Вадим Рутковский /

Звездная болезнь: Каннский фестиваль обнародовал программу

68-й Каннский фестиваль — первый фестиваль нового президента Пьера Лескюра, сменившего патриарха Жиля Жакоба. Но никаких радикальных перемен пока не ожидается: участники основного конкурса предсказуемы, немногие новации декоративны. Российское кино представлено молодежью — в студенческом конкурсе Cinefondation

+T -
Поделиться:
Кадр из фильма «Моя мать»
Кадр из фильма «Моя мать»

В том, что известно, пользы нет, одно неведомое нужно: в Канне к этой максиме всегда относились осторожно. Да, новые имена необходимы, но ставка прежде всего на авторов-тяжеловесов из каннского пула. Главное, что отличает нынешний фестиваль от 67 предыдущих, — два председателя жюри. Важный пост разделят братья Итан и Джоэл Коэны, каннские завсегдатаи, побеждавшие в 1991 году с «Бартоном Финком» (правда, формально «Золотая пальмовая ветвь» есть только у Джоэла — подписываться сорежиссерами братья стали с «Игр джентльменов» 2004 года).

Кадр из фильма «Молодость»
Кадр из фильма «Молодость»

Жиль Жакоб режиссировал фестиваль, тщательно подбирая членов жюри — среди каннских лауреатов почти нет случайных, все потому, что Жакоб мог месяцами вести переписку с кандидатами на судейский пост, выведывая вкусы и выстраивая потенциальный призовой расклад как шахматную партию. Время покажет, насколько силен в такой закулисной режиссуре Лескюр.

Кадр из фильма «Сказка сказок»
Кадр из фильма «Сказка сказок»

Художественный руководитель Канна с 2011 года, Тьерри Фремо не стал изменять собственным пристрастиям: вновь в конкурсе Жак Одиар — автор «Пророка» и «Ржавчины и кости» — будет бороться за «Золотую пальмовую ветвь» с фильмом Dheepan, что бы это, как говорят, рабочее название ни значило. На месте итальянцы Паоло Соррентино, Маттео Гарроне и побеждавший с «Комнатой сына» в 2001-м Нанни Моретти. «Без Моретти Канн не был бы Канном», — сказал на пресс-конференции Фремо. В новом фильме Моретти «Моя мать» играют итальянская актриса Маргерита Буи (обладательница актерского «Серебряного Георгия» Московского кинофестиваля 2008 года за фильм «Дни и облака») и американец Джон Туртурро; Соррентино и Гарроне представят работы, полностью снятые на английском языке.

Кадр из фильма «Лобстер»
Кадр из фильма «Лобстер»

«Молодость» (Youth) Соррентино — второй англоязычный опыт напыщенного итальянца (его «Великая красота» получила в прошлом году приз Европейской киноакадемии и «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке) с уймой звезд — от Майкла Кейна, Харви Кейтеля и Джейн Фонды до Пола Дано и Рэчел Вайц. «Сказка сказок» (The Tale of Tales) — англоязычный дебют Гарроне с Салмой Хайек, Венсаном Касселем и Джоном Си Райли.

Кадр из фильма «Береги голову»
Кадр из фильма «Береги голову»

Венсан Кассель появится и во французском конкурсанте — «Моем короле» Майвенн (ее предыдущий фильм «Полиция» был в конкурсе тремя годами раньше). Пересечения имен — одна из особенностей Канна-2015: у Майвенн снимается Эммануэль Берко, чей режиссерский фильм, социопсихологическая драма «Береги голову» (La Tête Haute), выбран для открытия фестиваля. В нем играют Катрин Денев и Бенуа Мажимель, но в главной роли — трудного подростка Малоуни — дебютант Род Парадо, и это маленький сюрприз: в прежние годы Канн стартовал блокбастерами типа «Кода Да Винчи», «Великого Гэтсби», «Принцессы Грейс» или «Полночи в Париже» (новый фильм Вуди Аллена, «Иррациональный человек» с Эммой Стоун и Хоакином Фениксом, покажут вне конкурса).

