Участники нью-йоркского состязания йогов — это был отборочный тур перед национальным чемпионатом в феврале — должны были выполнить пять обязательных поз, или асан, и две по своему выбору. Жюри оценивало качество технического исполнения. Все было очень похоже на чемпионат по художественной гимнастике.

Привить соревновательный дух американской йоге уже несколько лет пытается скандально известный учитель из Индии Бикрам Чоудри. Он уже успел организовать в США несколько местных чемпионатов. Планы на будущее грандиозные — вывести йогу в число олимпийских видов спорта. Для многих американцев, которые в йоге смогли найти отдых от врожденной страсти к соревновательности, такой подход кажется полностью противоречащим самой сути древнеиндийского искусства. 

Действительно, смысл классической йоги вовсе не в конкуренции с другими, а в обретении внутренней гармонии. Собственно, выполнение асан — лишь третья из восьми ступеней йоги. Она необходима для того, чтобы оздоровить тело и подготовить его к высшим стадиям йоги — духовному поиску и медитации.

Раздражение обозревателя The New York Times и опрошенных им людей, практикующих йогу, легко понять. Если можно придумать антипод моральным идеалам йоги — бескорыстию, правдивости, скромности, — то это, конечно, Бикрам Чоудри, организатор этого самого чемпионата.

Предприимчивый индус запатентовал названную в свою честь бикрам-йогу — последовательность из 26 классических асан — и несколько лет судился со студиями, которые преподавали в том же стиле. Живет Бикрам на Беверли-хиллс, постоянно хвастается своей коллекцией «роллс-ройсов» и «бентли» и хамски отзывается о других школах йоги. Стиль Айенгара, который использует много «пропсов» — вспомогательных гимнастических снарядов, — он как-то сравнил с «секс-шопом в Санта-Монике». В одном из интервью он заявил, что его школа йоги — лучшая на свете, а на вопрос, почему, ответил: «У меня яйца как атомные бомбы, по 100 мегатонн каждая, так что не стоит связываться со мной!»

Впрочем, и в самой Индии, на родине йоги, соревнования по асанам — старая традиция. Почти любой преподаватель хатха-йоги здесь обязательно напишет в своем резюме фразу «золотой медалист». Сам Бикрам впитал дух борьбы еще в детстве. В 11 лет он победил на чемпионате страны 1957 года. В последние годы соревнования по йоге вышли за пределы Индии и появилось несколько международных федераций, которые раздают звания чемпионов мира по своим версиям.

Элемент шоу в йоге тоже давняя история. В старину мастера устраивали на индийских ярмарках демонстрацию чудесных способностей, в том числе сложных асан, чтобы привлечь учеников. Создатель аштанга-виньяса-йоги Паттабхи Джойс именно так повстречал своего гуру — Кришнамачарью. 12-летнего мальчика поразило то, как Кришнамачарья зубами сдвигал машину и выполнял другие сложные трюки. Уже по ходу обучения адепты понимали, что йога гораздо глубже, чем исполнение сложных поз. Похожим образом в Китае и Японии учителя привлекали молодых людей к обучению боевым исскуствам. Уже научившись драться, те приходили к истинной цели практики — поиску внутренней гармонии.

В сознании большинства жителей Запада йога даже не духовная практика, а оздоровительная система, а соревновательный спорт — это всегда травмы. Многие мои знакомые инструкторы по хатха-йоге начинали как профессиональные гимнасты или акробаты. После нескольких лет соревнований сломали и травмировали все, что только можно. И к йоге они обратились как к средству реабилитации после травм, а потом увидели в ней прекрасную альтернативу жесткому духу спорта. Сам Бикрам прекратил соревноваться после того, как в 20 лет получил очень серьезную травму коленей. За другими примерами ходить далеко не надо: по слухам, у украинца Сергея Кулигина, победителя мирового чемпионата по йоге, на коленях удалены оба мениска.

Как говорят московские преподаватели йоги, на занятиях постоянно приходиться повторять, что хатха-йога не соревнование и что не надо постоянно сравнивать, кто лучше всех в зале выполняет позу треугольника. В общем, именно для того, чтобы не глазеть на других и погрузиться во внутренние ощущения, во время выполнения многих асан рекомендуется закрывать глаза. Но привить такой подход к практике удается не всем.

Но если в самой Индии йога-чемпионаты кажутся чем-то нормальным — так уж повелось, и вроде никому не мешает, то от международных соревнований уже веет явным маразмом. Особенно забавны попытки оценивать не только техническое исполнение асан, но и духовное совершенство. Например, по правилам чемпионата по артистик-йоге (yogasports.com) участники должны «в течение всех соревнований, а также за час до и после» соблюдать правила ямы и ниямы (моральный кодекс йоги — ненасилие, правдивость и т. д.). Оштрафовать участника могут, например, за нарушение ахимсы — ненасилия, в том числе за «нанесение вреда насекомым и растениям». Из 10 финальных баллов лишь один начисляется за физическое совершенство, победителя в основном определяют 4 «духовных» очка — судьи со стороны определяют, на сколько, по их мнению, участник спокоен, весел, полон любви, избавился от негативных эмоций, хорош во внутреннем сосредоточении и медитации.

Цирк!