Окольцевали. В московском метро открыли 9 новых станций БКЛ
В Москве открыли последний участок Большой кольцевой линии (БКЛ) — линия стала самой большой кольцевой веткой метро в мире. «Сноб» рассказывает, кто разрабатывал дизайн некоторых станций и что ждет столичный метрополитен в ближайшие годы
БКЛ стала самой длинной кольцевой веткой метро в мире
После 12 лет строительства Большой кольцевой линии самая протяженная ветка московского метрополитена замкнулась. Первый участок запустили в 2018 году («Деловой центр» — «Петровский парк»), 1 марта 2023 года открыли последние 9 станций БКЛ. Всего на «бирюзовой» ветке метрополитена 31 станция, а ее протяженность — более 70 километров.
Как и 88 лет назад, когда запускали сам метрополитен, открытие станций прошло в Сокольниках. На него приехал Сергей Собянин, а по видеосвязи подключился Владимир Путин. 7 февраля мэр Москвы предложил президенту запустить ветку вместе. Тогда же Собянин назвал БКЛ «крупнейшей магистралью в мире среди всех кольцевых линий метро».
БКЛ московского метро превзошла Вторую кольцевую линию Пекинского метро: протяженность второй составляет 57 километров, и до запуска московского метропроекта она была самой длинной в мире.
Жизнь мегаполиса вдохновила архитекторов
Дизайном станций занимались крупные архитектурные бюро, прошедшие конкурсный отбор. Интерьер «Нагатинского затона» разрабатывали в Za Bor Architects. Так как станция находится рядом с Москвой-рекой, архитекторы решили украсить стены мозаикой с изображением рыб, которые обитают в местных водоемах. Высота каждой инсталляции — 2 метра.
Над оформлением станции «Марьина роща», где на платформе установили выпуклые колонны, а в вестибюле — большие металлические сферы, работало архитектурное бюро AI-Architects.
Дизайн вторых «Сокольников» посвятили истории московского метрополитена — в 1935 году с соседней платформы отправились первые поезда. На путевых стенах и потолках разместили алюминиевые панели с изображением советских плакатов и старыми фотографиями. Станцию также украшают панно в стилистике художников-авангардистов: Малевича, Татлина и Лисицкого.
Пассажиров по БКЛ возят поезда «Москва–2020», в вагонах которых установлены широкие дверные проемы, системы шумоподавления и обеззараживания воздуха, а также USB-зарядки.
В московском метро появится новая ветка
Уже сейчас с БКЛ можно пересесть на 20 станций и 11 линий метро, а также на 3 станции МЦК, 13 станций железных дорог и 8 МЦД. Накануне запуска Большой кольцевой линии Собянин утвердил проект второго участка Бирюлевской ветки от «Кленового бульвара», с которого в будущем также можно будет пересесть на БКЛ, до «Бирюлево». 10 станций новой линии метро планируют открыть в 2026 году.
Осенью 2022 года на «коричневой» кольцевой ветке начали строить станцию «Суворовская» — она будет находиться между «Новослободской» и «Проспектом мира». Также на «Суворовской» построят переход на станцию «Достоевская».
В начале февраля мэр Москвы говорил о том, что к 2026 году в московском метро начнут ездить поезда-беспилотники.
Подготовил Петр Бузлаев