После медведевских руководящих указаний Министерству обороны потребовалось ровно три рабочих дня, чтобы изучить матчасть и уведомить широкую общественность: ни малейшей проблемы с развертыванием в Москве сетей 3G гражданского назначения не существует. 27 октября Генштаб заявил об этом вполне официально. И, вероятно, с декабря в Москве сети мобильной связи третьего поколения будут наконец развернуты всеми крупнейшими операторами. Хотя еще каких-нибудь 10 дней назад принято было считать, что их внедрение в Белокаменной — страшная и непреодолимая угроза национальной безопасности нашей великой страны.

В новых выводах Генерального штаба нет никакой сенсации. Достаточно взглянуть на Израиль. Там, правда, армия не умеет ходить строем, шить подворотнички, возводить генеральские дачи и приучать новобранцев к обстирыванию дедов, а спецслужбы не крышуют мебельный бизнес. Но в вопросах радиочастот и передачи данных израильские силовики, тем не менее, кое-что смыслят. Никакие регуляции минсвязи там не принимаются без визы армейцев и разведчиков. И радиолюбителя, чей передатчик ненароком вторгся на охраняемую частоту, в Израиле могут совершенно запросто посадить за создание помех. Тем не менее ввод в коммерческую эксплуатацию по всей территории страны стандарта 3G прошел там три года назад совершенно безболезненно. Если об этом знать, то поверить в «угрозу сетей 3G» для обороны Москвы затруднительно. А если кто-то не знал и поверил — он приглашается сказать спасибо Медведеву и Сердюкову за запоздалое прозрение. Все те «высшие соображения безопасности», по которым с 2007 года в Москве пылится без дела закупленное операторами оборудование для 3G-связи, теперь официально признаны полнейшей туфтой. Не такой убийственной, как страхи таможенников насчет вывоза суверенной биомассы, но столь же кретинической.

Вообще запретительный бизнес в России — большая и духоподъемная тема. Как такое вообще происходит? Технологию, успешно внедренную во всем мире, давно и бесперебойно работающую в Сан-Франциско, Сеуле, Эйлате и в камышах на черногорско-албанской границе, какие-то клоуны в погонах объявляют «угрозой национальной безопасности РФ», и десятимиллионный город, столица России, остается без связи третьего поколения на несколько лет. Операторы несут миллиардные убытки, тормозится развитие мобильного Интернета (по мнению экспертов — одного из самых перспективных направлений информатизации общества на сегодняшний день), пользователи, чертыхаясь, по пять минут грузят заметку с сайта новостей... А потом приходит в Кремль некто Михаил Фридман, жалуется президенту на фигню с частотами — и по реакции Медведева мы понимаем, что с проблемой он знаком и ни малейшей технической сложности в ее решении не видит. И впрямь, за три рабочих дня она решается по высочайшему повелению. А не случись такого повеления, нас бы еще три года кормили баснями о том, что 2% частотного спектра, выделенные в России для гражданского использования (против 75% по Европе), — это ужасно много, и увеличения этой цифры космический щит Родины может не выдержать...

На самом деле история эта — вообще не про частоты, а про такую систему государственного управления, при которой правящий в стране бюрократический аппарат видит основную свою задачу в установлении запретов на каждый чих, причем для отмены этих запретов есть только два пути: либо многомиллионные взятки, либо челобитная в Кремль.

«Просто для справки, — сказал Фридман на той встрече в Кремле. — В год операторы получают порядка 20 тысяч разрешений использования радиочастоты для базовых станций, для связи. У нас это занимает 9–12 месяцев, а в Германии один день — по Интернету, то есть это не какое-то уникальное разрешение, это абсолютно рутинная работа». Из этой невинной «справки» вывод напрашивается только один. Из всех существующих в России технологий самая устаревшая — не приемники с передатчиками, и даже не медицина с автопромом, а пресловутая Вертикаль. Технология власти, в которой любая, даже самая банальная, задача решается либо взятками, либо личным вмешательством Государя. И для модернизации этой древней, дремучей системы, увы, даже долгожданная технология 3G не создаст никаких предпосылок.