Яне Макаровой 23 года. Она учится на четвертом курсе ВГИКа в экспериментальной мастерской Алексея Учителя, где студенты одинаковое внимание уделяют как игровому, так и документальному кино. Мы хотим показать вам однокадровый (да, как «Бердман») фильм Макаровой, снятый по мотивам пьесы Александра Володина «С любимыми не расставайтесь». Семнадцать минут держать один кадр без монтажных склеек — задача не простая даже для опытного кинематографиста, у Яны это, на наш взгляд, прекрасно получилось.

Жизнь начинается снова. После школы поступила на продюсерский факультет в  МИТРО и год благополучно там проучилась. На истории зарубежного кино нам показывали Бергмана, Антониони, Феллини, «новую волну» и многое другое, о чем я раньше даже и не знала. Помню, как подруга во время этих просмотров спала на моем плече, а я не могла оторвать взгляд от экрана. Тогда во мне и проснулся интерес к кино. А в конце первого курса институту не продлили какую-то там лицензию, и наша группа стала не продюсерской, а режиссерской. И первым заданием по мастерству стала работа «фильм-портрет». И вот та самая подруга, которая спала на моем плече, попросила своего знакомого оператора, студента ВГИКа, помочь ей на съемках. Так я познакомилась со своим будущим мужем Артуром Сариади (с тех пор все свои работы я снимаю только с ним). Через год решила поступать во ВГИК, набирал тогда Алексей Ефимович. Поступила. И вот уже заканчивается четвертый курс.  

Персональное дело. Наша мастерская отличается от всех других тем, что мы можем снимать и игровые фильмы, и документальные. И первые два курса я снимала документальные работы. На первом —  фильм-портрет об однокурснице (это было общим заданием для всей группы). Второй — «Поля, папа, бабушка, дедушка и…», очень личный для меня фильм, снимала о своих близких людях. Сейчас у них все хорошо, и не хочется ворошить прошлое, рассказывая эту историю. История там грустная. О своих работах думаю то, что это важный опыт для меня, но не больше.

Пять вечеров. «С любимыми не расставайтесь» было заданием по актерскому мастерству. Выбрать отрывок из любой советской пьесы и перенести ее на экран. Некий телеспектакль. Отсюда и такое решение — однокадровый фильм. Это же интересно — наблюдать, как меняется актер на твоих глазах. В онлайн-режиме, как на сцене.  Без склеек и передышек для актера. Тем более это очень лаконичная история. Впервые работала с профессиональными актерами, которые уже играют в театре и кино.

Поэма о любви. В период поиска материала для реализации этого задания я часто ходила на спектакли в РАМТ. Там увидела Витю Панченко и Ульяну Урванцеву. Пригласила их на пробы. И то, что они показали, полностью совпадало с моим представлением. А вот главную героиню искала долго. И как-то раз на нашей очередной встрече с Ульяной она мне посоветовала Лину Шишову. Я просто посмотрела на ее фото и поняла, что это она. Режиссерская любовь к актрисе с первого взгляда просто. Пригласила на пробы весь состав. И он был найден. Все трое не только талантливые и трудолюбивые актеры, но и очень хорошие люди.

В поисках радости. Мы работали по театральной методике: часто встречались, читали отрывок, говорили о героях, об обстоятельствах, о личном опыте. Репетировали и еще раз репетировали. Ульяна (женщина, которая пришла по объявлению) самая взрослая актриса из состава, она многое дала мне по профессии. Просто в ходе обсуждений и репетиций. Каждый что-то дал. Бесценный опыт.

Старый дом. Я принципиально хотела снять эту историю именно в стиле того времени, в котором она писалась. Поэтому долго искала квартиру-коммуналку. Но кто ищет, то всегда найдет. Как оказалось, в Москве такие квартиры еще остались. И в одной из них нам посчастливилось снимать. Вынесли огромные шкафы из комнаты, поставили то, что нужно для нас. А остальное — работа над мизансценами. Делала их дома, а на репетициях мы пробовали то, что я придумала. Потом приехали в эту квартиру с камерой и техникой. И одним днем все сняли. На большее не было денег.

Вечерний свет. Мы снимали в ноябре, а в это время темнеет рано. Света хватало только для съемки в дневное время. А у нас один кадр. И если что-то не получается на десятой минуте из семнадцати, то приходится останавливаться и начинать все сначала. И первые шесть дублей ровно на середине был брак по фокусу. Нам оставалось максимум два часа. И мы с Артуром решили рискнуть. За фокус встал Сергей Шульга, оператор и наш хороший друг. Риск был в том, что он совсем не знал мизансцены. Но Серега все сделал мастерски. В итоге у нас было три хороших дубля.  Один из них и стал фильмом «С любимыми не расставайтесь». Это был нереальный адреналин. Или пан или пропал, называется.

Новые времена. Я обожаю полнометражные истории. Обожаю, когда фильм идет долго, он погружает тебя всего. И погружает постепенно, с каждой минутой все больше. А в коротком метре нужно быстро захватывать зрителя. Это не всегда просто. Зритель в наше время избалованный. По себе могу судить.

Снимается кино. У нас с Артуром есть увлечение — заработанные деньги вкладывать в свое кино. Пока мы молоды и у нас нет продюсеров. А снимать кино — это счастье. Потратить все деньги на новый фильм — это лучше, чем потратить их на что-то новенькое и модненькое.

Семья. Сейчас работаю над курсовой работой «Вера». Игровой фильм о девочке Вере и о жизненном опыте, который она получила, оставшись в больнице с бабушкой, у которой случился инсульт. Фильм на стадии post-production. Есть идея на диплом. Но это пока не полный метр. Через год его можно будет увидеть. На показе дипломных работ нашей мастерской.

Другие фильмы проекта:

Если вы хотите стать участником проекта, присылайте информацию о себе и своей работе по адресу [email protected].