Убежден, в Тольятти существует природная аномалия. В этом городе почему-то полагают, что вокруг все обязаны покупать только их замечательные автомобили. Причем заводчане отстаивают честь марки в оборотах, способных затмить даже древнеримского ритора. Даже вполне здравомыслящий человек, приезжая работать на «АвтоВАЗ» из другого города, попадает под влияние этой не познанной наукой стихии и вскоре начинает плутать по коридорам неотчетливого сознания.

Вот почему, получив приглашение на тест-драйв Lada Vesta, я застраховался. Понимаю, смалодушничал. Если бы предстояло ехать на Жигулевское море, в Крым или даже в Грозный, то и бровью не повел бы. Но Тоскана! Надо обладать тольяттинской верой, чтобы назначать торжество в долине Кьянти.

Встретить «Ладу» на итальянских дорогах все еще можно. «Ладу Ниву». Хотя славную марку «Нива» тольяттинцы в пылу возвышенной риторики профукали — правами на нее уже десять лет как владеет General Motors. Эта идеологическая диверсия американцев больно резанула по сердцам нивоводов. «АвтоВАЗ» продолжает выпускать «Ниву», но зовется она пресно: Lada 4x4. По большому счету, возвращаться на европейский рынок все эти годы заводу было не с чем. Неужели возвращение? Как истинного россиянина, меня больше волнует, что происходит не в самой стране, а за ее пределами. Порасти здесь все быльем, на Западе мы должны выглядеть супер. Неужели вот оно? В «Ингосстрахе» я попросил оформить двойной тариф.

Бокалы с просекко выстроились на столе римской манипулой и дружно пускали приободряющие пузырьки. Игристое на утреннем брифинге могло означать только одно: сегодня теста «Весты» не будет. Рунет отбивал тревожные депеши: «Итальянская таможня задержала шесть автовозов с 36 Lada Vesta!» Устроители шептались: «Послали вертолет с оригиналом залогового счета!» Все понимали, что литры, не израсходованные из баков автомобилей, будут выпиты из гостиничных погребов. Castello di Velona Brunello Montalcino, высокий 2007 год, по 50 евро за бутылку. После такого придется провести новые сокращения не только в самом Тольятти, но и на заводе в Ижевске, где с 25 сентября выпускают «Весту».

Тест-драйв без автомобиля — как свадьба без невесты. Все же хорошо, что не пригласили западную прессу. Куда им столько выпить! Да и оптимизм у них пожиже. А нам, чем труднее, тем бодрее. Гости принялись брать интервью у главного дизайнера «АвтоВАЗа» Стива Маттина, у вице-президента «АвтоВАЗа» по продажам и маркетингу Дениса Евгеньевича Петрунина, у ведущего конструктора проекта «Веста» Олега Евгеньевича Груненкова. Охотно брали интервью друг у друга и даже сами у себя. И едва не переименовали Lada Vesta в Lada Chianti, Lada Grappa и Lada Oliva. Где-то вдалеке летел спасительный вертолет, а вся наша приободренная команда отрабатывала маршрут первого ездового дня в креслах туристического автобуса. Порой это было не менее захватывающе, чем самому катить за рулем нового автомобиля. В паре случаев расширенный страховой полис мог понадобиться. Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал. Полотно тосканских дорог напоминает запеченную корку чиабатты. Бесконечные «тещины языки» проверяют на прочность вестибулярный аппарат. Нередки затяжные 15-процентные подъемы (100% — это 45 градусов). Для справки: в Москве максимум — 12%.  

Глубокой ночью воздух над нашим отелем прорезали гудки: прибыли «Весты»! Особенно возрадовалась несчастная чета американцев, польстившаяся на горящую путевку в винный регион. Добивали их уже поутру, за завтраком. Все столики заняли русские, торопившиеся оседлать новинки.

Наконец, вот она — Lada Vesta. Я должен извиниться перед Стивом Маттином за пост, где я довольно хлестко отчитал дизайнера за концепт-кар Lada XRay. Ни одно из высказанных тогда мною замечаний не применимо к серийной «Весте». Чтобы сделать машину запоминающейся, мистеру Маттину пришлось протиснуться в узенькую щелочку, оставленную крупными мировыми брендами. Сам дизайнер отразил это наглядно с помощью своеобразного автомобильного «алфавита» — расставил по порядку изображения наиболее узнаваемых марок: Audi, BMW, Citroёn и так далее. Где место «Весте», какая из букв «алфавита» ей больше к лицу? «Х!» — утверждает мистер Маттин. Икс отчетливо читается на хромированной облицовке «Весты». Но в русском языке нет «икса», а есть «ха»! По хитрому прищуру дизайнера было видно, что ему известна даже специфическая коннотация этой буквы. Но, боже, сколько всего переплетено, скрещено, понамешано на Руси! А вот о том, что имя Лада можно перевести на английский как well-looking, мистер Маттин узнал от меня. Не автомобиль, а русская красавица в повязанном крест-накрест платке. Узоры «крестиком» повсюду на машине — в узоре обивки сидений, в раскладе клавиш на панели приборов, в графике самих приборов... Трещины во льду озера Байкал подсказали мистеру Маттину орнамент декоративных штабиков на панелях салона.

