Обсуждение религиозных уроков в российских школах длилось несколько лет с разным успехом. За это время курс «Основы православной культуры» ввели в большинстве регионов, местами доходя буквально до фанатизма.

Летом этого года патриарх Кирилл обратился к президенту Медведеву от имени «лидеров традиционных религий» с предложением ввести преподавание основ религиозной культуры в качестве обязательного предмета. Президент эту инициативу одобрил. К апрелю следующего года преподавание нового курса начнется в девятнадцати «экспериментальных» регионах. По идее, российские родители должны выбирать между православием, исламом, иудаизмом, буддизмом, курсом «Основы мировых религиозных культур» и светской этикой. Нет смысла в тысячный раз ставить вопрос, откуда, например, средняя школа Ставрополя (Пскова, Белгорода и т. п.) возьмет вдруг специалиста по сравнительному религиоведению. Потому что специалистов по этому вопросу и в Москве можно по пальцам пересчитать. Или как научить чиновников отличать проповедь от преподавания «Основ религиозной культуры» — этот вопрос пока не решен и на уровне философских факультетов самых приличных вузов. И не только в России.

Европейский суд по правам человека выносит решение, что кресты, висящие на стенах итальянских школ, оскорбляют чувства других верующих. «Крест — символ культуры», — говорят защитники итальянских школ в ответ на решение Европейского суда. Они тоже не отделяют религию от религиозной культуры: это объективно трудно. Публика закономерно обсуждает эту новость как победу ислама.

Почти одновременно с патриархом Кириллом британские ученые-атеисты во главе с неугомонным Ричардом Докинзом тоже пишут письмо про школу — министру по делам детства Эду Боллзу. После чего в младшей школе Великобритании вводят ознакомительный курс по теории эволюции. Инициатива ученых возникла благодаря национальному опросу, по которому 54% родителей хотели бы видеть теорию эволюции на уроках. «Вместе с другими возможными точками зрения — теорией разумного замысла и креационизмом».

Было бы здорово восполнить дефицит знаний среднестатистического школьника о современном мультикультурном мире. Обсудить с ним проблему креста в школах Италии, правила приема в еврейскую школу Лондона или британскую дискуссию о теории эволюции. Но для этого не нужно вводить сразу шесть новых предметов — достаточно одного. Патриарх, президент и Министерство образования вовсе не собираются расширять кругозор школьников и подспудно ставят совсем иные задачи. Попреподавать детям что-нибудь такое «духовное», что предположительно сможет понизить мелкую массовую преступность, а заодно повысить явку в церкви.