Алексей Соболев: Путешествие в будущее. Как должны быть устроены горнолыжные курорты
Сейчас часто можно услышать или прочитать уже успевшее надоесть слово «импортозамещение». Мы уже почти уверовали в то, что в России есть все необходимое для выращивания собственных кадров, производства собственных продуктов и так далее. Я, честно говоря, в политике и экономике не очень хорошо разбираюсь. Я спортсмен, занимаюсь сноубордингом, много путешествую, бесконечно участвую в соревнованиях в самых разных точках мира, поэтому, когда я слышу «импортозамещение», начинаю думать, а насколько мы готовы среди прочего перенять достижения других стран, экспортировать их опыт и учесть все те ошибки, которые они совершили за прошедшие годы, если не столетия — Швейцария занимается туризмом с конца XIX века, Франция — весь XX век, а, например, в Италии первый путеводитель по Риму выпустили аж в XII веке.
Сноубординг — довольно молодой вид спорта, поэтому мы спокойно относимся к разнообразным ошибкам в инфраструктуре. По идее, лет через пять-семь все курорты мира будут готовы принимать не только лыжников, но и сноубордистов. Но уже сейчас есть одно место, которое вполне может назваться курортом будущего, и именно с него, на мой взгляд, стоило бы взять пример, строя горнолыжные курорты в Сочи. Я имею в виду Лаакс в Швейцарии.
Понятно, что Швейцария в этом вопросе вообще одна из самых передовых стран мира: последние 150 лет они активно развивают туризм, понимая, что это надежный источник дохода. Тысячи компаний, включая национальную авиакомпанию SWISS, которая бесплатно перевозит горнолыжное оборудование спортсменов в любое время года, работают на то, чтобы здесь все было удобно и комфортно для путешественников. И даже сейчас, когда «не сезон», добираться туда просто. Лететь можно в Женеву — самолет из Москвы приземляется в аэропорту в 16.55, вылетать с курорта можно через Цюрих — рейс в 12.20. А в зимнее время появляется еще и огромное количество дополнительных рейсов, которые оптимизированы для горнолыжного трафика, чтобы вам не нужно было думать о последнем автобусе в курортную зону.
Лаакс изначально проектировался как небольшая деревушка, перевалочный пункт для лыжников, а сейчас вместе с соседними деревнями Флимс и Фалера вся эта зона называется «Альпийская арена». То есть, по идее, Лаакс вполне мог бы стать прототипом нашего горнолыжного кластера в Сочи, но не стал. Так, в отличие от Сочи, где спортсмену нужно купить три разных ски-пасса на три разные горки, находящиеся друг от друга в считаных километрах, в Швейцарии в одном кластере — один ски-пасс. Швейцарии совсем не нужны указы сверху, чтобы объединить курорты в одну билетную зону, — все понимают, что это выгодно и удобно для всех.
На въезде в Лаакс сразу можно увидеть огромный комплекс «Академия фристайла», в котором есть батутный центр, тренажерный зал, гимнастические дорожки и бассейн — все то, что нужно спортсменам для тренировок. Эта площадка вообще единственная в Европе, где под одной крышей собраны все тренажеры. В каждой из зон работают профессиональные тренеры, которые всегда могут помочь советом. Там же можно взять специальное оборудование, чтобы отрабатывать безопасные прыжки на сноуборде или лыжах в поролоновой яме — это специальный тренажер для тех, кто занимается фристайлом. Подобные центры несколько лет назад стали строить и в США. Справедливости ради стоит отметить, что в России тоже есть подобные многофункциональные центры, — например, в Красноярске, — но они находятся за много километров от курорта и там нет профессионального сноупарка, что категорически снижает КПД спортсменов.
Я никогда не думаю о качестве снега и его количестве, когда еду в Лаакс. Там все работает по часам, если не по минутам: трассы постоянно ратрачат, за парками следит команда шейперов, у трамплинов грамотная и безопасная геометрия, огромное количество рейлов, растянутых на несколько километров парка. Можно, конечно, подумать, что я сейчас капризничаю. Но для меня идеальная инфраструктура означает, что я не потеряю время, которое для любого спортсмена является самым дорогим ресурсом. Мы смотрим на часы чаще других: мы соревнуемся на время, мы раньше людей других профессий заканчиваем карьеру.
В России пока нет парков такого уровня, даже близко. За подобными тренировочным площадками нужен постоянный уход, как за цветком — мы же этому пока не научились. Мы можем только «разово» — примерно на две недели хватает усилий организаторов, дальше — забвение и пустота. На данный момент в России есть парки, которые отвечают условиям для тренировок новичков, но не профессионалов. Нам надо учиться — и подходам к постройке парков, и организации грамотной инфраструктуры внутри курорта. Поэтому я считаю, что нужно больше путешествовать, собирать истории и наращивать опыт, а потом перенести это в Россию, и только тогда можно смело говорить об импортозамещении.
Читайте также:
Анна Масловская. Путешествие в будущее. Как устроен идеальный гастрономический город
Александра Всесвятская. Путешествие в будущее. Век гуманизма в моде