«Франкофония» Сокурова в темном царстве посредственностей: Венецианский фестиваль раскрыл карты
То, что в Венеции пройдет мировая премьера нового фильма Александра Сокурова «Франкофония. Лувр под немецкой оккупацией», неофициально стало известно довольно давно, почти сразу после Канна (куда фильм не попал вроде как из-за взаимного равнодушия фестиваля и режиссера друг к другу). Очевидно, что участие Сокурова в конкурсе делает невозможным включение туда любого другого российского фильма (даром что экспериментальный эссеистический опыт Александра Николаевича, как говорят видевшие ленту, ничуть не похожий на «Русский ковчег», — копродукция Франции, Германии и Нидерландов). В интервью «Снобу» Алёна Шумакова, консультировавшая Венецианский фестиваль при Марко Мюллере, прямо говорила о случае с «Фаустом»: «Такой фильм появляется один раз в десятилетие, наверное, и с ним уже никто не может соревноваться из России».
Венецианскую программу сегодня курирует Альберто Барбера, чьи вкусы сильно (и не в лучшую, уже на мой вкус, сторону) отличаются от пристрастий Мюллера, но в том, что у Сокурова не должно быть конкурентов из родной страны, Барбера с Мюллером солидарен. К тому же все кураторы должны помнить неприятный инцидент в Канне-2007: тогда в конкурсе «Александра» Сокурова встретилась с «Изгнанием» Звягинцева, в итоге Сокуров не приехал на премьеру, и каннскую пресс-конференцию пришлось отменять, после чего и испортились отношения режиссера и фестиваля.
Но Барбера пошел еще дальше — такое ощущение, что конкурс Венеции-72 «зачищен» под Сокурова: канадский герой 1990-х Атом Эгоян («Помни»), чьи картины последних лет пяти, включая бог знает каким чудом попавшую в Канны «Пленницу», становились посмешищем. Австралийка Сью Брукс («В поисках Грейс»), постановщик убогой «Токийской истории». Не менее жалкий французский ремесленник Ксавье Жанноли («Маргерита»), к которому Барбера неровно дышит: два года назад он приглашал в конкурс слабенький «Суперстар». Средний аргентинский режиссер Пабло Траперо («Клан»). Посредственный южноафриканский режиссер Оливье Эрманус («Бесконечная река»). Посредственный (и что толку, что «оскароносный») английский режиссер Том Хупер («Девушка из Дании»), известный по драме «Король говорит» и мюзиклу «Отверженные». Не поймите неправильно, я, в принципе, не против профессионально сделанного «арт-мейнстрима», не сильно отличающегося от привычного глазу большинства телеформата. Пусть расцветают сто цветов — только фестивали, по-моему, придуманы для соперничества других школ, и гладкопись драмоделов типа Хупера или Жанноли здесь неуместна.
Есть, конечно, и режиссеры, рядом с которыми имя Сокурова выглядит более законно: Ежи Сколимовский, европейский классик, работавший в Польше, Франции и Великобритании, его новый фильм «11 минут» снят в Ирландии. Китайский документалист Чжао Лян («Бегемот»), чьи «Жалобщики», показанные в Канне в 2009-м, — о пикетчиках, которых соотечественники, состоящие на службе у государства, буквально разрывают на куски, — стали для меня реальным киношоком. Безумный американский сценарист и режиссер Чарли Кауфман, смастеривший, очевидно, совершенно аномальную анимацию «Аномализа». Режиссер удивительного фильма «Без имени» (и менее удивительной, но тоже любопытной «Джен Эйр») Кэри Фукунага с драмой об африканских детях-солдатах «Безродные звери». Выбирать победителей будет жюри под руководством Альфонсо Куарона.
Вне конкурса выделяются новые фильмы украинца Сергея Лозницы («Событие»), тайваньца Цай Минляна («Полдень»), не сдержавшего обещание уйти из кино, короткометражка Мартина Скорсезе «Прослушивание» — «заказуха», сделанная для сети казино Melco Crown Entertainment c Ди Каприо, Де Ниро и Брэдом Питтом.