в Москве, но они дорогие и туда добираться надо. по сайту мне показалось, что там чересчур облизывают (вероятно, из-за денег).

вы знаете,меня больше смущает то, что открываются такие школы повсеместно, творят там бог знает что... и тут я задаюсь вопросом: а откуда у людей опыт работы в таких школах? они что, ездили в европы-америки посмотреть, как там? прочитали 150 тысяч книг на тему? нет, не ездили, не читали... просто примерно наощупь что-то делают.

тетенька, лающая собачкой - это, к счастью, какой-то местный маленький клуб Кораблик. не сеть. я когда попыталась ей рассказать и даже показать видео нашего посл занятия в Америке, она вошла в раж, возражая мне и утверждая, что это происки Америки.. тут-то я и села...

у меня еще есть одно такое смешное ощущение.. я чень люблю Москву. я в ней родилась и прожила много лет, но мне кажется, что в чем-то Питер много лучше. вот, и про школы развивающие я тоже так думаю. скорее всего в Питере они просто качественнее...

доказательства тому имею очень личные субъективные) ну, хотя бы даже то, что среди психологов, которых я начала читать примерно лет 5 назад, я выбрала питерского) это я так коряво признаюсь в моем глубоком уважении к Вам, Катерина Вадимовна. я читаю Сноб года два примерно. и многие люди давно стали родными))) и я как-то по-дурацкому волнуюсь, когда пишу здесь))

Эту реплику поддерживают: Алекс Лосетт

Юлия, спасибо на добром слове :))

Как там на этом фронте сейчас, мне судить трудно, отзывы мам очень разные - от минус единицы до плюс единицы, но это еще и от характера мамы, и от ожиданий, и от ребенка тоже зависит, не только от самой обучалки. Но в перестройку это была просто песня - например, мне выдавали на полтора часа детей (без мам), из которых половина были неговорящие, а где-то через год моей там работы спросили: Катерина, а какое у вас образование? (на работу меня взяли по результатам телефонного разговора и ни разу за все это время не поинтересовались, что, собственно, я там с этими детьми делаю) Ну и все остальное в этом духе. Никто ничего не умел, все было наощупь. Думаю, что сейчас цивилизовались немного все-таки.

муж-москвич всю нашу совместную жизнь ворчит, что мы в Питере имели больше кружков, вечерних школ, и т.п. В МАРХИ, где он учился, выпускники детских художественных школ считались чуть не блатными, а в Питере этих школ было - пруд пруди.

Эту реплику поддерживают: Юлия Панченко

многие люди давно стали родными))) и я как-то по-дурацкому волнуюсь, когда пишу здесь

Юлия, вы не волнуйтесь, и если что - обращайтесь. А про родных людей и про сайт очень приятно читать, спасибо. 

Эту реплику поддерживают: Юлия Панченко

Ой, это вам просто не повезло! Мой старший ходил (в Питере) в отличный детский клуб - там детки полтора-два с половиной года занимались. Игры с песком, водой, всякие простые пособия. Ритуалы - задувание свечки, игры с игрушками (своими, можно из дома) - укладывать спать, укачивать, кормить мишек-заек. Кукольный театр воспитатели показывали. После каждого занятия дети сами себе накрывали на чай с сушками и пили)) вместе из настоящих фарфоровых чашечек, эдакая мелочь 6-8 пупсов, очень смешно было. Не знаю насчёт развития, но мой хотя бы перестал (не сразу) завывать сиреной при виде детей и его стало можно отдать в детский сад. А дети были разные! Даже был один метущий всё со столов и непрерывно бегущий, но он тоже через полгода улучшился, как и наш.

Эту реплику поддерживают: Алекс Лосетт, Юлия Панченко

похоже, что не повезло. мы не стали туда ходить. у моей Вари, к счастью, нет проблем с социализацией. она вытаскивает на игру даже самых замкнутых детей или самых хулиганистых.. не знаю, как это у нее получается...горжусь ребенком))))простите мне это))))

не повезло еще просто куче детей, чесс слово. родители-то водят в эту помойку с удовольствием!!!!

я выше написала, что один из клубов - это франшиза по России Бэби-клуб, а второй - Ученый кот. тоже довольно широко представленная в Москве. прикиньте количество детей....

самое смешное и грустное - это то, что они чего-то там стараются, улыбаются и прочее. но не понимают, как и что надо делать) контакта между детьми - ноль.

моя главная тревога - кто это все разрешает? точнее, я знаю кто...далеко ходить-то не надо.. среднюю школу уже развалили. университеты практически тоже...

Эту реплику поддерживают: Алекс Лосетт, Ксения Букша