Денис Орлов /

Главный дизайнер Infiniti Альфонсо Альбайса: Простота и гармония — разные вещи

Альфонсо Альбайса, американский дизайнер кубинского происхождения, выходец из семьи архитекторов, учился в институте Пратта в Нью-Йорке и Центре творческих студий в Детройте. В 1988 году поступил на службу в центр стиля Nissan в Сан-Диего. С 1 апреля 2013 года Альбайса возглавляет отдел дизайна Infiniti Motor Company. В этом сентябре на Франкфуртском автосалоне Альфонсо представил новый автомобиль Infiniti Q30*. Мы расспросили его о том, как сегодня проектируются автомобили, что он думает о покупателях в разных странах и какие запросы предъявляют люди к машине сегодня

+T -
Поделиться:
Фото: Eugen Gross
Фото: Eugen Gross

СДо недавнего времени именно от дизайнеров зависело, насколько хорошо будет продаваться автомобиль той или иной марки. Однако сегодня моду на вещи, кажется, диктуют разработчики гаджетов — тот же Apple. Интересно узнать мнение мастера: как в этой ситуации ведут себя создатели автомобильной формы?

Тренды все время меняются. Apple ввел направление на простоту. Я бы даже сказал, на суперпростоту, на минимализм, на отсутствие дизайна как такового. И даже на меня это оказало влияние. Да, это одна из современных тенденций. Однако не думаю, что нам в Infiniti стоит следовать этому, поскольку наша марка — это артистизм, страстность, мощь. Мы хотели бы создать нечто удивительное, такое, что люди оценивали бы из-за красоты, а не из-за того, что этот предмет похож на что-то еще. Все почему-то думают, что дизайн — это соревнование. Это не так. Создание чего-то по-настоящему стоящего — всегда результат движения своим собственным путем.

И я не ощущаю никакого давления, кроме необходимости добиваться особой, неповторимой красоты для изделий нашей марки, сделать ее стиль очень чистым, запоминающимся. Это наше основное направление. Форма изделий Apple очень чистая и простая, форма автомобилей Infiniti — чистая и артистичная. Оба направления имеют право на жизнь.

Одно дело — простота, другое дело — гармония. Когда много элементов складываются воедино, это и есть гармония. Простоты никогда не достичь, соединяя воедино много элементов, а вот красоты — можно. Во всем: в живописи, на сцене, в сочинительстве, в любой другой области. Можно или сделать все просто, или попотеть и добиться гармонии. Будь то Константин Бранкузи или Роден, оба одинаково удачно передают сложность движения, при этом сохраняя гармонию всей общности деталей. Это занятная задача.

Фото: Eugen Gross
Фото: Eugen Gross

СНо вы лично, создавая форму новой модели, ощущаете возросшую зависимость от электронных гаджетов? Ведь они в большинстве своем прямоугольные и плоские, а вы оперируете категориями объема…

Лично я больше завишу от инженерной сущности кузова. При создании формы компактного кроссовера Q30 мы тесно взаимодействовали с инженерами и технологами. Именно они во многом определяли наши рамки и в итоге позволили добиться почти скульптурной рельефности кузова, особого эффекта перетекания поверхностей одна в другую. Это своего рода переосмысление опыта прославленных итальянских carrozzerie, кузовщиков. Обводы Q30 — словно напряженные перед решительным броском мускулы.

Поскольку мы одновременно и азиатская, и западная компания, оба начала дают о себе знать. В азиатской культуре, прежде чем сделать что-либо, долго обдумывают. На Западе эмоциональное побуждение к поступку во многом превалирует. И как соединить эмоциональную соблазнительность с прецизионностью, теми качествами, какими обладают автомобили Infiniti?

СПорой кажется, что восточные люди даже слишком много думают, перед тем как сделать что-либо.

Вообще, наша марка вобрала в себя столько культур! Она столь же разнообразна, как наш дизайн. Другие марки, в том числе делающие очень удачный дизайн, напротив, стараются выглядеть японскими. И люди, работающие в этих компаниях, стремятся мыслить по-японски. Но не мы. Посмотрите на нашу компанию. Наш президент Роланд Крюгер — немец. У нас полно европейцев. И кубино-американский дизайн-босс. Японцы, китайцы… Мы открыты для мультикультурного вдохновения. Лично я обожаю смешивать азиатские и западные направления.

В форме наших автомобилей читаются азиатские корни, но на самом деле это смешение кровей, и нам нравится эта помесь. У нас четыре дизайн-студии: в Лондоне, Сан-Диего, Пекине, Ацуги. И все в равной мере загружены. Скажем, кроссовер Q30 зарождался как концепт-кар QX30 в Лондоне, затем его превращали в серийный автомобиль в Калифорнии, вносили некоторые изменения в Японии. Интерьер в основном делали в Японии. Словом, кровь в наших жилах не чистая, зато очень-очень страстная.

