«Я и мои коллеги, моего политического уровня, не воспринимаем всерьез перспективы, чтобы в повестку дня с Казахстаном мы вносили вопросы ограничения или эмбарго по товарообороту по сельхозпродукции… Я бы сказал, это несерьезно, чтобы кто-то из серьезных людей предлагал в повестку такой вопрос», — сказал министр.

Он отметил, что по крайней мере в Минсельхозах обеих стран такой разговор не ведется. «Если есть какие-то споры друг между другом у стран-членов Таможенного союза, они могут проистекать только исключительно от компетентных органов, которые обеспечивают безопасность сельхозпродукции, — это или Россельхознадзор, или аналогичная служба Белоруссии, Казахстана, Армении, Киргизии», — объяснил Федоров. 

Власти Казахстана намерены ввести запрет или ограничение на импорт продукции из России из-за девальвации рубля, писал ранее 6 февраля «Коммерсантъ». Удешевление российской продукции плохо влияет на внутренний рынок Казахстана, считают в Астане. Властей волнуют снизившиеся цены на нефтепродукты, автомобили и аккумуляторы для них, строительную арматуру, кабельно-проводниковую продукцию, стеклотару, мясо и яйца курицы, макаронные и кондитерские изделия, муку и соки. 

Средняя ввозная цена на российское куриное мясо снизилась с 760 до 380 тенге за килограмм, а себестоимость казахской курятины составляет 400 тенге. Национальная палата предпринимателей Казахстана предложила полностью запретить импорт продукта.

Глава Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин рассказал, что в 2014 году Россия поставила Казахстану более 40 тысяч тонн курятины. Тем не менее, он считает, что Казахстану стоит сократить объемы поставок из других стран, а не ограничивать российские. По данным заместителя начальника экономического прогнозирования Газпромбанка Дарьи Снитко, в Казахстан из России идет не более одного процента общего объема производства российской курятины.

Казахстан хочет ограничить импорт яиц, которые с начала года подешевели на 20 процентов, квотой в 500 миллионов штук. На муку также предлагается установить квоту или полностью запретить ее импорт — килограмм российской муки стоит 65 тенге против 95 тенге за казахскую муку. Соки стоят на 25-30 процентов дешевле казахских, и их импорт также хотят ограничить.

Уфимский НПЗ «Башнефти», Орский НПЗ «Русснефти» и «Газпром нефтехим Салават» увеличили отгрузки нефтепродуктов в Казахстан. В 2014 году импорт нефтепродуктов в Казахстане составил 1,7 миллиона, и 1,1 миллиона из этого объема — российская продукция. Источник «Ъ» объяснил, что российские власти не могут напрямую повлиять на компании. Казахстан хочет ограничить импорт российских нефтепродуктов на полгода, однако собеседник газеты сомневается, что Казахстан сможет восполнить дефицит.

6 февраля между Казахстаном и Россией должны состояться консультации по решению проблем во взаимной торговле. По словам источника в Минсельхозе России, переговоры о торговле ведутся уже неделю, и «достаточных обоснований для введения ограничений не предоставлено». В Казахстан не стали ввозить больше российской продукции из-за снижения цен, однако статистика не учитывает мелкооптовые партии.

Заместитель министра по инвестициям и развитию Казахстана Альберт Рау 4 февраля говорил о возможном ограничении поставок автомобилей из России. «На фоне падения курса рубля в Казахстан хлынул поток дешевых автомобилей из России», — сообщил чиновник. В первую очередь речь идет об ограничении серых продаж, объяснил источник «Ъ».

В ноябре 2014 года Астана запретила поставки российской водки, пива и пивных напитков, объяснив запрет несоответствием новым требованиям по маркировке импортных товаров. Однако через несколько дней власти позволили российским производителям устранить нарушения до 1 января 2015 года. В 2013 году Казахстан наложил временные ограничения на поставки топлива. Государственная компания «Казмунайгаз» взял под контроль импорт российских нефтепродуктов, и летом 2014 года ограничения сняли.