![Аватар](/_nuxt/img/none.b96e764.png)
Фамильные ценности. Как открыть музей своей семьи в провинции
В феврале 2022 года москвичка Мария Мурашова открыла в Кинешме Ивановской области музей своих предков — рода Яковлевых. «Сноб» узнал, почему она решила запустить культурный проект в небольшом приволжском городе и что для нее значит переезд из столицы в провинцию
![Экспозиция музея](https://0d314c86-f76b-45cc-874e-45816116a667.selcdn.net/b5d5a646-a335-4a10-9430-e0054300f68a.jpg)
Мария Мурашова родилась в Москве, но ее предки родом из Кинешмы, города на Волге. В детстве Мария проводила в маленьком приволжском городе каникулы, а теперь сюда приезжает отдыхать ее семья.
«Несколько поколений моих предков интересовались историей своего рода и пытались сохранить семейную память: исследовали генеалогическое древо, писали мемуары, хранили фотографии и письма своих родных, и вместе с семейными рассказами передавали эти вещи своим детям и внукам, — рассказывает Мурашова. — Когда взрослые что-то делают для сохранения семейной истории, у детей волей-неволей формируется соответствующий запрос. Мы же продолжаем печь куличи, как когда-то это делали наши бабушка и мама? Так и здесь. Когда не стало моего отца, который много времени посвятил исследованию рода, мы, следующее поколение, стали думать, что мы сами можем сделать для сохранения семейной памяти и как передать эту эстафетную палочку нашим детям».
![Мария Мурашова](https://0d314c86-f76b-45cc-874e-45816116a667.selcdn.net/f6731f9f-6698-43e1-8ffc-4e28eb64aa9e.jpg)
По первому образованию Мария Мурашова — экономист в строительной отрасли, по второму — маркетолог. Долгое время она работала в финансовом секторе: начинала свою карьеру в отделе продаж, затем отвечала за маркетинг. Благодаря учебе в Высшей школе маркетинга и развития бизнеса (ВШЭ) погрузилась в мир IT-стартапов и несколько лет была ментором проектов, участвующих в конкурсе «Телеком Идея» от МТС. После этого ее пригласили в инвестиционную компанию, развивающую производственные стартапы по импортозамещающему сырью. «Таким образом, мое окружение стали составлять люди, создающие что-то новое, — рассказывает Мурашова. — Мне стало казаться, что у каждого приличного человека должен быть свой стартап».
Летопись рода Марии начинается с прапрадеда Дмитрия Павловича Яковлева, который в 1894 году, в возрасте 63 лет, стал вести семейные записи и в них рассказал о жизни семьи, начиная со своего прадеда. Его дочь Ольга Дмитриевна на протяжении всей своей жизни вела дневник, фиксируя происходящее в семье. В 2007 году внучка Дмитрия Павловича, Варвара Александровна, которой тогда было 84 года, и правнук Сергей Александрович, в возрасте 55 лет, совместно написали продолжение семейной летописи. Спустя еще 13 лет отец Марии, Сергей Александрович Малышев, собрал и классифицировал все данные о роде, которые удалось найти в архивах, библиотеках, музеях, у краеведов и родственников, и написал книгу «Род Яковлевых. Кинешемская ветвь». До выхода книги в 2020 году он не дожил всего несколько месяцев.
![Экспонаты музея. Портрет Дмитрия Павловича Яковлева](https://0d314c86-f76b-45cc-874e-45816116a667.selcdn.net/43bc0785-4ba6-4eff-8557-fd04c7134f03.jpg)
Во время подготовки книги отца к печати Мария Мурашова встречалась с разными людьми и видела, как они вдохновляются проделанной исследовательской работой и начинают задумываться о своем происхождении и истории своего рода. Так родилась идея открыть Музей рода Яковлевых, или, сокращенно, «ЯМузей». «То, что такой музей появился именно у нашей семьи, вполне естественно и закономерно. Кажется, мы и не могли поступить иначе», — говорит Мурашова.
Музейный стартап запустился на средства, оставшиеся в наследство от отца Марии Мурашовой. «Несомненно, он был бы этому рад, — уверена Мария. — И прапрадед тоже: они оба надеялись на продолжение семейной истории. Это довольно большие деньги для нас, миллионы рублей, но в Кинешме все-таки другие цены, и все партнеры, которые участвовали в создании музея, работали за довольно скромные гонорары, понимая важность проекта».
