![Аватар](https://0d314c86-f76b-45cc-874e-45816116a667.selcdn.net/2036CDF3_DB7B_47CA_803F_32509C81F047_avatar.jpg)
Вадим Рутковский: Звездная болезнь. Каннский фестиваль обнародовал программу
![Кадр из фильма «Моя мать»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/0f/9c/0f9c78b244a78fa3bb8cf220b8d207645f34a86965ece772dd786b47a8970648.jpg)
В том, что известно, пользы нет, одно неведомое нужно: в Канне к этой максиме всегда относились осторожно. Да, новые имена необходимы, но ставка прежде всего на авторов-тяжеловесов из каннского пула. Главное, что отличает нынешний фестиваль от 67 предыдущих, — два председателя жюри. Важный пост разделят братья Итан и Джоэл Коэны, каннские завсегдатаи, побеждавшие в 1991 году с «Бартоном Финком» (правда, формально «Золотая пальмовая ветвь» есть только у Джоэла — подписываться сорежиссерами братья стали с «Игр джентльменов» 2004 года).
![Кадр из фильма «Молодость»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/b5/07/b507c23e1bec8512f12f1163cf178c04f2bf519c0a365d695abaec6aaecccf31.jpg)
Жиль Жакоб режиссировал фестиваль, тщательно подбирая членов жюри — среди каннских лауреатов почти нет случайных, все потому, что Жакоб мог месяцами вести переписку с кандидатами на судейский пост, выведывая вкусы и выстраивая потенциальный призовой расклад как шахматную партию. Время покажет, насколько силен в такой закулисной режиссуре Лескюр.
![Кадр из фильма «Сказка сказок»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/ba/20/ba205644eaae4704b86f589e7665baca82b348cb8a62f11d324ef3ce57f4fc95.jpg)
Художественный руководитель Канна с 2011 года, Тьерри Фремо не стал изменять собственным пристрастиям: вновь в конкурсе Жак Одиар — автор «Пророка» и «Ржавчины и кости» — будет бороться за «Золотую пальмовую ветвь» с фильмом Dheepan, что бы это, как говорят, рабочее название ни значило. На месте итальянцы Паоло Соррентино, Маттео Гарроне и побеждавший с «Комнатой сына» в 2001-м Нанни Моретти. «Без Моретти Канн не был бы Канном», — сказал на пресс-конференции Фремо. В новом фильме Моретти «Моя мать» играют итальянская актриса Маргерита Буи (обладательница актерского «Серебряного Георгия» Московского кинофестиваля 2008 года за фильм «Дни и облака») и американец Джон Туртурро; Соррентино и Гарроне представят работы, полностью снятые на английском языке.
![Кадр из фильма «Лобстер»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/39/7c/397c2d354e21cb718c7229aa40a1bebbc0dd0ddbc9a83b30088fb94421e91c75.jpg)
«Молодость» (Youth) Соррентино — второй англоязычный опыт напыщенного итальянца (его «Великая красота» получила в прошлом году приз Европейской киноакадемии и «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке) с уймой звезд — от Майкла Кейна, Харви Кейтеля и Джейн Фонды до Пола Дано и Рэчел Вайц. «Сказка сказок» (The Tale of Tales) — англоязычный дебют Гарроне с Салмой Хайек, Венсаном Касселем и Джоном Си Райли.
![Кадр из фильма «Береги голову»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/67/23/6723fe5d22d192b33e9cc288d91900c6fee9296e3f53c5948fbede97c1d6afc4.jpg)
Венсан Кассель появится и во французском конкурсанте — «Моем короле» Майвенн (ее предыдущий фильм «Полиция» был в конкурсе тремя годами раньше). Пересечения имен — одна из особенностей Канна-2015: у Майвенн снимается Эммануэль Берко, чей режиссерский фильм, социопсихологическая драма «Береги голову» (La Tête Haute), выбран для открытия фестиваля. В нем играют Катрин Денев и Бенуа Мажимель, но в главной роли — трудного подростка Малоуни — дебютант Род Парадо, и это маленький сюрприз: в прежние годы Канн стартовал блокбастерами типа «Кода Да Винчи», «Великого Гэтсби», «Принцессы Грейс» или «Полночи в Париже» (новый фильм Вуди Аллена, «Иррациональный человек» с Эммой Стоун и Хоакином Фениксом, покажут вне конкурса).
![Кадр из фильма «Громче бомб»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/36/bc/36bc0be2893982b776c92c9e2d4ce8f650f0e0f64e5d0e982faa0b5e3be07f89.jpg)
«Мы хотели открыть фестиваль просто хорошим фильмом, что, конечно, не занчит, будто обычно мы так не делали», — пошутил Фремо. Организаторы поспешили сделать акцент на том, что впервые в истории фестиваль открывает работа женщины-режиссера, и ошиблись: в 1987-м Канн открывал «Влюбленный мужчина» Дианы Кюри. Вообще, такой сексизм Канну обычно несвойственен. Дело в том, что здесь даже национальная принадлежность фильма подчеркнуто игнорируется: страна-производитель в каталоге не указывается (идентифицировать ее можно только по адресу кинокомпании), важно лишь имя режиссера (впрочем, его национальность в каталоге упоминается).
