Фото: Олег Бородин
Фото: Олег Бородин

Скольким детям надо одновременно завизжать, чтобы звук по громкости приблизился к тому, который издает попавший на мель кашалот? Выяснилось, что трем: Маша, Алиса и Костик, прильнув к трубе, соединенной с устройством измерения громкости, кричат изо всех сил, и светящаяся шкала указывает на морское чудище. Правда, до уровня синего кита, самого «громкого» животного на Земле, им еще предстоит подрасти.

Фото: Олег Бородин
Фото: Олег Бородин

Такой крикометр встречает всех у входа в зал интерактивного музея человека «Живые системы», куда дети участников проекта «Сноб» вместе с родителями пришли на экскурсию. Некоторые из них уже успели познакомиться на детской дегустации в Ragout. Я в детстве любила энциклопедии по анатомии и Биологический музей, но вот беда: к тому моменту, как я совсем выросла, в памяти отложились только самые базовые знания о предмете. И вот пришло время обновить эти знания. Завидую детям: если бы я впервые узнала о расщеплении белков ферментами, кидаясь мячиками (ферменты) в электронное табло с движущимися разноцветными сгустками (белки), которые от каждого меткого попадания рассыпаются на крошечные единицы питательных веществ, я бы больше никогда об этом не забыла.

Фото: Олег Бородин
Фото: Олег Бородин

Взаимодействовать нужно с каждым экспонатом: здесь есть как очевидный конструктор человеческих внутренностей и похожая на прибор алхимика выделительная система, по которой течет вода, так и более изощренные конструкции, вроде комнаты с движущимися рисунками на стенах, объясняющие, почему у нас может «на ровном месте» закружиться голова, или кровати, утыканной гвоздями. Все хотели полежать на гвоздях — и дети, и их родители. Признаюсь, вначале было страшновато, но в итоге все остались целы и невредимы. Заодно мы узнали, благодаря каким силам гвозди, собранные вместе, не могут ни поцарапать, ни уколоть.

Фото: Олег Бородин
Фото: Олег Бородин

Перечислить все интересные объекты невозможно — они занимают два этажа. Отдельных похвал заслуживают те из них, которые отучают от вредных привычек — например, замысловатый тренажер, имитирующий греблю, со шкалой, показывающей, сколько усилий надо совершить, чтобы «сжечь» один съеденный гамбургер, и определитель сахара в разных напитках. Он представляет собой два крутящихся барабана, на одном из которых по кругу расположены бутылки с колой, лимонадом, молоком, квасом и прочими напитками, а на другой — разные по объему горки сахара-рафинада. Горящее табло со знаком равенства между бутылкой лимонада и горкой из шестнадцати кубиков я тоже запомню надолго.

Фото: Олег Бородин
Фото: Олег Бородин

Детям больше всего понравились экспонаты-«домики» — огромное «яйцо динозавра», из которого никто не хотел вылезать, и панцирь черепахи с ластами, который тоже полагалось примерить. Ну, а меня, взрослого 27-летнего ребенка, впечатлил аппарат, объясняющий феномен костной проводимости: нужно было зажать в зубах коктейльную соломинку, надетую на железный прут, заткнуть уши и буквально зубами «слушать» радио.

Фото: Олег Бородин
Фото: Олег Бородин

Собравшиеся мамы дружно отметили, что о подробностях функционирования наших «живых систем» они узнали впервые. Экскурсия, рассчитанная на час, незаметно растянулась почти на два часа, и все мы, как взрослые, так и дети, удивились, когда экспонаты закончились.

Фото: Олег Бородин
Фото: Олег Бородин

Участница проекта «Сноб» Катерина Макарова рассказала, что больше всего понравилось ей, а что — ее дочке Маше:

«Мне понравилось быть лимфоцитом и ловить вирусов, а дочке Маше — "разбивать" белки на аминокислоты и мерить черепаший панцирь, тем более что черепаха — ее тотемное животное. Секция всевозможных иллюзий очень увлекла, поскольку меня всегда интересовали истории о том, как наш мозг нас самих же и обманывает. Подача информации, которую мое поколение привыкло получать из книжек, в виде эмоционально-чувственного опыта совершенно гениальна — боюсь, что подрастающее поколение к получению знаний другим способом уже не готово».