Феномен Эльзы Скиапарелли. Что важно знать о главной сопернице Коко Шанель
Бренд Schiaparelli последние годы пользуется большой популярностью у мировых селебрити: то Кейт Бланшетт появится в бархатном костюме, из которого как будто растут цветы, то Карди Би — в черном кастомизированном платье. Специально для «Сноба» о создательнице модного дома, дизайнере Эльзе Скиапарелли в день ее рождения рассказывает автор телеграм-канала «Элегантность от бога» и художник по костюмам театра и кино Полина Гречко
Кажется, сейчас, в 2020-е годы мир переживает квантовое изменение, после которого планета и мы не будем прежними. В 1920-х годах происходило нечто похожее: старый порядок разрушен, его место занимает все новое. Мода в том числе совершила переход в совершенно другое измерение. В 1927 году Эльза Скиапарелли открыла свой бутик в Париже. Несмотря на то что ее карьера фактически завершилась в уже в 1954-м, за почти (всего!) 30 лет она не просто вписала свое имя в историю, предложив новую эстетику, но и изменила подход к творчеству и маркетингу в моде, начала использовать цвета, ранее неприемлемые в кутюре (например, пресловутый shocking pink, фуксию, ставшую ее визитной карточкой), а также новейшие материалы и фурнитуру.
Эльза Скиапарелли просто не могла не стать новатором в мире моды. Она родилась в Риме в 1890 году в семье потомственных аристократов. Ее родственники — сплошь ученые-историки, занимавшиеся Средневековьем, Египтом, Востоком. Она жила в невероятном палаццо XVIII века и с детства знала, что такое роскошь, как одеваются дамы высшего общества, разбиралась в регламенте дресс-кода. Эльза прекрасно знала правила, которые позже начала активно нарушать и менять.
Широкий кругозор и стремление изучать новое — первопричины ее неординарных решений в дизайне одежды. Например, Эльза придумала юбку-шорты: шорты были куда удобнее в носке, но общество не принимало со стороны дам таких дерзостей. Поддерживающие чашечки в лифе купальника — тоже идея Эльзы. Для нас сейчас это само собой разумеющееся, но до Скиап (так называли Эльзу во Франции, для удобства произношения) подобное решение никому не приходило в голову. Когда появилась застежка-молния, Скиапарелли быстро оценила ее возможности и стала активно использовать в нарядах своей марки. До этого молнии использовали только как деталь военного костюма и исключительно в утилитарных целях. Скиап же решила, что это еще и красивая вещь — незачем ее прятать.
Интерес к развитию технологий побуждал Эльзу работать с новыми материалами. В начале ХХ века легкая промышленность наладила выпуск искусственных и синтетических тканей — так наступила эпоха вискозы, ацетатных шелков и пластика. Все это Скиапарелли использовала в своих роскошных коллекциях. Например, она первой предложила носить прозрачный пластиковый дождевик. Конечно, Эльзу интересовал утилитарный аспект этих материалов, ведь она начинала со спортивной моды, а вопрос, как сделать спортивную одежду удобной, в 1930-е годы стоял остро. Потом уже то, что оказывалось востребованным в спорте, перекочевало в вечернюю моду. А вопрос, как сделать вечернюю моду удобной, стоит остро до сих пор.
Почему Эльза всегда была такой смелой? Во-первых, Скиап никогда не нужно было беспокоиться о том, на что жить и какова будет цена ее возможных ошибок. А во-вторых, устаревшие к 1920-м годам представления ее семьи о том, какой должна быть девушка, побудили ее взбунтоваться и сбежать в Лондон, а затем и в Париж.
Время молодости Эльзы — период после окончания Первой мировой войны, когда люди активно хотели потреблять радость во всех ее проявлениях. Мир стал восстанавливаться, началась новая глава истории. Искусство, музыка, кинематограф — абсолютно все взорвалось и предлагало что-то новое. Отношения между людьми стали строиться иначе, ведь 1920-е — это первая сексуальная революция. Девушки стали жить своей жизнью, одеваться более свободно, краситься на людях, танцевать, спать с кем захотят и работать. Конечно, Эльза не хотела быть смиренной девицей в длинной юбке, как того желали ее родители.
В Париже 1920-х царили художники новых направлений — дадаисты и сюрреалисты, — которые использовали новый подход к созданию произведений искусства. В частности, художники увлекались спиритизмом и вообще всем мистическим и потусторонним. А Эльза не только с детства интересовалась древними мистическими практиками, но и была замужем за экстрасенсом (на самом деле мошенником, но это не так важно). Так что, когда она познакомилась с арт-богемой через жену художника Франсиса Пикабиа, Скиап быстро завела дружбу с Маном Реем, Марселем Дюшаном, Мэй Уэст и, конечно, Дали.
От художников Эльза перенимает подход к моде как к искусству. Да, уже тогда творили Поль Пуаре и Бакст, но их осмысление моды являлось скорее переносом театральных костюмов в жизнь. Эльза же создавала современное искусство. Она как настоящий дадаист использовала коллажирование для принтов ткани и как сюрреалист помещала привычные предметы в другой контекст. Эльза первой начала создавать коллаборации с художниками — прежде такого не было. Она пригласила своего друга Дали поработать над ее коллекцией. Результат был ошеломляющим не только с художественной точки зрения, но и с маркетинговой, ведь Дали в 1930-е был настоящей знаменитостью.
Феномен Скиапарелли построен не на тщеславии, не на желании заработать деньги, сделать успешный бизнес и обрести положение в обществе. Ее успех сформирован воспитанием, образованием, интересом, вкусом, талантом и трудом. К сожалению, модный дом был закрыт целых 60 лет, но в 2014 году возродился — и это стало большим событием в мире моды. В 2019 году модный дом возглавил Дэниел Роузберри. Звезды в костюмах Schiaparelli шокируют публику на красных дорожках, а модные медиа устраивают съемки коллекций. Новый виток популярности, кажется, обусловлен бумом сюрреализма — происходит слом старого порядка, как и сто лет назад, когда Эльза открыла свой бутик.
Автор: Полина Гречко