Фото: Пресс-служба Московского метрополитена

казачкова.jpg

Саша Казачкова, креатор проекта «Сноб»

Два раза в день я еду по салатовой ветке примерно 30 минут — от «Братиславской» до «Римской». Для меня это время, когда я могу поглазеть на свое отражение в окне напротив или на пассажиров, подумать о своем и послушать музыку. Смартфон я специально не достаю из сумки — устраиваю себе цифровой детокс.

Здорово, когда попадаются тематические поезда — с необычным оформлением и интересной информацией. Особенно мне нравился поезд, посвященный амурским тиграм, который курсировал несколько лет назад. До сих пор помню факт оттуда: взрослая амурская тигрица может в сутки пройти 40 километров в поисках добычи. Я тогда собиралась в пеший трек по Норвегии и думала, что я даже близко не такая спортивная, как амурская тигрица.

Также мне нравятся новые составы — широкие и без переходов. Сразу заметно, насколько извилистые на самом деле тоннели: на каждом повороте поезд изгибается как гигантская гусеница. По таким составам постоянно ходят пассажиры насквозь от начала до конца, получается своеобразный человеческий телевизор. Кстати, «лица» у этих поездов тоже необычные — круглые, с длинными глазами-фарами. Будто поезд всегда слегка удивляется, въезжая на станцию.

Восьмивагонный поезд «Москва-2020» вмещает около 1500 пассажиров. По сравнению с составами предыдущих поколений вместительность поезда выросла в том числе за счет межвагонных переходов, которые стали шире на 57% — сейчас ширина составляет 1,6 метра. Можно свободно перейти в более свободный вагон или пройти насквозь через весь состав к нужному выходу в город.

Bistroff.jpg

Анна Быстрова, дизайнер, лектор по истории и философии моды

Мне не приходится «коротать время» в метро: живу в самом центре Москвы, на зеленой ветке, до любого пункта назначения — 15–20 минут. На дне моей сумки всегда лежит одна из любимых книжек — тех, которые можно раскрыть на любой странице и начать читать. По меркам городского жителя, в метро я езжу не так уж часто — максимум два раза в неделю. И вообще предпочитаю променад. Поездка в метро для меня — своеобразный выход в свет. В метро я наблюдаю за людьми. Это пусть не прямое, но все же общение. По тому, как человек выглядит, как ведет себя, войдя в вагон, чем там занимается, можно многое узнать. А мне крайне интересна природа человека. Московское метро одно из лучших и самых удобных, чего там говорить! Именно его комфортность оставляет столько возможностей и для наблюдений за окружающими, и для погружения в себя.

12 лет назад доля поездов нового поколения составляла 12,6%, сейчас — уже 70%. При этом средний возраст подвижного состава за тот же период снизился на 10,5 лет: с 22,5 до 12 лет. Темпы обновления поездов метро в Москве — одни из самых быстрых в мире. Только за первое полугодие 2022 года в метро было поставлено 168 новых вагонов «Москва-2020».

Беляков.jpg

Алексей Беляков, журналист, писатель, сценарист

Стыдно признаться, но в метро я просто играю. Причем в одну и ту же игру. Называется Toon blast. Даже младшая дочка уже надо мной потешается. Нет, иногда думаю: хватит позора, возьму с собой книгу. Вот «Соборяне» Лескова — давно хочу перечитать. Или «Маленькую жизнь», которую все читали, а я не читал. И даже брал книгу с собой. В метро садился удобнее, нащупывал книгу в сумке, чуть улыбался. Ведь снова как в юности: книга, страницы, не замечаешь пути, не слышишь названия станций. Тогда дорога из моего Люблино до института на «Фрунзенской» занимала час с лишним. Два часа в день можно читать, какое же счастье. Читал стоя, в час пик, зажатый мрачными гражданами. Но я был от них далеко, я плыл с Одиссеем, я бродил с Вергилием, я страдал с юным Вертером… Но, пощупав книгу, я оставлял ее в сумке. Включал на айфоне Toon blast. Хватит страданий и путешествий, это в юности надо. А теперь — лишь игра.

Все поезда «Москва-2020» имеют увеличенный дверной проем. Его ширина, как и у переходов между вагонами, — 1,6 м. Это на 15% больше, чем в составах первого поколения «Москвы», и на 28% больше по сравнению с поездами «Русич». Теперь пассажиры могут комфортнее заходить в поезд и выходить на платформы.

