Насте Молчановой 22 года. В 2010 году она поступила в Санкт-Петербургский университет кино и телевидения на курс Виталия Аксенова: «Он и стал первым человеком, который поменял мое представление о кино. Позже посещала вольным слушателем занятия в киношколе Константина Лопушанского и курс киноведения у Виктории Майзель». «Доставка на дом» – черно-белый комедийный триллер, в котором саспенс, при всей несерьезности происходящего, нагнетается превосходно. О фестивальной судьбе фильма режиссер говорит так: «Если честно, то я за ней не слежу. Я знаю, что его взяли несколько европейских фестивалей, и иногда мне на почту приходят сообщения, что некоторые наши фестивали тоже включают его в свою программу. Хотя для меня это странно, так как я считаю «Доставку на дом» совершенно не фестивальной картиной. Гораздо интереснее просто не думать об этом и делать что-то дальше». Онлайн-премьера — у нас.

Случайно. Я увлекалась фотографией, но никогда не думала заниматься этим серьезно. А позже как-то зафиксировалось в голове, что быть режиссером — это, как говорится, круто. Поэтому и решила поступать именно на эту специальность, не имея ни малейшего представления о том, что вообще буду делать потом. И просто стала снимать.

Незамеченное. Вообще, у меня много фильмов, как игровых, так и документальных. И все они, так или иначе, не получились. Кроме, одного, наверное. Это была одна из первых игровых работ («Фредди»). Я сняла ее сама в общей сложности за 4 часа, и все актеры там — мои друзья. Это было очень милое бессмысленное кино, которое и кином-то не назовешь. Но тем не менее работа оказалась шагом вперед, потому что я нащупала свой язык, поняла, что именно и как хочу снимать. Потом был еще один фильм, своего рода эксперимент — 28-минутная игровая драма, рассказанная без слов («Обрыв»). Мне лично этот фильм очень дорог, так как в нем есть много интересных (визуальных, аудиовизуальных) вещей, которые практически никто не заметил и не оценил. Поэтому, по многочисленным просьбам, следующим фильмом стала комедия, не претендующая на роль глубокомысленного кино.

По-быстрому. До «Доставки на дом» было еще два фильма подобного рода — «Фредди» и «№24 601». В последнем, кстати, снялась замечательная, недавно ушедшая из жизни актриса — Валерия Киселева. Как и в двух предыдущих работах, история возникла скорее на площадке, чем ранее. Мне нужно было что-то быстро снять, чтобы защититься по мастерству. За несколько часов мы с друзьями придумали костяк истории. А за несколько дней нашли все необходимое для съемок. И стали снимать. Уже в процессе все додумывали, в основном импровизируя, исходя из того, что у нас было, и опираясь на этот самый костяк.

Фактурный. Я понимала, что главный актер должен быть фактурным, быть способным органично существовать в данном жанре и обладать какими-то собственными чертами, способными сделать образ героя не слишком однозначным. Моему мастеру понравилась идея фильма, и он предложил мне спросить у Анвара Либабова, не сможет ли тот сыграть. Говоря об Анваре Зояновиче, абсолютно очевидно, что он более чем обладает вышеперечисленными качествами, поэтому вопрос был только в том, согласится ли он. Он согласился, даже несмотря на то, что предложить ему, кроме концепции фильма, мне было практически нечего.

Сложнее. Кажется, кто-то из друзей попросил не называть фильм одним словом, потому что обычно я так делала по причине неспособности придумать что-то более сложное. Скорее всего, в моей голове первоначально было просто «Доставка», а ради созвучия добавилось «на дом». Ну и, во всяком случае, это лучше, чем «Пицца-убийца».

Достичь. Съемки проходили в квартирах моих друзей, которые были очень любезны помочь. К сожалению, похвастаться работой с пространством сложно. Хотя очень хотелось бы. Мы были слишком ограничены во времени, поэтому главная задача заключалась в том, чтобы просто более-менее внятно рассказать историю. И так, чтобы это история получилась хотя бы немного смешной. Надеюсь, задача была достигнута.

Цитируя. Фильм часто упоминается вместе со словом «нуар». Но на самом деле его трудно причислить к нуару, это очевидно. Скорее, это была попытка сыграть на определенной серьезности данного стиля и на иронии внутреннего повествования. Не более. Хотя, если постараться, то в работе можно найти своеобразную цитату из «Кофе и сигарет», и вообще налицо образ студента из советских кинофильмов.

На секунды. Самая памятная история — это был практически полуторачасовой кадр с котом. Кот категорически отказывался сначала просто сидеть, а потом смотреть в камеру. Как мы только не изощрялись, чтобы это снять. Я перепробовала все стандартные и не слишком способы привлечения его внимания, но это все было бесполезно. Кот сначала боялся камеры, а потом нас. Не помню, каким чудом нам все-таки удалось добиться от него пронзительного взгляда длиной в несколько секунд.

К сожалению. Самым сложным в процессе создания оказалась работа над сценарием. Скорее даже чем-то невозможным в должной степени — по причине того, что я не обладаю достаточными способностями в драматургии, а те, кто обладают, увы, не смогли помочь. Короткометражное кино требует способности уместить в короткий промежуток времени историю, которая ничем не должна уступать по своему масштабу полнометражной истории. Но сделать это таким образом, чтобы ничего не потерять, а наоборот, заставить форму работать на тебя. Это действительно сложно. У меня, к сожалению, не получается реализовать себя в этой форме сполна. Основная претензия к моим работам, как с моей стороны, так и со стороны людей, мнение которых я очень ценю, — невнятность. Чаще всего это происходит по причине того, что мои истории не для короткого метра, но я все-таки решаю их рассказывать. Поэтому после постоянно приходится что-то вырезать, что-то сокращать, что-то и вовсе выбрасывать еще при написании сценария. И результат получается, увы, соответствующий.

Словами. Сейчас я заканчиваю работу над своим дипломным фильмом, который снимала в Германии. Это был очень сложный проект, который потребовал огромного количества времени и сил. Сценарий был написан по мотивам пьесы Альбера Камю «Недоразумение», но сам фильм пока еще без названия. В какой-то степени для меня это абсолютно новый опыт, потому что это первый мой фильм, в котором есть речь.

По роману. Да, сейчас я пишу сценарий по мотивам одного из романов Кнута Гамсуна. Это один из немногих авторов для меня, который сочетает в своей прозе все то, что я очень люблю в кино. В первую очередь, это история, которая может существовать вне времени и контекста. А далее — просто огромное поле для реализации собственных идей внутри данного материала. Единственная проблема на данный момент — очень бы хотелось найти драматурга, которому было бы интересно поработать вместе.

Другие фильмы проекта:

Если вы хотите стать участником проекта, присылайте информацию о себе и своей работе по адресу [email protected].