Антон Злобин /

Нужно ли йогам соревноваться

«Чемпионат по йоге? Разве такое возможно?» — задается вопросом автор New York Times, описывая соревнования по исполнению асан, прошедшие в самом большом городе США. Я сейчас в Ришикеше, можно сказать, в столице йоги, и могу свидетельствовать: да, вполне. Только кому от этого станет лучше?

Фото: AFP/EastNews
Фото: AFP/EastNews
+T -
Поделиться:

Участники нью-йоркского состязания йогов — это был отборочный тур перед национальным чемпионатом в феврале — должны были выполнить пять обязательных поз, или асан, и две по своему выбору. Жюри оценивало качество технического исполнения. Все было очень похоже на чемпионат по художественной гимнастике.

Привить соревновательный дух американской йоге уже несколько лет пытается скандально известный учитель из Индии Бикрам Чоудри. Он уже успел организовать в США несколько местных чемпионатов. Планы на будущее грандиозные — вывести йогу в число олимпийских видов спорта. Для многих американцев, которые в йоге смогли найти отдых от врожденной страсти к соревновательности, такой подход кажется полностью противоречащим самой сути древнеиндийского искусства. 

Действительно, смысл классической йоги вовсе не в конкуренции с другими, а в обретении внутренней гармонии. Собственно, выполнение асан — лишь третья из восьми ступеней йоги. Она необходима для того, чтобы оздоровить тело и подготовить его к высшим стадиям йоги — духовному поиску и медитации.

Раздражение обозревателя The New York Times и опрошенных им людей, практикующих йогу, легко понять. Если можно придумать антипод моральным идеалам йоги — бескорыстию, правдивости, скромности, — то это, конечно, Бикрам Чоудри, организатор этого самого чемпионата.

Предприимчивый индус запатентовал названную в свою честь бикрам-йогу — последовательность из 26 классических асан — и несколько лет судился со студиями, которые преподавали в том же стиле. Живет Бикрам на Беверли-хиллс, постоянно хвастается своей коллекцией «роллс-ройсов» и «бентли» и хамски отзывается о других школах йоги. Стиль Айенгара, который использует много «пропсов» — вспомогательных гимнастических снарядов, — он как-то сравнил с «секс-шопом в Санта-Монике». В одном из интервью он заявил, что его школа йоги — лучшая на свете, а на вопрос, почему, ответил: «У меня яйца как атомные бомбы, по 100 мегатонн каждая, так что не стоит связываться со мной!»

Впрочем, и в самой Индии, на родине йоги, соревнования по асанам — старая традиция. Почти любой преподаватель хатха-йоги здесь обязательно напишет в своем резюме фразу «золотой медалист». Сам Бикрам впитал дух борьбы еще в детстве. В 11 лет он победил на чемпионате страны 1957 года. В последние годы соревнования по йоге вышли за пределы Индии и появилось несколько международных федераций, которые раздают звания чемпионов мира по своим версиям.

Элемент шоу в йоге тоже давняя история. В старину мастера устраивали на индийских ярмарках демонстрацию чудесных способностей, в том числе сложных асан, чтобы привлечь учеников. Создатель аштанга-виньяса-йоги Паттабхи Джойс именно так повстречал своего гуру — Кришнамачарью. 12-летнего мальчика поразило то, как Кришнамачарья зубами сдвигал машину и выполнял другие сложные трюки. Уже по ходу обучения адепты понимали, что йога гораздо глубже, чем исполнение сложных поз. Похожим образом в Китае и Японии учителя привлекали молодых людей к обучению боевым исскуствам. Уже научившись драться, те приходили к истинной цели практики — поиску внутренней гармонии.

В сознании большинства жителей Запада йога даже не духовная практика, а оздоровительная система, а соревновательный спорт — это всегда травмы. Многие мои знакомые инструкторы по хатха-йоге начинали как профессиональные гимнасты или акробаты. После нескольких лет соревнований сломали и травмировали все, что только можно. И к йоге они обратились как к средству реабилитации после травм, а потом увидели в ней прекрасную альтернативу жесткому духу спорта. Сам Бикрам прекратил соревноваться после того, как в 20 лет получил очень серьезную травму коленей. За другими примерами ходить далеко не надо: по слухам, у украинца Сергея Кулигина, победителя мирового чемпионата по йоге, на коленях удалены оба мениска.

Как говорят московские преподаватели йоги, на занятиях постоянно приходиться повторять, что хатха-йога не соревнование и что не надо постоянно сравнивать, кто лучше всех в зале выполняет позу треугольника. В общем, именно для того, чтобы не глазеть на других и погрузиться во внутренние ощущения, во время выполнения многих асан рекомендуется закрывать глаза. Но привить такой подход к практике удается не всем.