Кадр из фильма «Громче бомб»
Кадр из фильма «Громче бомб»

«Мы хотели открыть фестиваль просто хорошим фильмом, что, конечно, не занчит, будто обычно мы так не делали», — пошутил Фремо. Организаторы поспешили сделать акцент на том, что впервые в истории фестиваль открывает работа женщины-режиссера, и ошиблись: в 1987-м Канн открывал «Влюбленный мужчина» Дианы Кюри. Вообще, такой сексизм Канну обычно несвойственен. Дело в том, что здесь даже национальная принадлежность фильма подчеркнуто игнорируется: страна-производитель в каталоге не указывается (идентифицировать ее можно только по адресу кинокомпании), важно лишь имя режиссера (впрочем, его национальность в каталоге упоминается).

Кадр из фильма «Море деревьев»
Кадр из фильма «Море деревьев»

Разобраться с национальной принадлежностью часто, действительно, сложно. На английском снят «Лобстер» греческого абсурдиста Йоргоса Лантимоса (его «Клык» побеждал в «Особом взгляде») c Колином Фарреллом, Леа Сейду, Беном Уишоу, Рэчел Вайц (опять!) и Джоном Си Райли (снова!): футуристическая фантазия о грядущих временах, когда холостяки, не нашедшие пары в течение 45 дней, будут обращаться в зверей и изгоняться в дикие леса. Норвежец Йоахим Триер (однофамилец датчанина) впервые участвует в конкурсе с опять же англоязычной драмой «Громче бомб», в главных ролях — француженка Изабель Юппер и ирландец Гэбриэл Бирн.

Кадр из фильма «Кэрол»
Кадр из фильма «Кэрол»

Обилие звезд в конкурсной программе почти режет глаз: «Море деревьев» Гаса Ван Сэнта c Мэтью Макконохи и Наоми Уоттс. «Кэрол» Тодда Хейнса — стилизованная под ретро 1950-х (и, возможно, под чтимого режиссером классика жанра Дугласа Сёрка) мелодрама с Кейт Бланшетт. «Макбет» австралийца Джастина Курцеля (в «Неделе критики» был его шокер «Снежный город») с Майклом Фассбендером и Марион Котийяр в ролях кровавых шекспировских супругов. Триер и Курцель не единственные новички конкурса. Сюрприз — включение в основную программу «Сына Саула», дебютного фильма венгра Ласло Немеша о полыхающих огнем крематория ужасах Аушвица. Скорее всего, на другом полюсе — полюсе радостного кино, полыхающего солнцем, — окажется «Маргарита и Жюльен» Валери Донзелли.

Кадр из фильма « Сын Саула»
Кадр из фильма « Сын Саула»

Заочно интригует канадец Дени Вильнев (автор замечательных «Пленниц», сомнительного «Врага», удостоенных «Оскара» за лучший фильм на иностранном языке «Пожаров», на каннской орбите появлялся, если мне не изменяет память, только раз — с черно-белой хроникой резни «Политех» в параллельной секции «Двухнедельник режиссеров») — с криминальной драмой «Сикарио» (так в мексиканских наркокартелях называют наемных убийц) с Эмили Блант, Джошем Бролином и Бенисио дель Торо. Будет в конкурсе и еще один «Убийца» — тайваньского классика Хоу Сяо Сеня, о чудо, снятый на родине, на мандаринском диалекте и без интернациональных звезд. Хоу — завсегдатай Канна, как и другие азиатские участники — китаец Цзя Чжанке («Горы могут отступить») и японец Хирокадзу Корееда («Наша маленькая сестра»).

Вне конкурса — целых два голливудских мультфильма: «Маленький принц» Марка Осборна («Кунг-фу панда»), где Лиса озвучивает Джеймс Франко, Розу — Марион Котийар, Змея — Бенисио дель Торо. И «Головоломка» (Inside Out) Пита Доктера («Вверх»), новое детище студии Pixar c голосами Кайла Маклахлена, Билла Хэйдера и Дайан Лэнг. 

Кадр из фильма «14 шагов»
Кадр из фильма «14 шагов»

Россия представлена, во всяком случае пока (около десяти фильмов официальной программы будут названы через неделю, тогда же раскроют карты и параллельные секции «Двухнедельник режиссеров» и «Неделя критики»), только в конкурсе студенческих короткометражек «Синефондасьон». Зато двумя фильмами сразу: «Возвращением Эркина» Марии Гуськовой и «14 шагами» Максима Шавкина. Этот фильм, кстати, победил на прошлогоднем ММКФ в конкурсе короткого метра — приятно, что иногда даже великий Канн идет по стопам Московского кинофестиваля.