Что происходит?

В 2008 году в рок-баре UndergrounD в Оренбурге пришла инспекция. Во время проверки играла песня «Время, назад!» группы «Сплин». Инспекторы попросили у бара разрешение на использование песни. Его не оказалось. Тогда бару выписали штраф.

Владельцы UndergrounD не захотели оплачивать штраф. Они обратились к юристам. Юристы посоветовали им получить разрешение на песню у лидера группы «Сплин» Александра Васильева. Васильев его выписал. В разрешении музыкант указал, что позволяет ставить песню в заведении до того момента, как время «пойдёт назад» либо в бар зайдёт Стивен Хокинг и закажет в нём яблочный сидр. В итоге штраф удалось оспорить, и бару не пришлось его платить.

Практика вознаграждений авторам существовала ещё в СССР — их контролировало Всесоюзное агентство по авторским правам (ВААП). Президент Федерации рестораторов и отельеров Игорь Бухаров вспоминает, что сотрудники ресторанов были обязаны писать в ВААП «рапортички» — в них было указано, какие песни и в какое время будут звучать в заведении. В 1980-е годы исполнение одной песни стоило примерно 2 копейки.

Практика отчислений авторам сохранилась и в России. В феврале 2025 года впервые за шесть лет выросла стоимость лицензий на использование музыки — на 8–18 % для разных заведений. 1 декабря Baza сообщила, что по всей России «активно проходят» проверки ресторанов. Их владельцам выставляют счета за использование музыки без разрешения.

Почему рестораны платят за музыку?

В 1994 году Россия подписала «Бернскую конвенцию об охране литературных и художественных произведений». Согласно этому документу, права на музыкальные произведения охраняются законом, а рестораны и бары обязаны покупать разрешение на использование композиций. Из собранных денег музыкантам выплачивают роялти.

За соблюдением прав музыкантов следят две организации: Российское авторское общество (РАО) и Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС). «Право на текст и мелодию охраняет РАО. А право на исполнение и запись — ВОИС», — говорит руководитель направления «Интеллектуальная собственность и СМИ» юридического бюро «Палюлин и партнёры» Магомедали Алиев.

По закону, ресторан может включать музыку в зале, если у него есть договоры с ВОИС и РАО. По данным на конец 2025 года, РАО представляет интересы более 26 тысяч российских и 2 миллионов иностранных авторов, добавляет юрист.

Если договора нет, то проверяющие организации могут потребовать компенсацию. Причём даже в том случае, если автор песни не просил этого делать. Российское законодательство устроено так, что любой правообладатель по умолчанию соглашается на защиту своих прав. Это связано с тем, что артистов тысячи, и заключить со всеми договоры РАО и ВОИС не могут физически. Поэтому права музыкантов защищаются «по умолчанию».

Административные наказания предусмотрены за использование музыки с носителя, радио, стриминговых сервисов, сериалов и клипов.

Стоимость лицензий на музыку зависит от типа заведения, его площади и расположения. Онлайн-калькулятор компании «Кубик-медиа», которая занимается отчислениями в РАО, позволяет рассчитать цену. Например, ресторану в центре Москвы площадью 100 кв. м необходимо платить примерно 8 тыс. руб. в месяц. А ресторану такой же площади в центре Читы — 6,4 тыс. руб. В пресс-службе РАО отмечают, что предлагают скидки ресторанам, если стоимость лицензии высока для заведения.

Размер компенсации за музыку без лицензии определяет суд. Минимальная сумма составляет 10 тыс. рублей, максимальная — 5 млн руб. Размер также зависит от количества песен, которые исполнялись без лицензии. Ещё при расчёте компенсаций учитывается размер и вместимость ресторана, его готовность или неготовность купить лицензию. Суды могут учитывать и другие факторы. Например, за умышленное использование музыки без лицензии компенсация будет выше, чем за включение её из-за незнания закона, отмечает юрист Алиев. Сумма может быть увеличена, если суд докажет, что во время исполнения песни в баре выросли продажи.

«Чаще всего фиксируются 5–7 незаконно использованных произведений. При этом средняя компенсация за одно произведение составляет порядка 20 тыс. руб.», — отмечают в пресс-службе РАО.

Нередки случаи, когда суммы взыскивают через суды, добавляет юрист Алиев. Средняя компенсация через них с 2023 по 2025 год составила 200–300 тыс. руб. за 5–15 треков.

Почему лицензии всё равно не покупают?

Организации, которые следят за соблюдением авторских прав, сами ищут нарушения. В ресторан проходит сотрудник, который под видом посетителя фиксирует нарушение на гаджет. Затем он сообщает о нарушении законодательства сотрудникам заведения. «Часто сотрудники РАО приходят в заведение с досудебным предложением и предлагают купить лицензию», — поясняет президент Федерации рестораторов и отельеров Игорь Бухаров.

