Продолжение. Начало читайте здесь:

Часть 1. Три паспорта

Часть 2. Новые правила

Часть 3. Уезжать правильно

Часть 4. Без черновика

Часть 5. Первые ошибки

Часть 6. Не терять оптимизма

Часть 7. Озарение

Часть 8. На финишной прямой

Часть 9. Секрет квартиросъемщика

Часть 10. Цена идеальной квартиры

Часть 11. Багажный блюз

Часть 12. Картина, корзина, картонка

Мы уже месяц в Израиле — и с каждым днем решение сюда переехать кажется мне все более правильным. Я пока не могу избавиться от ощущения вечных каникул — и не уверена, что от него необходимо избавляться. Событий происходит так много, что я не успеваю все записывать, поэтому постараюсь о самых главных: мы сдали экзамены и получили израильские права, я нашла детский сад для двухлетней дочки — отличный и втрое дешевле частного, хотя мне говорили, что такого не бывает (я об этом уже говорила вкратце в прошлой статье), а также нам вернули денежную корзину, которую мы считали потерянной. Впрочем, подробно и обо всем по порядку. Начнем с водительских прав.

Новые репатрианты могут год спокойно ездить по своим старым правам, также в течение трех лет с даты репатриации можно пересдать экзамены по упрощенной схеме — только практику без теории.

Процедура довольно простая: сначала нужно зайти в любой магазин оптики и попросить там «зеленую форму» — медсправку. В этой же оптике вас сфотографируют (постарайтесь быть посимпатичнее: эта фотография потом окажется на ваших правах, мы этого не знали и жестоко поплатились), там же вам проверят зрение и сделают обо всем этом отметку в справке. Это будет стоить примерно шестьдесят шекелей. Потом нужно будет записаться к любому терапевту, относящемуся к вашей больничной кассе, и он за сто шекелей заполнит эту справку до конца. Русскоязычных терапевтов приходится долго ждать, а к англоязычному мы записались на следующий же день, разговаривать было легко: доктор спросила, нет ли у нас эпилепсии, не падали ли мы в обмороки в последний год и принимаем ли какие-то лекарства на постоянной основе.

Далее вы отвозите справку в министерство транспорта (центральное находится в Холоне), показываете там свои российские права, и вам на нее ставят печать с допуском к экзаменам. После чего нужно найти инструктора по вождению — даже если вы не собираетесь брать уроки, вам придется с ним пообщаться: именно он записывает на экзамен и взаимодействует с министерством транспорта. Обычно каждому инструктору полагается ограниченное количество экзаменационных мест для его учеников (мой, например, мог привести только одного в неделю), но если вам нужно получить права срочно, то всегда можно очень попросить — и вам либо найдут другого инструктора со свободными местами, либо ваш преподаватель как-то передвинет учеников в своих списках. Мужу предложили прийти на экзамен через неделю после того, как мы нашли инструктора, а мне — через две. Я слышала, что в более многолюдных районах, чем наш, ждать приходится гораздо дольше.

Также стоит сказать об одной тонкости: как только вы получаете израильские права, вы сразу становитесь для местных страховых компаний «неопытным водителем» — со всеми вытекающими отсюда последствиями вроде запредельной стоимости страховки. Хозяин нашей потенциальной машины обзвонил с десяток страховых, прежде чем нашел ту, где пообещали учесть наш московский опыт вождения, если мы с мужем сможем сдать экзамены с первого раза.

Муж взял перед экзаменами один урок вождения прямо в день экзамена: инструктор заехал за ним в шесть утра, они немного покатались по нужным маршрутам, и все получилось. Я взяла три урока: два подряд накануне экзамена и один с утра прямо перед ним. Каждый урок стоил 130 шекелей: насколько я поняла, это стандартная стоимость урока, которая регулируется государством. Мы оба отлично водим, но эти занятия были очень полезными: во-первых, чтобы привыкнуть к новой машине (экзамены сдаются на автомобиле инструктора), во-вторых, чтобы вспомнить те мелкие неочевидные правила, которые практически никто не соблюдает в реальной жизни, но которые учитываются на экзаменах. Ну, и научиться выразительно вертеть головой, чтобы показать, что ты смотришь, действительно смотришь, в боковые зеркала перед выполнением маневра. И чтобы запомнить слова «направо» и «налево» на иврите.

В среднем экзамен идет пять минут, вы едете по тихим израильским улочкам и, если у вас есть хоть какой-то реальный опыт, то сдать его очень легко: там никто не зверствует и экзаменатор смотрит только на то, насколько ты умеешь водить. Мне, как считалось, не повезло: мне попалась самая зверская экзаменатор, которая по двадцать минут нас возила самыми запутанными кругами — до тех пор, пока девушка, сдававшая вместе со мной, не поехала под кирпич. Я, впрочем, перед ней этот кирпич удачно объехала — и поэтому сдала. В общем, критерий простой: если экзаменатор во время вашего вождения не притормаживал и не выхватывал у вас руль, то вы с вероятностью в 99% сдали. Экзаменатор ничего не записывает, не ставит никаких баллов, полагается исключительно на свое субъективное ощущение.

Результат вам сообщит ваш инструктор по телефону после четырех часов дня: еще несколько лет назад решение сообщали сразу, но нередко возмущенные граждане нападали на экзаменаторов и избивали их. Потом стали вывешивать списки на дверях министерства — и те же горячие головы стали бить стекла и громить здания. И теперь вот приходится ждать полдня и получать информацию дистанционно. Через несколько дней инструктор завезет вам бумажку с временными правами, вы введете их номер в ближайшем банкомате, оплатите пошлину, и через некоторое время (говорят, что это занимает до трех месяцев!) вам пришлют ваши новые права прямо в домашний почтовый ящик. А до этого можно спокойно ездить по временным правам. Или даже вообще без прав: если вас остановят, можно назвать свой номер паспорта, и полицейский легко найдет ваши права, фотографию и всю историю вождения в базе.

Вся эта история вместе с пошлинами и стоимостью аренды машины инструктора во время экзамена обошлась нам примерно в тысячу шекелей, то есть в пятнадцать тысяч рублей на каждого.