Фото: Дмитрий Смирнов

На том же месте 32 года спустя

В начале двенадцатого на Пушкинской площади у самого известного ресторана быстрого питания в стране собралось всего около ста человек, и не меньше половины из них — журналисты. Ажиотажа, как в 1990 году, нет. Люди в очереди улыбаются, радуются вниманию прессы: за комментариями о впечатлениях обратились уже, кажется, к большинству присутствующих.

Солнце печет невыносимо, многие собравшиеся оттягивают футболки на груди, пытаясь себя остудить. По толпе равномерно распределены пятна воздушных шаров в цветах нового бренда — белые, зеленые и оранжевые. Корреспондент с микрофоном, глядя в объектив камеры и шагая в сторону оператора, жизнерадостно отмечает присутствие большого количества молодежи. Людей в возрасте до 30-ти здесь действительно несколько больше, чем остальных.

Фото: Дмитрий Смирнов

«В этот светлый момент мы не могли не прийти сюда, — говорит парень лет 17-ти. На нем черная ветровка, длинный хвост волос стянут резинкой. — Это радостное событие. Говорю без сарказма. Ведь раз это востребовано, значит на этом можно заработать деньги, а раз можно заработать, то будет хорошо. Но в силу отсутствия ключевых блюд в меню мы, к сожалению, не сможем в кратчайшие сроки обойти предыдущий “Макдоналдс” по финансовым показателям, популярности. Ходить сюда будем, потому что место у нас на районе. Вот только как оно теперь называется, я не понял».

Фото: Дмитрий Смирнов

Женщина лет 50-ти в синем платье с мелкими белыми цветами улыбается, когда я обращаюсь к ней, но после просьбы ответить на пару вопросов нервно отворачивается. Стоя ко мне спиной и прижавшись боком к металлическому ограждению, она тихо отвечает на вопросы, говоря в спину стоящего впереди человека и только иногда в мою сторону, через плечо:

— Почему вам интересно было прийти?

— Спортивный интерес. 

— Вы были здесь на открытии «Макдоналдса» в 90-х?

— Да, была.

— Чувствуете какую-нибудь разницу в атмосфере между тем, что было и что сейчас?

— Все то же самое. Людей было чуть больше, но не намного. Все то же самое. Никакой разницы нет, все то же самое.

— Что главное в этом открытии?

— Главное, чтобы меню было то же, главное — меню, да, меню.

Где-то в толпе лопается шарик. Все вздрагивают и испуганно вертят головами.

Фото: Дмитрий Смирнов

У входа в бывший «Макдоналдс» отгорожена небольшая площадка, на ней собирается около 50-ти журналистов. Посетители отделены от этого пространства красной лентой. Возле нее суетится молодой человек, кричит вслед уходящему журналисту: «Почему не взяли интервью у меня? Вам нужно поговорить со мной!»

Людей постепенно становится больше: очередь вытянулась вдоль ресторана на Большой Бронной улице. Вокруг много полиции, от входа можно увидеть множество небольших групп правоохранителей в бронежилетах. На вопрос, почему так много полиции, один из сотрудников лаконично отвечает:

— Важно. — После паузы добавляет: — Безопасность.

В очереди двое мужчин и две женщины около лет 60-ти обсуждают свои впечатления от недавнего фестиваля «Красная площадь», мужчина в джинсовой куртке повторяет, что был очень рад презентации книги Захара Прилепина, а потом мечтательно добавляет, что наконец–то на Пушкинской снова будет свежий кофе. Все со знанием дела начинают обсуждать фастфуд, потом переходят к теме ухода американских брендов быстрого питания.

— Очень много они потеряют из-за ухода, — говорит женщина в шляпе.

— Да повезут все через Казахстан, — отвечает ей подруга.

— Очень я мороженое тут любила, — продолжает первая.

— Вернутся-вернутся, все вернутся. И через третьи страны повезут еще.

Стоящий в очереди мужчина в футболке с волком на спине говорит, что пришел сюда в честь праздника, и это правильно, что «Макдоналдс» открывается в День России, что так мы восстанавливаем справедливость.

Александр Говор (крайний слева) во время открытия ресторана «Вкусно и точка»
Фото: Дмитрий Смирнов
Александр Говор (крайний слева) во время открытия ресторана «Вкусно и точка»

За пару минут до полудня перед центральным входом собираются несколько мужчин в идеально отглаженных деловых костюмах. К этому времени вокруг бывшего «Макдоналдса» собралось уже человек 300-400. Раздается веселое улюлюканье. Первым в микрофон начинает говорить новый владелец сети ресторанов в России Александр Говор:

— Сегодня миллионы посетителей снова получают возможность прийти в свои любимые заведения. Но еще важнее, что десятки тысяч рабочих мест сохранены. Мы очень рады приветствовать на открытии наших гостей.

Через пару минут торжественных речей один из людей у входа громко начинает обратный отсчет: пять, четыре, три, два, один. Говор перерезает красную ленточку, двери в бывший «Макдоналдс» отрывают.

В новом старом ресторане

Как только посетители входят в заведение, становится очевидно, что сегодня здесь будет исключительно празднично — радость не скрывает никто. И хотя в марте в последний день работы «Макдоналдса» в России многие посетители ресторана на Пушкинской говорили, что совершенно не жалеют о закрытии сети, то сегодня кажется, что они тогда лукавили: растерянность и напряжение на лицах тех дней сегодня сменили беззаботные улыбки.

