Экспозиция музея
Фото: предоставлено из личного архива
Экспозиция музея

Мария Мурашова родилась в Москве, но ее предки родом из Кинешмы, города на Волге. В детстве Мария проводила в маленьком приволжском городе каникулы, а теперь сюда приезжает отдыхать ее семья.

«Несколько поколений моих предков интересовались историей своего рода и пытались сохранить семейную память: исследовали генеалогическое древо, писали мемуары, хранили фотографии и письма своих родных, и вместе с семейными рассказами передавали эти вещи своим детям и внукам, — рассказывает Мурашова. — Когда взрослые что-то делают для сохранения семейной истории, у детей волей-неволей формируется соответствующий запрос. Мы же продолжаем печь куличи, как когда-то это делали наши бабушка и мама? Так и здесь. Когда не стало моего отца, который много времени посвятил исследованию рода, мы, следующее поколение, стали думать, что мы сами можем сделать для сохранения семейной памяти и как передать эту эстафетную палочку нашим детям».

Мария Мурашова
Фото: предоставлено из личного архива
Мария Мурашова

По первому образованию Мария Мурашова — экономист в строительной отрасли, по второму — маркетолог. Долгое время она работала в финансовом секторе: начинала свою карьеру в отделе продаж, затем отвечала за маркетинг. Благодаря учебе в Высшей школе маркетинга и развития бизнеса (ВШЭ) погрузилась в мир IT-стартапов и несколько лет была ментором проектов, участвующих в конкурсе «Телеком Идея» от МТС. После этого ее пригласили в инвестиционную компанию, развивающую производственные стартапы по импортозамещающему сырью. «Таким образом, мое окружение стали составлять люди, создающие что-то новое, — рассказывает Мурашова. — Мне стало казаться, что у каждого приличного человека должен быть свой стартап».

Летопись рода Марии начинается с прапрадеда Дмитрия Павловича Яковлева, который в 1894 году, в возрасте 63 лет, стал вести семейные записи и в них рассказал о жизни семьи, начиная со своего прадеда. Его дочь Ольга Дмитриевна на протяжении всей своей жизни вела дневник, фиксируя происходящее в семье. В 2007 году внучка Дмитрия Павловича, Варвара Александровна, которой тогда было 84 года, и правнук Сергей Александрович, в возрасте 55 лет, совместно написали продолжение семейной летописи. Спустя еще 13 лет отец Марии, Сергей Александрович Малышев, собрал и классифицировал все данные о роде, которые удалось найти в архивах, библиотеках, музеях, у краеведов и родственников, и написал книгу «Род Яковлевых. Кинешемская ветвь». До выхода книги в 2020 году он не дожил всего несколько месяцев.

Экспонаты  музея. Портрет Дмитрия Павловича Яковлева
Фото: предоставлено из личного архива
Экспонаты музея. Портрет Дмитрия Павловича Яковлева

Во время подготовки книги отца к печати Мария Мурашова встречалась с разными людьми и видела, как они вдохновляются проделанной исследовательской работой и начинают задумываться о своем происхождении и истории своего рода. Так родилась идея открыть Музей рода Яковлевых, или, сокращенно, «ЯМузей». «То, что такой музей появился именно у нашей семьи, вполне естественно и закономерно. Кажется, мы и не могли поступить иначе», — говорит Мурашова.

Музейный стартап запустился на средства, оставшиеся в наследство от отца Марии Мурашовой. «Несомненно, он был бы этому рад, — уверена Мария. — И прапрадед тоже: они оба надеялись на продолжение семейной истории. Это довольно большие деньги для нас, миллионы рублей, но в Кинешме все-таки другие цены, и все партнеры, которые участвовали в создании музея, работали за довольно скромные гонорары, понимая важность проекта».

Концепцию семейного музея помогла сформулировать Евгения Громова, преподаватель Марии из Высшей школы маркетинга и развития бизнеса (ВШЭ). Она же предложила название: «”ЯМузей” — это, с одной стороны, просто, а с другой — люди считывают: “кто я такой?”, “сколько человек собрано во мне?”, “кто и как на меня повлиял?”. Слово "семья" — это ведь не только мама, папа, я. Это гораздо глубже и больше. Отсюда родился слоган "Семья больше чем музей". Потому что каждая семья — это отдельный музей, уникальный и ценный». Концепцию экспозиции разработала команда Мастерской ТАФ (Театр архитектурной формы) и МАРХИ — участвовали как студенты, так и преподавательский состав.

У семьи Яковлевых в Кинешме остался дом, где сейчас живут родственники Мурашовой, поэтому создание музея в нем не рассматривалось. Камерное выставочное пространство оформили на первом этаже старинного особняка дореволюционной постройки. Но сначала пришлось делать капитальный ремонт.

