
С молоком и крендельком. Как «Сноб» провел чаепитие в ресторане ЦДЛ

Проект «Московское чаепитие», запущенный в 2023 году, восстанавливает чайные традиции столицы и формирует новый гастрономический бренд города. Гости московских гостиниц и ресторанов заказывают специально разработанные сеты, которые подаются с элегантной сервировкой в фирменном фарфоровом сервизе. «Сноб» тоже поучаствовал в проекте — мы пригласили своих авторов, друзей и партнеров в ресторан ЦДЛ, где киновед Наталия Мокрушина рассказала про связь чайных традиций и мирового кинематографа.
Чаю на русском столе всегда отводилось едва ли не главное место. И именно качество чая становится сегодня одним из важнейших критериев, по которому можно судить об уровне любого общепита. В ресторане ЦДЛ этому продукту уделяют особое внимание: прошлым летом в легендарном заведении появился ни на что не похожий чай «Москва». В ЦДЛ это не просто напиток, а проводник в мир, где литература, история и гастрономия сливаются в единую симфонию. К слову, ресторану уже почти восемьдесят лет, а особняк, в котором он расположен, помнит даже Афанасия Фета — не только великого русского поэта, но и большого ценителя чаепитий.
Шеф-повар Федор Верин и его команда предложили гостям вечера настоящий московский чайный стол с традиционными угощениями: блинами с красной икрой, пирожками со всевозможными начинками, вареньем в хрустальных креманках, пирожными, фруктовым желе и даже постным хумусом. Кульминацией вечера, разумеется, стал чай «Москва», выбранный москвичами в сентябре прошлого года среди пяти сортов в качестве нового гастрономического символа столицы. В составе золотисто-янтарного черного чая — красная и черная смородина, земляника с добавлением лепестков василька, сафлора, бутонов роз и долек апельсина. Этот напиток можно приобрести в сети магазинов «Азбука вкуса».








Для создания атмосферы настоящего московского чаепития важна каждая деталь: блюда, картины на стенах, книги русских писателей. Особое внимание уделили посуде — стол украшал специальный сервиз Дулевского фарфорового завода с изображением знаковых объектов Москвы — от Кремля до Сити. Антураж особняка напомнил многим гостям атмосферу сериала «Аббатство Даунтон» и всеми любимого советского фильма Игоря Масленникова «Собака Баскервилей» (1981). Постепенно чаепитие превратилось в увлекательную лекцию киноведа Наталии Мокрушиной.
«На первый взгляд, между кино и чаем нет ничего общего. Кино — это чудо инженерной мысли, балаганное зрелище, ярмарочный аттракцион. Чай же — наоборот, вещь хорошо знакомая, обыденная, вряд ли способная чем-то удивить и привлечь интерес кинематографа. Но история доказала обратное», — уверена она.
Наталия начала свой рассказ с путешествия в далекое прошлое, в эпоху немого кино. Она увлекла слушателей примерами того, как русское чаепитие показали на экране: от дореволюционной короткометражки «Миражи» (1915, режиссер Петр Чардынин) до советской «Шинели» (1926, соавторство Григория Козинцева и Леонида Трауберга) и зарубежных «Шпионов» (1928, последняя немая работа Фрица Ланга).
В знаковых картинах Никиты Михалкова «Раба любви» (1975) и «Неоконченная пьеса для механического пианино» (1976) чаепитие и вовсе возведено в культ — персонажи буквально не отходят от стола. В этом советская классика удивительным образом пересекается с современной английской — например, с уже упомянутым сериалом «Аббатство Даунтон» и полнометражным сиквелом к нему (2010–2015, 2019, 2022).




В фильме Хичкока «Леди исчезает» (1938) обычная пачка травяного чая играет важную роль — это улика, с помощью которой… Впрочем, обойдемся без спойлеров. А в сериале «Шерлок» (2010–2017) чашка этого напитка с силуэтом Британских островов становится визуальным воплощением угрозы, которую Мориарти представляет не только для Шерлока Холмса, но и для национальной безопасности всей империи.
После погружения в лондонскую атмосферу гости вечера вспоминали, как противоречивая французская королева Мария-Антуанетта (сыгранная Кирстен Данст в фильме Софии Копполы) любовалась чайным цветком в фарфоровой чашке. Потом перешли к советской классике — стали обсуждать «Женитьбу Бальзаминова» (1964, режиссер — Константин Воинов). В картине роль Белотеловой блестяще сыграла Нонна Мордюкова, а ведь ее образ буквально списан с дородных героинь Кустодиева, которые обожали чаепития. В чае знают толк и другие кинематографические персонажи. Достаточно вспомнить Тосю из «Девчат» (1961, картина Юрия Чулюкина) — сироту, умеющую наслаждаться своим скромным застольем.
От обсуждения реализма гости перешли к чистой магии, вспомнив гадание на чае в «Гарри Поттере». А сколько волшебных чаепитий показано в замечательных советских мультфильмах! Тут и «Муха-Цокотуха», и «Простоквашино», и трогательный «Ежик в тумане», где чаепитие становится символом возвращения домой после долгого пути.












Полтора часа лекции за столом московского чаепития пролетели незаметно. Гости покидали особняк, унося с собой не только приятные воспоминания о вкусе чая и угощениях, но и новое понимание этого, казалось бы, простого напитка. Каждый смог взглянуть на чай под другим углом, узнав про его глубокую связь с историей и искусством.
Подготовила Ольга Обыденская