В зале ресторана сразу начинается толкучка: толпа журналистов смешивается с почти бегом рвущимися к прилавкам первыми посетителями. У журналистки выбивают из рук микрофон, он летит на пол. Подросток лет 16 рядом с ней поворачивается к другу, кивает головой в сторону стойки выдачи и со смехом говорит: «Знакомый запах». Сотрудники общепита в белых рубашках в это время очень быстро перекидывают на подносы упаковки с едой. Коробки и свертки — знакомой формы, но непривычной расцветки. Посетителей за столами фотографируют и снимают репортеры буквально с расстояния вытянутой руки.

У стола выдачи заказов стоит мужчина пенсионного возраста с широкой улыбкой на лице. В руках у него пластиковый стакан с надписью «В память о посещении первого МАКДОНАЛДСА в Москве». «Да, я был на открытии этого Макдоналдса в 1990 году, — говорит он. — Тогда была в основном молодежь, а сейчас вот все подряд. Атмосфера была другая — это было в новинку, не было веселья такого открытого, как сейчас, люди стояли с открытыми ртами, они окунались в новую атмосферу. А сейчас это обычное дело. Хорошо, что такие изменения произошли, что “Макдоналдс” стал нашим. Он все равно остался макдаком, а продукты все наши. Ну придумали там его — и что?»

Фото: Дмитрий Смирнов

В интерьере заведения изменений не видно, только появились растяжки баннеров с новом фирменном стиле. По помещению бывшего «Макдоналдса» безостановочно передвигаются многочисленные журналисты, значительная часть из них — иностранцы. Высокая женщина с бейджиком Wall Street Journal выходит с одной из посетительниц на улицу, чтобы задать ей вопросы — в зале слишком шумно. Улыбчивый фотограф громко и со смехом говорит, кивая на толпу: «Ужас, как будто “Макдоналдса” не видели». Мимо один за другим проходят люди с высокими белыми стаканами для прохладительных напитков, на которых нет вообще никаких рисунков и надписей.

К молодому человеку, который перед открытием ресторана так хотел дать кому-нибудь интервью и продолжает привлекать к себе внимание, неожиданно подходят двое полицейских. Его берут под руки и ведут на улицу. Выясняется, что до этого молодой человек стоял с табличкой «Верните биг мак». На улице полицейские спрашивают, какую смысловую нагрузку несли его действия. Тот отвечает, что хочет вернуть любимые бургеры, и спрашивает: «Что я сделал? Что со мной будет?» Его уводят.

Несколько сотрудниц общепита в зале размахивают большими поролоновыми руками с поднятыми вверх указательными пальцами — такие атрибуты можно увидеть в зарубежных фильмах у чирлидеров. Периодически в помещении снова и снова раздается радостное улюлюканье.

За одним из столов сидит блогер Костя Павлов — в фирменной кепке «Макдоналдса» и футболке болельщика хоккейной команды НХЛ. Он занимается проверкой качества товаров и услуг и сравнивает качество различных устройств на своем ютуб-канале. Сейчас Павлов записывает выпуск с оценкой еды в обновленной сети фастфуда: «В целом впечатление хорошее, но сильно пересолили все — картошку, бургер. Не знаю, с чем это связано — может кто-то на кухне влюбился. Молочный коктейль стал жидким. Кола как кола, мороженое тоже обычное. В целом впечатление хорошее, название плохое». На подносе перед блогером лежат несколько маленьких упаковок соусов, на которых черным маркером замазан старый логотип заведения — желтая буква M. Позже, взяв картошку, наггетсы и бургер, корреспондент «Сноб» попробовал отличить их от того, что готовили здесь раньше, но разницы не почувствовал. И пересоленности тоже.

Фото: Дмитрий Смирнов

«Впечатления от того, как проходит открытие, отличное, мы очень рады видеть наших гостей, — крайне жизнерадостно говорит одна из менеджеров зала. — Ажиотаж мы ждали, и мы рады, что гости нас не забыли». Все сотрудники, которые работали здесь раньше, вышли сегодня на смену, утверждает она. Другой сотрудник общепита говорит, что в заведении совсем ничего не изменилось, все так же, как раньше. В целом это очень похоже на правду, если не обращать внимание на новое название и логотип.

Сотрудник пресс-службы нового оператора заведений быстрого питания «Вкусно и точка» Наталья Меркушова говорит, что в ближайшее время рестораны сети откроются в Москве и области, а затем — по всей России. Старых сотрудников будут выводить из простоя. По ее словам, ни один из них «Макдоналдс» не уволил и все снова выйдут на работу. «Открытие проходит прекрасно. Сегодня здесь безусловно происходит праздник, посмотрите, какие счастливые у всех лица», — комментирует Меркушова.

Фото: Дмитрий Смирнов

На улице, в дальнем углу веранды, стоит задержанный любитель биг маков в компании пяти полицейских. «Все происходящее правомерно, — говорит он. — Я не спорю с сотрудниками власти, потому что у нас все отлично. Я хотел вернуть биг мак. Теперь будем разбираться, почему меня забрали и что будет».