Названы победители премии «Сноба» «Сделано в России — 2024»
Исследование: 40% россиян берут в путешествия только ручную кладь
У берегов Италии спасли 11-летнюю девочку, три дня дрейфовавшую в море на шинах
Остин Батлер исполнит главную роль в новом «Американском психопате»
Общество

Голосовые, дружба с коллегами в соцсетях и рабочие переписки в отпуске — 10 вопросов специалисту по цифровому этикету

Как реагировать на фразу «Доброго времени суток», стоит ли оставлять аудио и когда «Вы» обязательно пишется с большой буквы, «Сноб» обсудил с автором книги «Цифровой этикет. Как не бесить друг друга в интернете»
Иллюстрация: Getty Images
1

Можно ли писать незнакомым людям в мессенджерах?

Средства связи делятся на интимные, типа телефона, и общественные, например почта, ведь, получив письмо, человек не обязан бросать все свои дела и может ответить в удобное время. У мессенджеров пока неопределенный статус. С одной стороны, они привязаны к номеру телефона, с другой — когда мы пишем, то не врываемся в личное пространство, и у собеседника есть возможность проигнорировать сообщение, не вступать в контакт мгновенно и сохранить свои границы. Поэтому написать в мессенджер — гораздо лучше, чем звонить без предупреждения.

2

Если получить ответ не удалось, когда можно напомнить о себе?

По этикету отвечать на сообщения можно в течение суток, поэтому не стоит, не дождавшись истечения этого времени, сразу писать в других мессенджерах. При срочной ситуации, когда ждать нет возможности, лучше звонить. При этом не бояться напоминать о своем письме. Я провела опрос: «Если вы не ответили на сообщение, то готовы ли получить напоминание?» 94% из 4,5 тыс. опрошенных проголосовали за повторное сообщение, так как первое могло затеряться по разным причинам.

3

Как корректно вернуться в коммуникацию?

Если кто-то не отвечает на ваше сообщение и вы пишете повторное, то важен тон высказывания, повторное сообщение должно звучать как забота, а не укор. Например, «достаточно ли вам информации для принятия решения», «я переживаю, что сообщение могло затеряться», «в каком формате вам удобно продолжить общение?». Это воспринимается не как упрек, а как забота и заинтересованность в построении отношений.

4

Как отучить коллег писать в отпуске, в выходные, после 19:00?

Рабочие вопросы должны решаться в рабочее время, иначе со временем теряется мотивация и эффективность. Исключением может стать ситуация, когда обе стороны договорились, что звонить и писать друг другу можно в любое время. В остальных случаях из соображений гигиены и психологической безопасности лучше обозначить, что есть нерабочие часы и выходные дни, когда мы не пишем сами и не ждем ответа от другого. 

Если на работе сложилась ситуация, которую вы хотите изменить, то можно использовать чудесную формулу «Давайте договоримся, что…». Она позволяет не укорять, не обвинять, а предлагает правила игры, действующие для всех одинаково.

5

Какие вопросы требуют личной коммуникации и что нельзя сделать в мессенджерах?

Не только нормы этикета, но и здравый смысл говорит нам, что нельзя решать жизненно важные и эмоциональные вопросы по смс: например, написать о расставании или увольнять человека.

Есть еще соображения безопасности: важно помнить, что любое сообщение может стать скриншотом и быть обнародовано. Например, интимные фото в случае драматичного расставания легко превращаются в достояние общественности, а эмоциональная переписка всегда может быть перенаправлена тому, для кого она не предназначалась. Лучше даже не начинать печатать текст, если есть малейшая возможность себя дискредитировать.

6

Как реагировать на словосочетание «доброго времени суток»?

Это словосочетание сегодня считается затертым штампом. Но еще в нем есть и грамматическая ошибка. Когда мы используем родительный падеж, мы прощаемся (как, например, когда мы говорим «Спокойной ночи», «Всего доброго», «Счастливого пути»), а здороваемся мы при помощи именительного падежа («Доброе утро!», «Добрый день!»). Этот речевой штамп пришел из конца 1990-х, когда люди только осваивали интернет, и отражает уровень развития коммуникаций в тот период. 

