В МДМ-Банке опровергли начало экономического кризиса
Олег Вьюгин, председатель совета директоров МДМ-Банка:
Насколько мне известно, в 2016 году наступает срок погашения субординированных кредитов, выданным Внешэкономбанком тем банкам, которые обратились сейчас за помощью в ФНБ. И банки просто просят не гасить их, а пролонгировать либо конвертировать в привилегированные акции — короче говоря, не возвращать. Это не сигнал о кризисе, а понятная история: банки взяли капитал, выдали под него кредиты. Поэтому если они отдадут суборды, их капитал уйдет за критический уровень. Вот они и просят: «Давайте мы не будем возвращать», — тем более, что госбанкам это уже разрешили, и ВЭБ не будет требовать средства ни у ВТБ, ни у Сбербанка, ни у Россельхозбанка, ни у Газпромбанка.
Кредитования бурно росли вплоть до 2013 года включительно, капитал банков был на это существенно использован, и его уровень достаточности приблизился к 11 процентам. А по регулятивным требованиям 10 процентов — это уже лимит, ниже которого опускаться нельзя. У банков намечается дефицит капитала. Поэтому сейчас они вынуждены приостанавливать кредитование, резко снижать рост. Когда банк перестает наращивать кредитный портфель, из-за плохой экономической ситуации начинает расти доля проблемных кредитов. Проблемные кредиты надо резервировать, а это вычет из капитала. Таким образом, на капитал банка давят два фактора: рост кредитного портфеля и проблемные кредиты.
Однако это не повод трубить о кризисе. Слово «кризис» довольно вкусовое. Например, стагнация экономики — это кризис или все-таки стагнация? Намечающийся дефицит капитала банков — это пока регулятивная проблема, потому что достаточность капитала — это регулятивная норма ЦБ. Как я говорил, у нас это 10 процентов, а в Японии, например, в разгар кризиса и в период длительной стагнации регулятор разрешил банкам иметь достаточность капитала не ниже двух процентов. Банки работали фактически без капитала, но на клиентах это никак не сказывалось, проводились расчеты, выдавались кредиты.
ЦБ не будет отбирать у банков лицензию только потому, что уровень достаточности будет критическим. Вчера на финансовом форуме «Ведомостей» Михаил Ковригин (директор департамента надзора за системно значимыми кредитными организациями ЦБ — «Сноб») сказал, что у Центрального Банка простые критерии при отзыве лицензии: банк занимается незаконной деятельностью или хронически, год за годом, находится в проблемах, которые менеджмент и акционеры не пытаются решать. Поэтому если граждане имеют дело с финансово устойчивыми банками, не занимающимися незаконной деятельностью, приближение их банка к пороговому уровню достаточности капитала вообще не должно ничего плохого для них значить.
Российские частные банки, которые получили финансовую господдержку перед экономическим кризисом 2008 года, просят дать им средства из ФНБ, написала газета «Ведомости» 27 ноября со ссылкой на чиновников финансово-экономического блока правительства и на еще одного высокопоставленного политика.
В 2008-2009 году 17 банков получили кредиты на 404 миллиарда рублей. Тогда средства Фонда были размещены на депозите во Внешэкономбанке под 6,25 процента до 2019 года и 7,25 процента до 2020 года. ВЭБ выдал деньги банкам под 6,5 и 7,5 процента, что повысило достаточность их капитала.
По условиям кредита, в 2015 году размер субординированного кредита, его размер, учитывающийся при расчете капитала, будет уменьшаться на 20 процентов в год. Летом 2014 года заемщикам ВЭБа разрешили конвертировать долг в привилегированные акции. Частные банки жаловались, что их лишили такой привилегии.
Теперь банки будут получать деньги прямо из ФНБ. Они смогут пополнить ими капитал первого уровня, продав привилегированные акции, либо заменить кредит ВЭБа на субординированный кредит. Банкам предпочтительнее последний вариант, поскольку они не хотят видеть государство своим акционером.
Источники «Ведомостей» рассказали, что денег из ФНБ попросил «Альфа-банк». Банк «Санкт-Петербург» попросил продлить кредит до 10 лет. Банк «Русский стандарт» следит за разговорами в правительстве о конвертации кредитов в капитал первого уровня. Банк «Зенит» может начать переговоры с политиками о поддержке.