Татьяна Бакальчук: Каждый рано или поздно задумывается, а что останется после тебя
Вы используете такой термин, как экосистема?
Конечно, мы считаем, что то, что мы делаем, — это не маркетплейс, а экосистема. Это сотни тысяч тех, кто вместе с нами зарабатывает, улучшает свою жизнь.
Я смотрел несколько ваших интервью на площадках форума. Вы говорите, что у компании идет естественный рост. То, что вы сейчас стали более активно продвигаться в сфере корпоративной социальной ответственности, — это показатель роста?
Можно сказать, что это показатель роста, а может быть, показатель того, что мы стали чаще появляться в публичном поле. Когда меня спрашивают, а есть ли в вашей компании КСО, я на минутку задумываюсь и говорю: мне кажется, что наш бизнес — это и есть КСО, потому что мы создаем огромное количество возможностей для людей разного уровня, с разными доходами, мы улучшаем жизнь людей вокруг себя. Когда мы говорим про работу наших огромных логистических центров, мы несем ответственность за то, как люди, которые там работают, взаимодействуют с жителями тех городов, где эти центры находятся. Это тоже КСО. Мы понимаем, что компания, которая достигла такого большого уровня, не может не следовать принципам КСО.
И мне это нравится. Когда меня спрашивают, как я себя ощущаю в топе того или иного рейтинга, я говорю: мне нравится возможность делать больше хороших вещей вокруг себя. Компания участвует в очень многих программах, и мне как человеку это очень-очень нравится.
А для чего предпринимателю заниматься социальными проектами, с точки зрения бизнеса? Это как-то помогает или это больше для души, такая частная история?
Каждый рано или поздно задумывается: а что останется после тебя? Конечно, хочется, чтобы после тебя осталось что-то хорошее. Так или иначе, мне кажется, любой бизнес сейчас все больше и больше будет задумываться о том импакте, который он несет для общества, и о своей ответственности перед обществом, перед миром.
Как вы вовлекаете других людей, своих сотрудников в эту модель поведения?
Я уже сказала, что у нас много разных программ. И мы предлагаем нашим сотрудникам принимать в них участие. И плюс, если топ-менеджмент компании транслирует одинаковые ценности, рано или поздно у тебя подберется вся команда, которая эти ценности разделяет.
Вы сталкивались с таким наблюдением, что, например, пункт выдачи заказов, где сотрудники участвуют в социальных проектах, — он лучше работает?
Вы до этого спрашивали, позыв ли это души или бизнес-расчет — я бы сказала, и то, и другое. Мы уже два года сотрудничаем с экоплатформой, которая организовала конкретно с нами сбор ненужной одежды. Мы делали исследование, и наши партнеры отмечают, что, когда у них в пункте выдачи стоит бокс по сбору ненужных вещей, туда чаще начинают приходить люди, потому что они знают, что именно здесь они могут сделать что-то хорошее, доброе.
Помимо переработки, какие еще есть проекты?
Мы очень много помогаем спорту. Я считаю, что спорт — это хорошая, правильная история. Он формирует, во-первых, командный дух, а во-вторых, стремление к победе. У меня старший сын, которому 8 лет, занимается футболом. Тебя это учит проигрывать, анализировать свои ошибки, учит работать в команде.
Но главный наш проект — помогать людям становиться предпринимателями. Года два назад, когда история с предпринимательством только начала вокруг нас раскручиваться, ко мне подходили ребята, которые работают официантами, например. Они говорили: большое вам спасибо за компанию, потому что мы понимаем, что это для нас. Вы нам даете возможность стать в этой жизни кем-то еще, даете социальный лифт. И это было до мурашек, до слез.
Ну и, конечно, мы сотрудничаем с благотворительными фондами. Для людей, которые являются подопечными разных фондов, важно, что им не просто деньги дают, а что они активные участники общества и могут, как все, зарабатывать деньги, ездить на конференции, становиться предпринимателями.
Wildberries на ПМЭФ показал победителей проекта «Культурный код». Что это за проект?
Это классный проект, который я курирую лично. Мы много ездим по стране и видим, насколько удивительные люди и интересные вещи в ней есть. Мы ищем бриллианты — тех, кто дает новое осмысление культурному коду своего города или региона. В Ханты-Мансийске мы познакомились с девочкой, которая создала алфавит на основе орнаментов коренных народов. Это очень красиво и необычно. После этой поездки мы решили найти побольше таких предпринимателей и дать им возможность выйти на нашу площадку.
Конкурс «Культурный код России» объявили в январе. Он прошел успешно: было 500 заявок, из них 10 победителей, 6 из которых — женские проекты. После Питерского форума объявим второй этап конкурса. Мы привезли финалистов в первый день форума, они были безумно счастливы. Планируем дальше развивать этот проект.
Кстати, вы начали рассказывать про различные интересные товары на WB. Вас что-то удивляет среди вашего ассортимента на маркетплейсе?
Буквально вчера разговаривали с коллегами, дошли до обсуждения сериала «Вампиры средней полосы». Я говорю: «О, а у нас осиновые колья продаются». Вот это, наверное, самый необычный товар, на моей памяти.
У вас здесь на форуме насыщенная повестка с утра до ночи, в прямом смысле этого слова. Никогда не было желания все это продать?
Нет.
Выйти из операционки?
Никогда не было такого желания. Конечно, питерский форум — это очень энергозатратная история, но нужно просто вовремя успевать восстанавливаться. Хорошо, что четвертый день форума — он такой, лайтовый. И можно поговорить про благотворительность, про корпоративную ответственность — это очень правильно и полезно. Сейчас я с вами беседую, и не знаю, как вы, но я уже почувствовала, что у меня энергия восстанавливается.
Это, наверное, и от того, что «Доброшрифт» — очень классный проект. Он действительно объединяет. В этом году Wildberries будет сотрудничать с «Доброшрифтом»?
Конечно. Мы в прошлом году уже начали сотрудничество, а сегодня объявили о новом интересном проекте, который мы будем делать с этим фондом.
Беседовал Вадим Ковалев