Замысел раскрыт. И все же я не готов принять Х-образные росчерки на боковине «Весты». В них читается стремление добиться оригинальности любой ценой. Хорошо, еще гладкая часть боковины достаточно широка — за это скажут спасибо московские таксисты: будет, где разместить рекламу. Кстати, доля «Лады» в крупных городах России невелика: в Питере — 9%, в Москве — 6%. И опираться «АвтоВАЗ» планирует на города поменьше: Тольятти, Ижевск, Грозный. Сначала «Весту» получат 23 города и 58 дилеров, через год — 65 и 120. «АвтоВАЗ» держит выпавший ему шанс в руках бережно, как гранату с выпавшей чекой.

Ах, как «Веста» едет! Недаром тольяттинцы говорят, что эта модель одними колесами стоит в классе B, а другими — в классе C. А по тому, как чисто настроен руль, как легко дозировать усилие на тормозах в бесконечных тосканских серпантинах, «Веста» легко поспорит и с некоторыми премиальными «старшеклассниками», растратившими тонус в погоне за пафосом. Конечно, вряд ли кто-то возьмет «Весту» вместо Volvo XC90… Но купят ли новинку вместо Volkswagen Polo или Skoda Rapid? Это соперничество обещает быть не менее захватывающим, чем борьба за подиум в «Формуле-1». И главным козырем «Весты» станет подвеска, настроенная пережевывать не только тосканскую «чиабатту», но и что похуже уже в российской глубинке. «Веста» не дробит колесами, не скачет по траектории, не нервирует водителя подергиваниями руля. Она просто едет — с упорством выпущенной с российского корвета крылатой ракеты «Калибр».

Особо остановлюсь на автоматизированной механической коробке передач — АМТ, как ее назвали на «АвтоВАЗе». И не произносите слова «робот», замахали руками тольяттинцы. На самом деле, конечно, именно робот. Обычная вазовская механическая коробка передач, оснащенная актуаторами германской фирмы ZF Sachs и, по слухам, отлаженная в еще одной уважаемой германской фирме, Porsche Engineering. АМТ — дешевый способ избавиться от третьей педали. Никаких гидротрансформаторов и планетарных рядов, никаких двойных сцеплений. Сцепление в АМТ одно — обычное, однодисковое. Причем актуаторы настолько точно настроены, что изнашивается сцепление даже меньше, чем в механической коробке! Некоторая неряшливость в переключениях АМТ на самом деле компенсируется целым рядом преимуществ. Например, во время коротких остановок не требуется при включенном режиме D придерживать автомобиль тормозом — в АМТ нет пресловутого эффекта «ползучей передачи». Автомобиль с АМТ, в отличие от автомобиля с «автоматом», можно буксировать. Запуск с «толкача», преодоление грязи «враскачку» — все это здесь можно.

Создатель АМТ Владимир Петрович Петунин — удивительный дядька. То, что в контексте «Весты» о «проекте АМТ» в Тоскане говорили особо, — несомненный результат его настойчивости. Я внутренне аплодировал Петунину: добиться, чтобы конкретный узел, важную часть новинки «АвтоВАЗа» напрямую связывали с его именем. В конце концов, почему только Стив Маттин и Бу Андерссон? Сколько в автомобильном мире безымянных героев-инженеров! Пусть коллеги смотрели снисходительно, а то и посмеиваясь, зато как разительно поменялось их отношение к Петунину, когда стало известно, что президент России поездил на «Весте» в Сочи и похвалил коробку АМТ!

И все же почему не позвать на тест-драйв иностранных журналистов? Президент «АвтоВАЗа» Бу Инге Андерссон так и не дал вразумительного ответа на мой вопрос. С одной стороны, он признаёт необходимость вернуть «Ладе» доброе имя в Европе, с другой — упускает очевидную возможность получить прекрасные отзывы и обложки в западных журналах. Что, опять политика? Нежелание прослыть апологетом российских ценностей? Господин Андерссон говорит, что пока «Весту» не повезут на Запад (в лучшем случае на следующий год — в Белоруссию, Казахстан, Сирию, Ливан, Венгрию, Египет и страны Магриба), и тут же сообщает, что недавно автомобилю провели скрытый маркетинг во Франкфурте, Риме, Вене и Барселоне! И что участники фокус-групп оценили «Весту» в 15 000 евро.

Да и вообще, правильно ли российским журналистам зажигать среди виноградных холмов Тосканы, когда вы сами, господин Андерссон, зажигали за рулем Lada Vesta на пару с президентом Путиным на Солох-Ауле? Тольятти, я никогда не пойму твоей логики.