Особенности национального импортозамещения. Часть 3. Москва и Санкт-Петербург
Продолжение. Начало читайте здесь:
«Эксперименты с элитными сырами — просто вопрос престижа»
Сеть продуктовых магазинов «Избенка» и «ВкусВилл», Москва
Текст ~ Юлия Дудкина
Те компании, которые с самого начала сделали ставку на российские продукты, чувствуют себя сегодня гораздо лучше остальных. О том, что изменилось в работе мелких российских производителей, как они реагируют на санкции и способны ли заместить импорт, рассказала Алена Несифорова, директор по маркетингу продуктовых магазинов «Избенка» и «ВкусВилл» (Москва).
Это может показаться мистикой, но у «ВкусВилла» все хорошо — с января мы заметили рост, у нас по-прежнему открываются новые точки, и темпа мы не снижаем. Конечно, заметно дорожают закупки, но мы пытаемся сокращать другие расходы. Например, сейчас снижаются арендные ставки, потому что многие предприятия терпят крах и появляется много свободных мест. Три месяца назад нам предлагали помещение в Строгино за 750 тысяч, а сейчас за 500 тысяч, потому что арендаторов так и не нашли. То же самое с логистикой: появилось больше тендеров и можно найти оптимальные тарифы. Больше людей предлагают свои услуги за меньшие деньги.
Наша фирма работает в основном с небольшими предприятиями, и для них санкции так и остались новостью из телевизора. Конечно, нельзя сказать, что кризис совсем на нас не сказался — зарабатывать мы стали меньше. Но нам очень повезло, что изначально, в 2009 году мы решили, что будем работать с отечественными производителями. Если бы мы тогда начали закупать товары за рубежом, не знаю, что бы мы сейчас делали.
Трудно пока сказать, насколько модернизируется производство, но видно, что происходит перераспределение ассортимента. Например, раньше из Прибалтики поставляли безлактозную продукцию, а теперь наши российские поставщики стали спрашивать у нас, не хотим ли мы начать ее продавать. Но это было бы очень серьезным решением, с точки зрения финансов, а санкции могут и отменить, поэтому пока лучше действовать аккуратно.
Многие пытаются делать элитные сыры вроде рокфора. Были образцы, но пока они не очень похожи на оригинал. Однажды мы пробовали сотрудничать с российским производителем, который предлагал мраморную говядину, и технически они все делали абсолютно правильно, но мясо все равно было не такое, как в Австралии или в Новой Зеландии. Ведь там его изготовление — это вековая традиция, и климат в этих странах совсем другой. Единственное, что пока удалось по-настоящему качественно заменить, — это греческий йогурт, что-то среднее между питьевым йогуртом, творогом и сметаной. Его стали делать в Новгороде, и ценители говорят, что от зарубежного не отличить. В Йошкар-Оле сделали аналог сыра грана падано, получилось довольно похоже, но различия все равно чувствуются. Впрочем, все поставщики специализируются на основных товарах, и эксперименты с элитными сырами для них — просто вопрос престижа.
С одной стороны, нам очень помог новый тренд — поддержка отечественного производителя. Об этом много говорят и пишут, россияне больше не боятся покупать отечественные продукты, и на нас стали обращать больше внимания. С другой стороны, стало труднее из-за того, что производители начали поднимать цены. Мы даже на какое-то время перестали закупать гречку: поставщик поднял цены почти в два раза, хотя дефицита не было. Просто в России как только кризис, так все бегут покупать гречку. А буквально вчера мы утвердили новую цену на гречку, которая всего на 10% выше старой. Ажиотаж прекратился, и цена опять снизилась.
Я бы вообще не сказала, что российским производителям стало намного труднее. Арендные ставки уменьшились — вполне можно позволить себе арендовать небольшой цех. Да, конечно, выросли ставки по кредитам, но те, кто с нами сотрудничает, обычно надеются на себя, а не на государство или кредитование.
«После введения санкций к нам обратились все сетевые ретейлеры»
Группа компаний «Лосево», Выборг
Текст ~ Екатерина Комова
«Лосево» делает молочную продукцию. Этот бизнес включает все стадии — от производства кормов для скота до продажи сыров в собственных фирменных магазинах. После введения санкций и «антисанкций» продажи серьезно выросли, и теперь компания собирается освоить производство мяса и выращивать овощи. О своих планах по захвату рынка рассказал генеральный директор и совладелец «Лосево» Эльдар Беглов.
Наша компания была создана в 2006 году на базе обанкротившегося предприятия «Сосновая горка». Я стал директором и совладельцем в 2012 году. За три года мы увеличили мощности в три раза, закупили итальянское оборудование и запустили производство итальянских сыров. Это направление мы начали осваивать еще до санкций: для выбора ассортимента и рецептур специально приглашали итальянского технолога, и сейчас выпускаем моцареллу, рикотту, маскарпоне, стракино, качотту и сыр «Лосево» (монтазио). Объемы производства сыров у нас пока небольшие, и реализуем мы их преимущественно в фирменных магазинах.
Нашей главной особенностью является полный замкнутый цикл, начиная от полей, где заготавливается корм для коров, фермы, молокозавода и заканчивая развозкой продукции в точки продаж на собственных автомобилях-рефрижераторах. Предприятие выпускает только натуральные продукты, поэтому никаких цехов по смешиванию натурального молока с сухим или с загустителями в принципе не было предусмотрено. После введения санкций наши продажи увеличились на 25–30%. К нам обратились практически все сетевые ретейлеры с предложениями о сотрудничестве — раньше они неохотно шли на контакт, а сейчас готовы предоставить выгодные для нас условия. Но пока мы планируем войти только в одну крупную сеть, а большую часть продукции реализовывать через собственные фирменные магазины.