Но если в самой Индии йога-чемпионаты кажутся чем-то нормальным — так уж повелось, и вроде никому не мешает, то от международных соревнований уже веет явным маразмом. Особенно забавны попытки оценивать не только техническое исполнение асан, но и духовное совершенство. Например, по правилам чемпионата по артистик-йоге (yogasports.com) участники должны «в течение всех соревнований, а также за час до и после» соблюдать правила ямы и ниямы (моральный кодекс йоги — ненасилие, правдивость и т. д.). Оштрафовать участника могут, например, за нарушение ахимсы — ненасилия, в том числе за «нанесение вреда насекомым и растениям». Из 10 финальных баллов лишь один начисляется за физическое совершенство, победителя в основном определяют 4 «духовных» очка — судьи со стороны определяют, на сколько, по их мнению, участник спокоен, весел, полон любви, избавился от негативных эмоций, хорош во внутреннем сосредоточении и медитации.

Цирк!

 

Комментировать Всего 9 комментариев

йога тем и привлекательна, что она не подразумевает сравнение себя с другими.... это самосовершенствование и самопознание

исходя из этой логики - соревнования йогов - абсурд.  это просто спорт и к йоге не имеет никакого отношения, впрочем как и многие занятия йогой, которые проводятся в различных странах

Юлия, в том то и дело. Но кажется, это история еще и о том, что тяга к соревновательности даже на уроке йоги западного человека не оставляет в покое. А Вы занимаетесь йогой в Лондоне? Много ли попадалось хороших учителей?

занимаюсь, и мне нравится подход русских учителей (здесь о них писали). а вообще я долго не приходила к йоге именно из-за того, что была не готова отказать себе в "соревновательности".  был дисбаланс

Кубок Президента России по йоге

Весь боско-бомонд придет на такие состязания

Если серьезно, то соревнования по йоге - вещь не абсурдная, но полезная и весьма перспективная. Йога это искусство, а в искусстве соревновательное начало привито широко. Конкурс детского рисунка, конкурс Чайковского, конкурс архитектурных проектов...

 Некоторые виды искусства замечательно переформатируются в спортивные дисциплины и живут своей отдельной олимпийской жизнью. Например, балет - изначально элитарное, дворцовое искусство, в несколько адаптированой своей версии, то есть в виде балета на льду, стал одним из популярнейших зимних видов. Советские, а потом и российские успехи в фигурном катании  - высокий  уровень балетной культуры, конвертировнный в медали.

Стоит помнить, что соревнование - это прежде всего популяризация данной спортивной дисциплины. С этой точки зрения честь и хвала тому, кто первый проведет соревнования по йоге в России. Почему бы этим журналу СНОБ не заняться кстати?

Ну не в России, а рядом , в Украине, уже проводятся те самые соревнования по артистик йоге, которые упонимает автор текста Антон Злобин. 

Мне кажется, все таки йоге не нужна ТАКАЯ популяризация. Ведь самое лучшее в йоге то, что она является очень действенным способом обратить взгляд вовнутрь себя, а не научиться делать какую-нибудь "позу скорпиона"  лучше преподавателя.

Популяризация, равно как и соревновательное начало, не мешают искусству быть искусством, в том числе "действенным способом обратить взгляд внуть себя". Обычай шаолиньских монастырей выставлять свою молодежь на соревнования (две лучшие школы получают право демонстрировать свои умения в том шаолиньском монастыре, куда массово возят иностранцев) ничуть не вредит искусству У-Шу и не мешет ему соответствовать обозначеному в кавычках.

А популяризация  это залог развития. Так что если иметь в виду чаяния йоге на российской земле всяческих благ, то популяризация нужна, в том числе через электронные медиа. Чему очень способствуют соревнования. Хорошо организованные конечно 

Скорее для йоги залог развития - качественная сертификация преподавателей. А соревнования - это примерно то же самое, что съесть рекордное количество хот-догов за минуту.

на мой взгляд, это грубейшее нарушение гармонии той парадигмы, к которой существует йога... соревнования в йоге также безнравственны, как и соревнования по красоте среди детей...

Я столкнулся с пониманием йоги, как ОФП в фитнес-клубе, куда я ходил много лет. Именно там я начал заниматься йогой, но постепенно неюных и трепетно относящихся к практике мужиков сменили молодые гибкие девочки, бодро говорившие тексты типа: "Поставьте руки ладонями на пол... те, кто не особо гибкие... и не могут... возьмите кирпичи"... я, понятное дело, "не особо" и "не мог"... так нас делили на два сорта.... дальше юная бывшая гимнастка подходила к любимице - из этой же когорты - и делал с ней что-то умопомрачительное... а потом оборачивалась к остальным лохам и говорила: "ну всем это делать не обязательно"... я снова почувствовал себя подростком, в спортсекции, из которой меня вот-вот отчислят...

Я ушел оттуда к отвественному парню, не спортсмену, а врачу, который, хоть сам и стоит на всех возможных конечностях во всех возможных позах, не устает повторять: мы пришли сюда не для того, чтобы соревноваться..."

Виктор, кстати, мы некоторое время назад как раз на тему - качества йоги - говорили с директором Института йоги Патанджали Сергеем Резниченко, может быть, Вам будет интересно