Фото: Пресс-служба Московского метрополитена

Бабкина.jpg

Лариса Бабкина, владелица риелторского агентства

Было время, когда я редко пользовалась столичным метрополитеном — по любым делам ездила на автомобиле. За рулем слушала любимую радиостанцию, разговаривала по телефону на громкой связи. Но в последние годы поменяла привычки. Теперь в рабочие дни езжу чаще всего на метро. Там можно ответить на многочисленные сообщения и письма, которые мне приходят. Успеваю дать задание секретарю, поделиться новостями в рабочей группе. Но иногда рассматриваю попутчиков, бывают интересные персонажи. Или смотрю в телевизор, подвешенный к стенке во многих современных вагонах. Узнаю интересные вещи: сколько новых станций открыли, какие велопробеги запланированы, как изменился пассажиропоток. Можно поучаствовать в викторине, отгадать название станции или района. Иногда даже мультики показывают. Год назад приезжали внуки из другой страны, с увлечением смотрели, никогда прежде в метро они такого не видели. 

Гораздо реже открываю в метро книги. А ведь когда-то (я помню это время) многие пассажиры читали журналы, газеты. Теперь едва ли не каждый первый сидит, уткнувшись в телефон. Меняются времена, это нормально.

Под потолком в «Москве-2020» были впервые установлены консольные LCD-мониторы — по четыре на каждый вагон, всего их 32 на восьмивагонный состав.

Старкова.jpg

Алина Старкова, продюсер контент-бюро проекта «Сноб»

Пока я еду в метро, да и вообще пока я в пути — хоть пешком, хоть в такси, хоть в поезде, — я стараюсь слушать подкасты. Хронометраж выпуска обычно идеально укладывается во время поездки. Одно но: не все подкасты делают профессионалы, и голоса ведущих неизбежно съедаются шумом проезжающего по тоннелю поезда. «Купи себе наушники с шумоподавлением» — я слышала это не раз, но подобрать подходящие и удобные наушники так же сложно, как найти обувь, которая тебе ни разу не натрет ноги. А долго искать я не люблю. Поэтому порой заменяю подкасты разглядыванием случайных попутчиков. Иногда невольно удается подслушать их разговоры — что не менее интересно.

Последнее время мне стали чаще попадаться новые поезда, в них гораздо тише. И теперь у меня другая проблема: слишком увлекаюсь подкастом и пропускаю свою станцию.

Благодаря улучшенной шумоизоляции в салоне поезда можно разговаривать вполголоса: в сравнении с более ранними моделями вагонов уровень шума снизился на 15%.

лещенко.jpg

Юля Лещенко, продюсер проекта «Сноб»

Ничто так не помогает скоротать время в метро, как рабочие чаты в телеграме. Ответить на сообщения, принять правки, переслать их авторам и дизайнерам… Ну минут десять это точно займет. Еще пятнадцать — найти подходящие стикеры ко всем этим сообщениям. А там и сказочке конец, приехали. Однажды случилась забавная история: я очень торопилась на работу, одновременно в телефоне все полыхало сообщениями типа «срочно» и «горит», а сам телефон держался на двух процентах зарядки. Сажусь на «Академической», мне — на «Третьяковскую», оттуда еще 20 минут пешком. Втыкаю шнур в USB-порт возле сиденья. Ехать три станции. Этого мало, чтобы зарядить телефон. Поехала дальше — до «Проспекта Мира», вышла, чтобы вернуться к «Третьяковской», увлеклась работой, уехала на «Ленинский проспект». Класс, вот тут в метро я и состарюсь, так и буду ездить туда-сюда, зато телефон не сядет, — подумала я. Но нет, прицелилась хорошенько и все же вытащила себя на «Третьяковской». Глубина-глубина, отпусти меня, я не твой.

Пассажиры Кольцевой линии могут воспользоваться USB-зарядками, расположенными у каждого сиденья, — всего 320 штук в семивагонном составе. В восьмивагонных поездах той же серии на Калужско-Рижской и Большой кольцевой линиях 368 USB-портов — это в пять раз больше, чем в поездах «Москва», где было всего по 72 зарядки.

печейкин.jpg

Валерий Печейкин, драматург, сценарист, педагог

В метро я обычно «снимаю кино». Делать это очень просто. Я вхожу на станцию, надеваю наушники и включаю музыку. Далее, проходя через турникеты, начинаю «съемку». Я представляю, что мои глаза — это кинокамера. Звучащая музыка усиливает этот эффект. В своей голове я снимаю авторское документальное кино, которое называется «Эскалатор». Я включаю что-нибудь из классики, например «Восход» из «Так говорил Заратустра» Штрауса. Становлюсь на ступеньку эскалатора, ведущего вверх, и представляю, что я — восходящее солнце. Особое удовольствие в этот момент смотреть на лица людей на соседнем эскалаторе. Молодые, старые, многие мрачные, кто-то бежит, кто-то целуется, все опускаются в бездну. Иногда ловлю чей-то взгляд. Человек смотрит на меня, глаза его расширяются. Он ведь не знает, что я в этот момент слышу, как гремит большой симфонический оркестр, литавры, духовые, струнные, что идет съемка авторского фильма. Нет, человек просто видит незнакомца с вытаращенными глазами. Это я. А в конце трека каждый раз я вручаю себе «Оскар». Единогласно.

Подготовила Татьяна Санькова