Директор благотворительного фонда Татьяна Тульчинская: Через искусство и историю мы хотим привлечь внимание к проблемам инклюзивности
Откуда взялась идея объединить искусство и благотворительность?
Я по образованию историк, закончила МГУ, изучала, в том числе, историю искусства и историю религий, всегда интересовалась происхождением различных культурных традиций. Одновременно, я много лет занимаюсь разными социальными проектами, и в тему благотворительности также глубоко погружена. Объединить эти две мои ипостаси — давняя мечта. И я придумала проект, который мы назвали «Хроники инклюзии». Его основная цель — рассказать, как складывалось отношение общества к разным исключенным категориям людей в исторической ретроспективе.
В прошлом году я написала грантовую заявку на конкурс фонда Потанина «Практики индивидуальной филантропии». Ее поддержали, у меня появился небольшой бюджет, стимул заняться этим проектом вплотную. Сейчас мы работаем над созданием восьми комплектов карточек для социальных сетей, каждый из которых будет посвящен отдельной социальной группе.
А почему вы захотели создать именно карточки? Как они помогут в решении социальных проблем?
«Хроники инклюзии» — проект на стыке культуры и благотворительности, и он, в первую очередь, информационный. Он создан в виде карточек и рассказывает о том, как исторически складывалось отношение в обществе к различным исключенным социальным группам.
Сам по себе он не поможет решить социальные проблемы, но поможет привлечь к ним внимание. Ненавязчиво, через искусство, через историю. Интересным контентом мы, надеюсь, сможем зацепить ту аудиторию, которая проходит мимо нас, когда мы говорим только о благотворительности.
Есть ли у этих карточек глобальная цель?
Если даже люди просто задумаются над теми проблемами, которые мы освещаем, это уже будет очень хорошо. Мы не замахивались на информационный мегапроект, но уже первый комплект карточек по сети довольно неплохо расходится. И уже есть обратная связь: кто-то мне потрясающую книгу прислал про бездомных, кто-то поинтересовался, как помочь нуждающимся. То, о чем мы рассказываем, остается у людей в голове и в сердце. Ну и какая-то культурная настройка, с моей точки зрения, происходит: люди узнают, как раньше относились к бездомным или к людям с инвалидностью, что с ними происходит сейчас, и что можно сделать, чтобы изменить ситуацию в лучшую сторону.
Ваш первый пак рассказывает о теме бездомности со времен создания первых цивилизаций. Как решали эту проблему раньше?
В древности, в средние века этой проблемы не было. Точнее, она, конечно, была, но подобным образом не формулировалась, а потому вообще почти никак не решалась. Существовало, конечно, понятие человеческого и религиозного милосердия, но не было социальных механизмов, которые могли ее решить системно. Кроме того, мы специально подобрали примеры из разных культур, в которых отношение к бездомности было разным.
Например, если для нас, европейцев, бездомный человек — это что-то маргинальное, то для индийца, наоборот. Отказ от дома для них — это часто добровольное решение, признак высшего религиозного посвящения. И это удивительно, во всяком случае для европейского ума. Для современных людей иметь дом очень важно, это одно из фундаментальных прав человека. Раньше, зачастую, было не так.
На ваших карточках размещены картины известных художников и живописцев — Джона Эверетта Милле, Эдуарда Мане, Альбрехта Дюрера и других. Как выбирали именно эти работы?
Эти картины отбирала моя коллега Екатерина Журбина, она профессиональный историк искусства. Сначала она находила работы, которые подходили тематически, потом ими занимался дизайнер. Подготовительная стадия проекта заняла два месяца. Сейчас у нас появилась единая концепция дизайна, и будет проще все отрисовывать, можно будет это делать гораздо быстрее.
Каким социальным группам и проблемам они будут посвящены?
Мы будем рассказывать о людях с внешними, ментальными особенностями здоровья. Об умирающих, стариках, заключенных. Отдельный пак будет посвящен людям, которые содержатся в закрытых учреждениях, таких, как нынешние психоневрологические интернаты. Выпуск каждого набора по возможности будем привязывать к конкретным датам. Недавно был День бездомного человека, и мы выпустили первый пак о бездомных. В День паллиативной помощи выйдет комплект карточек об умирающих, в День пожилого человека — о пожилых людях. Наборы будут выпускаться ежемесячно до конца ноября. Кроме того, летом мы хотим провести лекторий, в рамках которого наши друзья, профессиональные историки и искусствоведы расскажут обо всем, что осталось за рамками карточек, поскольку их формат не предполагает размещение длинных текстов, а материал собран огромный.
Последние годы люди стали чаще заниматься благотворительностью. С чем вы это связываете?
Я занимаюсь благотворительными проектами уже 30 лет. Когда я начинала, благотворительно сектора, фактически, не было, как такового. Сейчас существует огромное количество фондов, многие из них работают очень профессионально. Информации о благотворительных проектах стало больше, у людей появились возможности жертвовать деньги. Когда мы сейчас говорим о благотворительности, это уже не просто разговор о личном порыве человека к милосердию и помощи. Появились интересные проекты, которые привлекают людей, и им нравится в них участвовать.
Кроме того, людям важны прозрачность и подотчетность фондов. Они должны понимать, куда идут их деньги, и как отследить их путь до конечного получателя помощи И фонды научились людям такую отчетность предоставлять, что очень важно.
Беседовала Ирина Филиппова