![Кадр из фильма «Море деревьев»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/8d/c1/8dc1f0fdd0831be9ddeb4c8a334f613746f6a0c60c5165319dcd46b50e982a32.jpg)
Разобраться с национальной принадлежностью часто, действительно, сложно. На английском снят «Лобстер» греческого абсурдиста Йоргоса Лантимоса (его «Клык» побеждал в «Особом взгляде») c Колином Фарреллом, Леа Сейду, Беном Уишоу, Рэчел Вайц (опять!) и Джоном Си Райли (снова!): футуристическая фантазия о грядущих временах, когда холостяки, не нашедшие пары в течение 45 дней, будут обращаться в зверей и изгоняться в дикие леса. Норвежец Йоахим Триер (однофамилец датчанина) впервые участвует в конкурсе с опять же англоязычной драмой «Громче бомб», в главных ролях — француженка Изабель Юппер и ирландец Гэбриэл Бирн.
![Кадр из фильма «Кэрол»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/65/f3/65f357cd80afa9b18361b0511fa03c31493e75bc60e9129a9b1b09b7f07fe933.jpg)
Обилие звезд в конкурсной программе почти режет глаз: «Море деревьев» Гаса Ван Сэнта c Мэтью Макконохи и Наоми Уоттс. «Кэрол» Тодда Хейнса — стилизованная под ретро 1950-х (и, возможно, под чтимого режиссером классика жанра Дугласа Сёрка) мелодрама с Кейт Бланшетт. «Макбет» австралийца Джастина Курцеля (в «Неделе критики» был его шокер «Снежный город») с Майклом Фассбендером и Марион Котийяр в ролях кровавых шекспировских супругов. Триер и Курцель не единственные новички конкурса. Сюрприз — включение в основную программу «Сына Саула», дебютного фильма венгра Ласло Немеша о полыхающих огнем крематория ужасах Аушвица. Скорее всего, на другом полюсе — полюсе радостного кино, полыхающего солнцем, — окажется «Маргарита и Жюльен» Валери Донзелли.
![Кадр из фильма « Сын Саула»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/63/dc/63dc5d8930408ac47f6c42cbf8d7414cf3e8a9e1ab481d4806b56a1e7e5a59d6.jpg)
Заочно интригует канадец Дени Вильнев (автор замечательных «Пленниц», сомнительного «Врага», удостоенных «Оскара» за лучший фильм на иностранном языке «Пожаров», на каннской орбите появлялся, если мне не изменяет память, только раз — с черно-белой хроникой резни «Политех» в параллельной секции «Двухнедельник режиссеров») — с криминальной драмой «Сикарио» (так в мексиканских наркокартелях называют наемных убийц) с Эмили Блант, Джошем Бролином и Бенисио дель Торо. Будет в конкурсе и еще один «Убийца» — тайваньского классика Хоу Сяо Сеня, о чудо, снятый на родине, на мандаринском диалекте и без интернациональных звезд. Хоу — завсегдатай Канна, как и другие азиатские участники — китаец Цзя Чжанке («Горы могут отступить») и японец Хирокадзу Корееда («Наша маленькая сестра»).
![Кадр из мультфильма «Маленький принц»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/3a/e7/3ae77ddc3fd6126e402777db6ea848a6afb4ac0989bde213145fb4aa8a9ce499.jpg)
![Кадр из мультфильма «Головоломка»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/6f/be/6fbed9ba3525de7273dd36c8193fe5f66f426a33412f9faf11009516643e24ce.jpg)
Вне конкурса — целых два голливудских мультфильма: «Маленький принц» Марка Осборна («Кунг-фу панда»), где Лиса озвучивает Джеймс Франко, Розу — Марион Котийар, Змея — Бенисио дель Торо. И «Головоломка» (Inside Out) Пита Доктера («Вверх»), новое детище студии Pixar c голосами Кайла Маклахлена, Билла Хэйдера и Дайан Лэнг.
![Кадр из фильма «14 шагов»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/e3/4c/e34c9b960642d8b77829cf60222305b4177efbf1efe209298925011ede674b39.jpg)
Россия представлена, во всяком случае пока (около десяти фильмов официальной программы будут названы через неделю, тогда же раскроют карты и параллельные секции «Двухнедельник режиссеров» и «Неделя критики»), только в конкурсе студенческих короткометражек «Синефондасьон». Зато двумя фильмами сразу: «Возвращением Эркина» Марии Гуськовой и «14 шагами» Максима Шавкина. Этот фильм, кстати, победил на прошлогоднем ММКФ в конкурсе короткого метра — приятно, что иногда даже великий Канн идет по стопам Московского кинофестиваля.