Словом, употреблять эту конструкцию не стоит, но, если так написал другой человек, действуйте по Чехову: «Хорошее воспитание не в том, что ты не прольешь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой».

7

Можно ли подписываться на коллег социальных сетях?

Важно учитывать три фактора:

 1. В каких отношениях вы находитесь;

 2. Стилистика ведения аккаунта: как публичный профиль или как страница с личной информацией, которая предназначается только для ближнего круга; 

 3. Как принято в организации: подписываться или нет.

Если отношения не слишком формальные, аккаунт содержит информацию для широкого круга людей, а в организации принято дружить с коллегами в соцсетях, то вполне можете добавлять в друзья коллег.

Второй важный аспект — отвечать ли на запрос, который вам присылает коллега. Ответ — нет: никто не обязан отвечать взаимностью, если нет желания. Вежливо и аккуратно можно проигнорировать: отказ от дружбы в соцсетях не требует объяснения. Если коллега все-таки хочет выяснить ситуацию, то можно ответить, что аккаунт заведен под другие задачи и вам будет неловко знать, что личный контент видят коллеги.

8

Можно ли звонить без предупреждения?

Только в ситуации, когда мы сказали друг другу: «звони когда захочешь» или если работа оппонента и состоит в том, чтобы отвечать на звонки (например, вы звоните консультанту или менеджеру по продажам). А еще если случается что-то экстренное. В остальных случаях телефонный звонок без предупреждения может быть воспринят как нарушение границ. Чтобы этого не произошло, лучше заранее договориться о времени звонка, обозначить, сколько он займет и о чем будет разговор.

9

Что делать с людьми, которые оставляют аудиосообщения без запроса?

Аудио без предварительной договоренности — это нарушение цифрового этикета. Поэтому важно перед отправкой сообщения спросить, как человек отнесется к голосовому.

Если вам не нравится слушать голосовые, то можно обозначить границы такой фразой: «Обычно мне неудобно слушать аудио, и поэтому я боюсь пропустить что-то важное. Пожалуйста, набирай текстом, чтобы ничего важного не потерялось». Если нам прислали голосовое, когда мы не можем его послушать, то можно написать: «Я сейчас не могу слушать, если мой ответ нужен срочно, то набери, пожалуйста, текстом».

И наконец, хороший тон, если вы отправляете голосовое, сопроводить его письменным комментарием, о чем оно, и добавить ключевые слова, чтобы потом по поиску можно было легко его найти.

10

Нужно ли писать Вы с большой буквы?

Современные нормы говорят, что нужно писать «Вы» в официальных письмах, а в прочих случаях выбор написания остается на усмотрение автора. Важно понимать контекст, скажем, в академической среде такая форма — необходимость, а в креативной сфере будет звучать старомодно и вычурно. Кроме того, большое значение имеет дистанция и иерархия. Например, намного более старшему и статусному человеку будет уместно написать «Вы» с прописной буквы. Если сомневаетесь, как лучше написать, то можете просто отзеркаливать стиль коммуникации собеседника и писать так, как пишет он.

Беседовала Виктория Решульская 

0
0

Подписывайтесь на наши
каналы в соцсетях:

Телеграм ВК Youtube Дзен Rutube

Читайте также

Карьерный психолог Анна Чуксеева: Пассивная агрессия разрушает личность человека

Теннис, йога и шахматы: 10 заведений в Москве и Санкт-Петербурге для любителей спорта

Тайный язык каторжан и подростков: феномен и будущее сленга

Сочи, Мариинский театр и классическая музыка: чем запомнится Большой летний музыкальный фестиваль в «Сириусе»

Алексей Алексенко

Портрет прародителя: как выглядел общий предок всех живых существ

Илья Латыпов — о психотерапии, любви и самоуважении

Фокус на тарелке: 10 вопросов фуд-стилисту