Сергей Капков, Мария Миронова, Нюта Федермессер — о будущем благотворительности в России
Мария Баландина, управляющий директор фонда «Друзья»:
Сегодня особенно важно создавать пространства, где люди, которые обладают ресурсами, глубочайшей экспертизой и деятельным неравнодушием, могли бы собраться для открытого обсуждения важных социальных проблем и наметить реальные шаги по их решению. Нам нужно научиться слышать друг друга, создавая среду, в которой все стейкхолдеры благотворительности могли бы увидеть не только свою позицию, но и начали работать сообща и доверяя друг другу.
Алексей Малиновский, председатель совета директоров «ТКС Холдинг» (группа «Тинькофф»), член правления фонда «Друзья»:
За последние 10 лет российская благотворительность сделала огромный шаг вперед. Главное видимое изменение — в том, что благотворительность действительно стала индустрией, с профессиональными сотрудниками и эффективными методами работы, которые имеют реальный измеримый результат. Это работа, которая делается не просто «по зову сердца», это системный труд. Теперь всем стейкхолдерам следует сфокусироваться на том, чтобы это понимание множилось и росло в массовом сознании.
Сергей Капков, основатель Московского центра урбанистики при МГУ им. Ломоносова:
Что такое системная благотворительность? Это когда граждане страны готовы тратить свои деньги на помощь другим людям. И они не ограничиваются форматами поддержки конкретного человека, а готовы довериться фондам, которые обладают глубокой экспертизой в волнующей их проблеме. Поэтому в будущем следует сконцентрироваться на развитии культуры благотворительности среди населения, повышать уровень доверия людей друг к другу и к благотворительным институциям.
Нюта Федермессер, учредитель фонда «Вера»
Я не верю в возможность эффективной работы без взаимодействия с государством. Все те изменения, которыми сегодня может гордиться благотворительный сектор, — доступность обезболивающих препаратов, налоговые льготы для благотворителей, программа долговременного ухода, развитие волонтерства, рост частных пожертвований и множество других больших и малых побед — не случились бы без взаимодействия НКО и власти.
Очень круто, что появились, наконец-то, учебные программы, нацеленные на совместное обучение чиновников и общественников, чтобы говорить на одном языке и научиться видеть друг в друге союзников. Я всей душой верю в силу слова, в диалог, в то, что проблемы решаются только совместно, посредством человеческого общения.
Евгений Демин, сооснователь и генеральный директор SPLAT Global
Мы в SPLAT расширяем фокус и добавляем к адресной помощи системную, потому что в этом виден реальный эффект и большой результат. Важно поддерживать инфраструктурные некоммерческие организации, чтобы большие фонды обучали более локальные. Это позволит эффективнее решать социальные проблемы, ведь чем профессиональнее команда фонда, тем более качественная помощь будет оказываться тем, кто в ней нуждается. И я испытываю огромную гордость, когда вижу, как цепочка эффективной помощи разрастается и происходит системное масштабирование добра.
Мария Миронова, актриса, соучредитель фонда «Артист»
Будущее индустрии благотворительности — в преодолении разобщенности. Сегодня фонды испытывают нехватку ресурсов, но важно помнить о своей миссии и не конкурировать за них, а объединять свои усилия и экспертизу для помощи другим. Нужно сохранить все то, чего мы смогли достичь за эти годы, и я благодарна фонду «Друзья» за то, что он собрал всех нас вместе и помог сфокусироваться на долгосрочной стратегии, которая необходима в любой, даже самой кризисной ситуации.
Галина Рогозина, старший партнер «Росэксперт»:
Сегодня мы можем наблюдать, что бизнес включает благотворительность в сферу своих интересов, а помощь другим становится нормой, частью повседневной жизни. Большая заслуга этого — рост профессионализма среди некоммерческих организаций. Задачей на ближайшее будущее я вижу то, что фондам нужно учиться разговаривать с бизнесом на одном языке. Это способствует росту доверия и помогает компаниям ориентироваться в благотворительном ландшафте. Необходимо создавать своего рода благотворительные маркетплейсы, которые будут навигировать всех участников процесса, снижая тем самым порог входа в благотворительность, делая этот путь более простым и прозрачным.
Марина Жигалова, предприниматель и медиаменеджер:
Индустрия благотворительности сегодня требует больших изменений. В первую очередь, необходима интеграция современных технологий в работу некоммерческих организаций. Оптимизация оказания социальных услуг, использование искусственного интеллекта, блокчейн — все это может помочь фондам стать более понятными, прозрачными и системными. Если говорить о привлечении ресурсов, то необходимо, чтобы в благотворительность был вовлечен не только крупный бизнес, но и средний, а также частные предприниматели. Ведь любая компания способна вписать это в свою ДНК. Это может быть помощь фонду, миссия которого перекликается с деятельностью организации, либо которая отзывается ее владельцу лично, либо инициатива может исходить от коллектива. Главное — не оставаться равнодушными и думать в этом направлении. Нельзя забывать и про роль медиа — сегодня это не только крупные СМИ, но и блогеры, которые обладают миллионной аудиторией. Важно использовать этот ценнейший ресурс для объединения людей вокруг идеи помощи другим.
Подготовила Елена Самсонова