Узнав, что в доме будет музей, строители стали уговаривать Марию открыть торговое пространство «пока не поздно». Но Мурашова была непреклонна: «Я их разочаровала, ответив: “У меня нет выбора. Здесь будет музей”. Они долгое время смотрели на меня с сочувствием. Я же просила работать на совесть, так как их имена будут вписаны в историю создания музея. Кстати, табличка с именами всех, кто нам помогал, висит прямо у входа».

Экспонаты  музея
Фото: предоставлено из личного архива
Экспонаты музея

Строители поверили в проект, только когда в отремонтированном помещении повесили световое оборудование. «Один из них принес старинные фотографии своего прадеда и стал рассказывать, что знает о нем, — вспоминает Мурашова. — А когда смонтировали экспозицию, первыми посетителями стала моя бригада мастеров. По-моему, им самим понравился результат, и мы довольно долго вспоминали своих родных, тех, кого уже нет рядом и с кем бы нам хотелось пообщаться».

Из-за пандемии ремонт затянулся на восемь месяцев, и в итоге по разным причинам открытие музея откладывалось. Но в то же время музейный стартап Мурашовой выиграл два гранта: осенью 2021 года — на оформление музейной экспозиции, а зимой 2022-го Фонд президентских грантов поддержал оцифровку семейного киноархива. «Когда удача улыбнулась нам в первый раз, мы поверили, что этот инструмент работает и что при поддержке мы способны на большее, — рассказывает Мурашова. — У одной из моих родственниц в Ярославле сохранился большой киноархив — съемки 1960–1990-х годов, в основном Кинешма и Заволжск. Ее отец был изобретателем, первым оператором в кинотеатре "Пассаж" в Кинешме. Он много снимал — этот материал весьма ценен как для историков-краеведов, так и в качестве хроники бытовой жизни определенного исторического периода. Мы решили оцифровать архив и сделать его фрагменты общедоступными. Отправили заявку в Фонд президентских грантов, и они нас поддержали».

Экспонаты  музея
Фото: предоставлено из личного архива
Экспонаты музея

Основная коллекция музея — семейное наследие, которое сохранил отец Марии Мурашовой. «Молодому поколению свойственно избавляться от “барахла” предков. Мы с сестрой не избежали этого отношения к старью, — вспоминает Мария. — Нам тоже в юности хотелось жить отдельно, в своем уголке, в соответствии со своим представлением о прекрасном. Папа просто молодец, что не дал нам “навести порядок” и выбросить семейные реликвии, бережно от нас их скрывал в какой-то период времени, а потом, когда мы выросли и перестали акцентировать на этом внимание, начал потихоньку пристраивать старинные вещи в наш семейный быт. Так что мы собрали оставшиеся от предков предметы, отреставрировали, что смогли, и перевезли их в одно место».

«ЯМузей» стал местом, где можно замедлиться и подумать о течении времени и человеческой истории. Экспозиция размещена в трех небольших залах — на осмотр хватит полчаса. Организаторы постарались деликатно, без нравоучений затронуть в человеке что-то личное: экспозиция посвящена не только истории конкретного рода — она напоминает, насколько для любого человека важна самоидентификация, связь с поколениями и память о своих корнях.

Мария Мурашова сейчас живет на два города, но после открытия музея большую часть времени проводит на родине предков: несколько лет назад они с супругом построили под Кинешмой дом. «Тогда московские друзья удивлялись, зачем так далеко и будем ли мы вообще туда ездить, — говорит Мурашова, — а сейчас интересуются, не продается ли земля по соседству. Здесь очень красиво. Не зря же Островский сравнивал Кинешемский уезд с лучшими местами Швейцарии».

«Рано или поздно многие люди задумываются о том, что останется после них, — рассуждает Мария. — Генеалогия как-то успокаивает: человек понимает, что, записывая историю семьи, он все равно будет жить в своих детях, внуках. Что он создает нечто очень ценное для своих потомков, с которыми не встретится на Земле, но останется в памяти чем-то большим, чем просто фотография на стене».

Она считает естественным, что молодые люди уезжают из малых городов в поисках «лучшей жизни» — качественного образования, карьерного роста, расширения кругозора, но подчеркивает, что важно сделать так, чтобы, получив все это, они возвращались: «Москва — прекрасный город. Но очень хочется, чтобы и в небольших городах стало более комфортно. Музей в этом смысле полностью отвечает моим интересам, потребностям, хотя меньше всего я могла предположить, что когда-то в нашей семье появится музей и что именно через музей можно развивать город».

Автор: Елизавета Вайсбух