Укладка пути на Средне-Сибирской железной дороге в 1898 году
Укладка пути на Средне-Сибирской железной дороге в 1898 году Фото: альбом «Великий путь. Виды Сибири и Великой сибирской железной дороги», 1899 год / Wikipedia / CC0

120 лет назад была запущена Транссибирская магистраль. До сих пор она остается самым протяженным железнодорожным маршрутом во всем мире. Дорогу длиной почти 10 тысяч километров строили более 20 лет. Своими глазами Сибирь из окон поезда, мчащегося по Транссибу, видели многие: от министров Российской империи до нобелевского лауреата Александра Солженицына. «Сноб» вспоминает иностранных знаменитостей, которые тоже преодолели «Великий сибирский путь».

Дэвид Боуи 

В начале 1970-х британский музыкант Дэвид Боуи страдал аэрофобией. «Я не летаю самолетами, потому что мне был дан знак свыше, что я погибну в авиакатастрофе. Если со мной ничего не случится до 1976 года, я снова начну летать», — говорил он. В 1973 году у музыканта проходил тур в поддержку альбома Ziggy Stardust. Кроме Великобритании и США, находящихся относительно недалеко друг от друга, артист около месяца выступал в городах Японии. А самый короткий наземный путь из Страны восходящего солнца обратно в Лондон пролегал через СССР. 

Дэвид Боуи приехал из Москвы в Хельсинки, 1976 год
Дэвид Боуи приехал из Москвы в Хельсинки, 1976 год Фото: Lehtikuva / EAST NEWS

Получив от МИД Советского Союза разрешение на въезд (в преддверии визита президента США это оказалось нетрудно), Боуи вместе с музыкантами из своей группы начал путешествие по России. Из Йокогамы артисты отправились в Находку на теплоходе «Феликс Дзержинский». На борту Боуи исполнял свои главные хиты для советских граждан. Те не слишком понимали, кто перед ними, но слушали зарубежную знаменитость завороженно. Среди пассажиров теплохода оказался даже работник местного радио, который предложил музыканту организовать концерт во Владивостоке, но времени было в обрез, и Боуи отказался. В Находке музыканты сели на поезд, чтобы по Транссибирской магистрали добраться до Москвы.

Роскошный интерьер вагона очаровал Боуи. «Это была фантастика! Представьте себе старый французский поезд начала века, с прекрасной деревянной обшивкой внутри вагонов, украшенных старинными овальными зеркалами, бронзой и бархатными сиденьями. Мы словно попали в какую-то романтическую новеллу или старинный фильм», — вспоминал музыкант. Восхищение продлилось недолго — уже на следующий день в Хабаровске артистов пересадили на самый обычный советский поезд.

Почти все время поездки Боуи любовался из окна природой Сибири. «Целыми днями мы ехали вдоль величественных лесов, рек и равнин. Я и подумать не мог, что в мире еще остались такие пространства нетронутой дикой природы. Мы как будто оказались в другом времени», — говорил артист. По пути он старался сходить с поезда на каждой остановке, чтобы осмотреться и покурить. 

Пока британский артист стоял на очередном перроне и любовался окрестностями, жители Спасска, Уссурийска и прочих советских городов удивленно рассматривали его самого. Красноволосый андрогин Боуи, одетый в дорогой серебристый плащ поверх блестящей рубашки, выглядел для советских граждан как инопланетянин. Главным образом людей это веселило. Добродушные проводницы, носившие музыкантам чай, всю поездку восторженно слушали их песни. 

Однако встречались и ровно противоположные реакции. На подъезде к Москве музыканты сидели в вагоне-ресторане, и четверо мужчин косились на них с соседнего столика. Когда Боуи с товарищами решили от греха подальше уйти обратно в свое купе, один из пассажиров «чиркнул себе пальцем по горлу», как бы угрожая иностранному гостю убийством. В итоге обошлось без насилия — через пару дней артисты спокойно добрались до столицы. Спустя пару лет, в 1976 году, Боуи выпустил альбом Station to Station, написанный по мотивам этой поездки.

Пауло Коэльо

В 2006 году в многодневное турне по Транссибирской магистрали отправился бразильский поэт и писатель Пауло Коэльо. Свое путешествие он называл паломничеством к «мудрости мира», которую воплощают люди из «таинственной страны» России. В отличии от Боуи, Коэльо двигался из Москвы во Владивосток. Для самого писателя, его команды и журналистов было выделено два специальных спальных вагона, которые в городах Сибири присоединяли к разным поездам. Особых излишеств в купе Коэльо не было, если не считать таковым собственный душ. 

По ходу путешествия бразильский писатель, по его собственному признанию, открыл для себя «несколько разных Россий». «Одна Россия — это Москва, вторая — это города вроде Самары, Екатеринбурга, Новосибирска. А третья, деревенская, совсем не знакома жителям остальных городов, может показаться страшной и беспробудно пьяной. В поезде все эти три России встречаются», — говорил он.

Пауло Коэльо во время путешествия по Транссибирской магистрали, 2006 год
Пауло Коэльо во время путешествия по Транссибирской магистрали, 2006 год Фото: AFP / EAST NEWS

Несмотря на кажущуюся суровость, россиян Коэльо, по его словам, запомнил добрыми и светлыми людьми: «Я, конечно, вижу здесь много самых разных вещей — и бродячих собак на полустанках, и очень много пьющих со скуки людей. Но еще я встречаю тех людей, кто, пройдя через разочарования и потери, научился не бояться жизни. Я вижу, что очень многие здесь стараются наполнять свою жизнь светом и добром. Это именно та противоречивость, о которой я читал у Пушкина, Толстого и Достоевского».

Эндрю Диксон, Граф Рис и Джо Данторн 

Шекспироведы из Великобритании путешествовали по Транссибу совсем недавно — в 2016 году, в рамках «Года языка и литературы». Эндрю Диксон согласился на поездку, потому что хотел «увидеть реальную Россию» — но вместо этого он познакомился с сотнями вариантов страны «нереальной». «Возникает вопрос: это одна страна или много маленьких стран? Мне кажется, что размеры территории оказывают влияние на ментальность, на то, как люди осмысляют пространство вокруг себя. В Великобритании тебе не удастся убежать куда-то на дикую природу. Ты все время в 10 милях от какого-то крупного города», — заметил Диксон.

Исследователю литературы Джо Данторну хотелось покорить самый длинный в мире железнодорожный маршрут. «Я очень люблю поезда. Особенно поезда дальнего следования — в которых нужно спать. Они меня не подвели и были потрясающие. Первый двухэтажный несколько расстроил — по мне, он был слишком высокотехнологичный. Но по мере того, как мы продвигались все дальше по Сибири, поезда становились все старше, а я все счастливее», — рассказывал литературовед.

Уэльский музыкант Граф Рис описывал путешествие по Транссибу как психоделическое приключение, где пространство и время расплываются, как бы перестают существовать. «Дело в том, что все поезда в России ходят по московскому времени. Поэтому в какой-то момент ты уже не понимаешь: ты сейчас завтракаешь или обедаешь. Когда в вагоне-ресторане пьешь водку, все еще больше смешивается. А поезд покачивается и едет вперед», — говорил Рис. По его словам, из-за особой расслабленной атмосферы в поезде хочется провести как можно больше времени. 

Подготовил Егор Спесивцев