
Интервью с директором цветочного салона SENTA Евгенией Болотиной

Как же вы авиацию бросили?
«Аэрофлот» стал тренажерным залом для моего характера. Не каждый сможет там выдержать столько лет и не поседеть. За шесть лет работы бортпроводницей я поняла, что общение с цветами, этими красивыми и безмолвными созданиями, мне нравится больше, чем с людьми. Но флористом работать не планировала. Стала помогать знакомому управлять цветочным салоном в Долгопрудном — и мне понравилось. Затем прошла курсы флористики, потому что владелец должен разбираться не только в финансах, но и в цветах. Этой осенью стала директором московского салона SENTA.
Почему решили открыть цветочный магазин, а не шоу-рум, например?
Шоу-рум, салон красоты, кофейня — рутина: утром мы идем пить кофе, потом на работу, а вечером примерять платья. Цветы же в 99% случаев — повод для радости и способ выражения любви. И флористы могут нести такие эмоции людям.
За два года в цветочном бизнесе с какими проблемами столкнулись?
Курс валют и геополитическая ситуация сильно повлияли на нашу работу. Владельцы салонов не хотят переплачивать за цветы и объяснять покупателям, почему цена резко изменилась за пару дней. Люди не замечают, как дорожает молоко, но как растет стоимость цветов, гораздо виднее, ведь их не покупают каждый день. Но все же главная проблема последних двух лет — перебои с поставками, когда некоторые страны не пропускают машины с цветами на границе. Особенно остро проблему ощущаем перед основными праздниками для флористов: 8 марта и 14 февраля.

Какие еще праздники в России считаются «цветочными»?
1 сентября раньше был очень загруженным, но сейчас его значимость для флористов снизилась из-за новой практики: учителям стали дарить общий букет от класса, а некоторые школы и вовсе запретили делать подарки. День матери постепенно набирает популярность, но пока не сравним с 14 февраля и 8 марта. Пасха — менее значимый праздник для флористов, хотя и здесь есть спрос на композиции с пасхальной символикой. Например, весенние нарциссы, тюльпаны или ирисы с зайчиками, кроликами и курочками.
А на Новый год дарят букеты?
Салоны предлагают же не только срезанные цветы. Флористика — это искусство создания композиций, нужно лишь правильно подобрать элементы декора для праздника. На Новый год и Рождество отличная альтернатива елкам — нобилисы и пихты, которые долго стоят в домашних условиях. Мы не просто срубаем их и ставим в горшок, а создаем уникальные композиции с шарами и гирляндами.
Какие цветы сейчас в тренде? Изменился ли выбор покупателей за последнее время?
Конечно, есть те, кто по-прежнему предпочитает классику, например, розу. Однако спрос на одиночные значительно снизился, а на традиционные, белые и красные, вовсе не обращают внимания. Сейчас покупатели, особенно молодежь, открыты к экзотическим цветам. Многие даже выучили названия уникальных сортов и выбирают только их — и для дома, и в подарок. Популярны растения с необычным ароматом, например, хамелациум. Его запах многим напоминает каффир-лайм, лимонник или лимонный торт. Молодые люди также ценят сафари-букеты — большие композиции с необычными растениями, шишками и иголками.
Примечательно, что 80% покупателей нашего салона — молодые женщины, которые берут букеты для себя, для атмосферы в доме. Их фантазия безгранична: они выбирают и африканские протеи, и кустовые диантусы.

А как мужчины относятся к экзотике? Тоже стали чаще заказывать необычные цветы, или их выбор все еще ограничивается классикой, например, 51 розой?
Раньше я очень часто слышала от своих подруг, знакомых и клиенток, что, когда мужчины сами выбирают цветы для подарка, девушки остаются не в восторге. Не знаю, почему так, но сейчас мужчины стали больше полагаться на флористов, что не может не радовать. Они называют бюджет и примерную цветовую гамму, а мы уточняем, есть ли аллергия на какие-либо цветы или какие точно не стоит использовать. Некоторые говорят: «Только не хризантемы!»… А дальше просто ставят «лайк» на фото букета и пишут: «Супер! Надеюсь, ей понравится».
То есть роза в целлофане — это уже страшное прошлое?
У нас часто бывают клиенты, которые, спеша на свидание, покупают одну розу и просят завернуть ее в целлофан. Всегда представляю лицо девушки, когда она получает такой подарок, — и мне становится ее жаль. Поэтому предлагаю мужчине оформить цветок красиво: в цветную бумагу или крафт, с аккуратной лентой. Это смотрится в разы лучше, чем слюда с синтетической ленточкой, как на воздушных шариках.
А почему мужчины вообще выбирают такую обертку?
Скорее всего, они считают, что это способ транспортировки цветка. Зимой его обычно упаковывают в крафт или термобумагу. Так и целлофан (слюду) они воспринимают не как украшение, а просто как средство донести цветок. Мы всегда настойчиво предлагаем хотя бы в крайнем случае использовать матовую бумагу или пленку — это выглядит гораздо эстетичнее.
Слюда, по моему мнению, допустима только в технических моментах. Ее можно использовать для изоляции флористической губки в композиции или как защиту от дождя или снега — например, поверх цветочной коробки или букета. В остальных случаях она не должна ни торчать, ни отсвечивать.
Как развивается российская флористика сегодня?
Флористика в России развивается, хоть и медленно. У нас открывается много обучающих центров. Недалеко от нашего салона находится прекрасная база SVA FLORA, где многие салоны закупают цветы, в том числе редкие. Там же проводят мастер-классы, тренинги и бранчи — привычные форматы для молодых людей, потому что многие из них заинтересованы цветами. Ведь флористика — это не просто «купи-продай», это настоящее искусство. И многие выпускники вузов продолжают обучение, чтобы стать флористами или декораторами. А старая школа вместе с розами в целлофане и гипсофилой постепенно уходит в прошлое.
Подготовила Анна Вострикова