![](https://0d314c86-f76b-45cc-874e-45816116a667.selcdn.net/7677b486-cb5b-415f-bdae-7cb795582045.jpg)
![](https://0d314c86-f76b-45cc-874e-45816116a667.selcdn.net/7fd8da4e-9c9f-4b9a-afe0-238f84850859.jpg)
![](https://0d314c86-f76b-45cc-874e-45816116a667.selcdn.net/5bd77928-c93d-4e24-86c5-98b177421c68.jpg)
Концепцию семейного музея помогла сформулировать Евгения Громова, преподаватель Марии из Высшей школы маркетинга и развития бизнеса (ВШЭ). Она же предложила название: «”ЯМузей” — это, с одной стороны, просто, а с другой — люди считывают: “кто я такой?”, “сколько человек собрано во мне?”, “кто и как на меня повлиял?”. Слово "семья" — это ведь не только мама, папа, я. Это гораздо глубже и больше. Отсюда родился слоган "Семья больше чем музей". Потому что каждая семья — это отдельный музей, уникальный и ценный». Концепцию экспозиции разработала команда Мастерской ТАФ (Театр архитектурной формы) и МАРХИ — участвовали как студенты, так и преподавательский состав.
У семьи Яковлевых в Кинешме остался дом, где сейчас живут родственники Мурашовой, поэтому создание музея в нем не рассматривалось. Камерное выставочное пространство оформили на первом этаже старинного особняка дореволюционной постройки. Но сначала пришлось делать капитальный ремонт.
Узнав, что в доме будет музей, строители стали уговаривать Марию открыть торговое пространство «пока не поздно». Но Мурашова была непреклонна: «Я их разочаровала, ответив: “У меня нет выбора. Здесь будет музей”. Они долгое время смотрели на меня с сочувствием. Я же просила работать на совесть, так как их имена будут вписаны в историю создания музея. Кстати, табличка с именами всех, кто нам помогал, висит прямо у входа».
![Экспонаты музея](https://0d314c86-f76b-45cc-874e-45816116a667.selcdn.net/36d3f092-c4af-469f-bf4b-0b1658af7867.jpg)
Строители поверили в проект, только когда в отремонтированном помещении повесили световое оборудование. «Один из них принес старинные фотографии своего прадеда и стал рассказывать, что знает о нем, — вспоминает Мурашова. — А когда смонтировали экспозицию, первыми посетителями стала моя бригада мастеров. По-моему, им самим понравился результат, и мы довольно долго вспоминали своих родных, тех, кого уже нет рядом и с кем бы нам хотелось пообщаться».
Из-за пандемии ремонт затянулся на восемь месяцев, и в итоге по разным причинам открытие музея откладывалось. Но в то же время музейный стартап Мурашовой выиграл два гранта: осенью 2021 года — на оформление музейной экспозиции, а зимой 2022-го Фонд президентских грантов поддержал оцифровку семейного киноархива. «Когда удача улыбнулась нам в первый раз, мы поверили, что этот инструмент работает и что при поддержке мы способны на большее, — рассказывает Мурашова. — У одной из моих родственниц в Ярославле сохранился большой киноархив — съемки 1960–1990-х годов, в основном Кинешма и Заволжск. Ее отец был изобретателем, первым оператором в кинотеатре "Пассаж" в Кинешме. Он много снимал — этот материал весьма ценен как для историков-краеведов, так и в качестве хроники бытовой жизни определенного исторического периода. Мы решили оцифровать архив и сделать его фрагменты общедоступными. Отправили заявку в Фонд президентских грантов, и они нас поддержали».
![Экспонаты музея](https://0d314c86-f76b-45cc-874e-45816116a667.selcdn.net/c18aaa97-3263-4f71-b3a0-c5a5641d6ce0.jpg)
Основная коллекция музея — семейное наследие, которое сохранил отец Марии Мурашовой. «Молодому поколению свойственно избавляться от “барахла” предков. Мы с сестрой не избежали этого отношения к старью, — вспоминает Мария. — Нам тоже в юности хотелось жить отдельно, в своем уголке, в соответствии со своим представлением о прекрасном. Папа просто молодец, что не дал нам “навести порядок” и выбросить семейные реликвии, бережно от нас их скрывал в какой-то период времени, а потом, когда мы выросли и перестали акцентировать на этом внимание, начал потихоньку пристраивать старинные вещи в наш семейный быт. Так что мы собрали оставшиеся от предков предметы, отреставрировали, что смогли, и перевезли их в одно место».
«ЯМузей» стал местом, где можно замедлиться и подумать о течении времени и человеческой истории. Экспозиция размещена в трех небольших залах — на осмотр хватит полчаса. Организаторы постарались деликатно, без нравоучений затронуть в человеке что-то личное: экспозиция посвящена не только истории конкретного рода — она напоминает, насколько для любого человека важна самоидентификация, связь с поколениями и память о своих корнях.
![](https://0d314c86-f76b-45cc-874e-45816116a667.selcdn.net/4fb40790-42e5-4ddc-88a4-b32c406eaa9f.jpg)
![](https://0d314c86-f76b-45cc-874e-45816116a667.selcdn.net/0f3f597e-4edd-4cf3-b284-a05558b6a76a.jpg)
![](https://0d314c86-f76b-45cc-874e-45816116a667.selcdn.net/40a62391-ebfd-4a82-90dd-80506917774d.jpg)
![](https://0d314c86-f76b-45cc-874e-45816116a667.selcdn.net/05274776-d16d-4306-a7f8-4146cbe45431.jpg)