Не все рестораны покупают лицензию, так как «просто забывают это сделать», отмечает ресторатор, совладелец баров Ron de Pipa, «Пей да гуляй» и других Андрей Петров.

«Когда люди открывают заведение, им нужно получить так много разных разрешений, что лицензией стоимостью примерно 10 тыс. руб. в месяц они пренебрегают. Эта сумма кажется им незначительной — ведь она даже меньше, чем плата за коммуналку в большинстве баров», — поясняет он.

Как платят зарубежным исполнителям и иноагентам?

В декабре 2025 года пиццерия в Обнинске получила две претензии на компенсацию — от РАО и ВОИС. Общая сумма составила 392 тыс. руб. По словам владелицы заведения, деньги хотели взыскать за включение в кафе восьми иностранных треков. Среди них были песни групп Queen и Blondie.

Правообладатели композиций Queen и Blondie находятся в странах, которые российские власти считают «недружественными». Переводить вознаграждения на их счета в условиях санкций официально невозможно. При этом их песни всё равно нельзя включать в российских барах без лицензии.

«Согласно Бернской конвенции, иностранным авторам предоставляется тот же уровень защиты, что и российским. При этом российские авторы обладают правом на защиту за рубежом», — поясняют в пресс-службе РАО.

Выплаты авторам и правообладателям из «дружественных» стран РАО производит в прежнем режиме. А вот для артистов из «недружественных» стран действует особый порядок начислений.

«Все выплаты для них отправляются на специально созданный рублёвый счёт “О”. Вывести деньги с него можно только с разрешения специальной правительственной комиссии — она рассматривает запросы правообладателей и принимает решение о том, могут быть выплачены им деньги или нет», — рассказали в пресс-службе РАО.

По такой же схеме деньги выплачиваются авторам, на перечисление доходов которым государство наложило ограничения. К ним относятся артисты, которые публично поддержали антироссийские санкции, «допустили высказывания, очерняющие российскую армию, распространяли о ней фейки и в неприличной форме выражали неуважение государству, обществу и официальным символам РФ», — добавляют в пресс-службе РАО.

В 2023 году Российское авторское общество перевело на специальные счета «О» больше 10,5 млн руб. Общие выплаты иностранным правообладателям, включая авторов из дружественных стран, составили 41,6 млн руб. Низкий размер выплат авторам из «недружественных» стран и иноагентам объяснялся поведением самих ресторанов — по словам политолога Алексея Макаркина, общепиты отказываются от воспроизведения музыкальных композиций иноагентов, потому что опасаются юридических проблем и репутационных рисков.

Почему рестораны платят за классическую музыку?

Через 70 лет после смерти автора права на музыкальное произведение переходят в общественное достояние. Это означает, что его можно использовать без отчислений роялти. Но многие классические произведения проходят обработку: их очищают от шумов, делают на них ремейки и т. д. Такое изменение записи создаёт производное произведение, отмечает юрист Магомедали Алиев. На изменённое произведение возникают новые права — об этом говорит статья 1260 ГК РФ. То есть закон охраняет переработку независимо от оригинала.

«Изготовитель новой фонограммы получает исключительное право на использование на 70 лет с 1 января года, следующего за публикацией, — поясняет юрист. — Это право включает вознаграждение за публичное исполнение. Например, оригинальная запись Сергея Рахманинова не предусматривает отчислений правообладателю. А вот за воспроизведение её обработки надо платить».

К чему могут привести проверки?

Многие рестораны не могут обходиться без музыки. Совладелец бара «Петров и Васечка» Игорь Пантилеев рассказывает, что музыка влияет на продажи и поведение гостей. Например, в его заведении стараются ставить ненавязчивые треки и не включать их громко. Это нужно для того, чтобы люди не пускались «в пляс», нарушая атмосферу, и в зале не было оглушающей тишины, которая создаёт гостям дискомфорт.

Часто бары заказывают составление плейлиста для создания необходимой им атмосферы. Причём он может быть разным для разных зон заведения, говорит ресторатор Андрей Петров. Стоимость составления плейлиста начинается от 15 тыс. руб.

Высокие компенсации и экономия, к которой в последнее время стремятся многие небольшие заведения, могут привести к тому, что аудиофон в них станет другим, считает президент Федерации рестораторов и отельеров Игорь Бухаров. Одни бары могут полностью отказаться от музыки. Такая практика распространена по всему миру, например, в Париже, где многие рестораторы считают плату за использование композиций необоснованно высокой. Другие заведения уже начали обращаться за сочинением музыки к искусственному интеллекту — закон пока не обязывает платить ему роялти.

Автор: Алексей Синяков