СНасколько глубоко дизайнер должен влезать в шкуру клиента? Отслеживает ли компания Infiniti социальный срез своих клиентов? Возможно, вам небезынтересно будет узнать, что в России в автомобилях Infiniti видят пропуск в мир достатка и благополучия. Не успевают разжиться однушкой в Москве, как сразу же приобретают Infiniti. При этом у таких людей отсутствует даже начальное представление о поведении в мегаполисе, они грубы и зачастую агрессивны. Учитывает ли компания возможные негативные коннотации?

Разумеется, я обязан представлять нашего клиента. Еще до первых набросков мы занимаемся этим, проводим собеседования, позволяем оценивать разные автомобили. Для этого мы прибегаем к помощи специализированных агентств. Поэтому то, что вы рассказали, довольно неожиданно. Возьму на заметку. Разумеется, для людей автомобили Infiniti служат отражением их успешности и достатка. Необязательно в привычных сферах, таких как медицина или право. Это могут быть и те, кто открыл что-то совершенно новое, проявил себя в какой-то неожиданной области, пошел нетрадиционным путем, живет по-новому. Мы хотим быть соблазнителями и провокаторами, поскольку люди новой волны таковы.

СКак получилось, что большинство из новинок сезона — кроссоверы? В чем секрет такой популярности? Может, в более разумной форме, эргономике, потребительских качествах?

В совокупности. Во-первых, конечно, это мода. Но есть и практическая сторона. Большинство кроссоверов имеют кузов хетчбэк. Он очень практичен. К тому же из-за высокого расположения кресел они очень комфортабельны. Взять обычный автомобиль: процесс посадки в него превращается в акробатическое упражнение. Приходится просто падать внутрь. И вылезать не легче. Кроссовер — пример наилучшего баланса достоинств. Но не следует делать вывод, что кроссоверы завоюют мир. Мода, как известно, переменчива. В какой-то момент покупателю наскучит видеть вокруг одни кроссоверы, и тогда появится что-то еще.

СА я считаю, что в обозримом будущем на дорогах останутся одни кроссоверы да специальные спортивные автомобили для гонок на закрытых трассах.

Да вы, я посмотрю, азартный человек…

СКак именно должен выглядеть автомобиль в смысле стиля, чтобы правильно позиционироваться на рынке: бюджетный сегмент, premium, luxury. Чтобы оправдывать те деньги, которые за него просят?

Недорогие модели обновляют чаще. Отсюда и допустимость некоторой легкомысленности в их облике. Жизнь премиальных дольше, и они требуют более основательного подхода к проработке формы. Даже если перед нами компактная машина премиального уровня, она столь же тщательно сделана, как большая. Важно, какова она на ощупь, какие запахи источает, с каким звуком закрываются двери…

СВсе начинается от двери…

Это своего рода метафора. Захлопывая за собой дверь, человек погружается в другое пространство. И именно по звуку подсознательно оценивает, насколько добротно все сделано, какова толщина металла, жесткость кузова, качество подгонки обивки.  Вообще, premium — это не только категория стиля. Скорее, как машина спроектирована, какие в ней использованы технологии, материалы… И все это так или иначе отражается на звуках, издаваемых автомобилем.

СПонятно, что автомобиль как одежда. На вкус и цвет. Однако как избежать излишней задекорированности? Где границы?

Иногда мы раздвигаем границы, иногда, напротив, зажимаем себя. Границы — талант художника. Однажды появится машина на 100 % декоративная, чарующе красивая. В этом-то и заключается вся прелесть дизайна. Едва только мы говорим, что нечто совершенно недопустимо, появляется кто-то, кто бросает вызов общему мнению. Разумный же довод таков. Использовать слишком много декора неоправданно дорого с точки зрения производственных издержек. А если выполнить оформление из дешевых материалов, это прикончит всю премиальность, к которой мы стремимся. Вообще, говоря об автомобиле премиум-сегмента, часто используют эпитет «особенный». Мне же ближе слово «необыкновенный». В этом сегменте уже целый выводок особенных машин. А мы должны сохранять вдохновение и быть уверенными, что вещи, которые мы делаем, остаются необыкновенными.

 

* Внимание к деталям: Важной отличительной особенностью дизайна Q30 является сочетание высокого клиренса и общей высоты кузова. Автомобиль имеет узнаваемый силуэт в стиле купе, который подчеркивается узким и стремительным дизайном бокового остекления. Новый Q30 использует традиционные штрихи дизайна Infiniti и превращает их в новые динамичные формы, которые подчеркивают силу движения даже тогда, когда автомобиль стоит на месте.