Мэган Виртанен
Мэган Виртанен Фото: из личного архива

Мэган, с течением времени отношение человечества к разным цветам менялось, опять же разные культуры привносили в восприятие цвета свои смыслы. Судя по предложению в магазинах и людям на улице, немаркие черный, серый и базовый белый очень популярны. Что стоит за желанием людей носить неброские цвета?

Начнем с действительно немарких цветов: серого, коричневого, болотного. О черном и белом нужно говорить отдельно. Неброские серые и коричневые оттенки в первую очередь практичны, они комфортны для городской жизни, а кроме того, позволяют не привлекать к себе излишнего внимания, что ценно для людей определенного склада характера. Серые оттенки предпочитают люди, не любящие конфликтов, коричневые — те, кто желает большей устойчивости в жизни. Спокойствие, умеренность, комфорт и устойчивость — вполне объяснимые желания для жителя большого города. Черный и белый же, хотя и являются ахроматическими, остаются броскими и заметными. У этих двух цветов множество смыслов, например, черный может восприниматься и как признак элегантности и элитарности, и как цвет печали и депрессии. Также и белый обладает широким спектром толкований. Впрочем, то же можно сказать о большинстве цветов, каждый из которых вмещает множество смыслов, и даже оттенок играет огромную роль.

Вы упомянули коричневый. В прошлом году компания Pantone назвала кофейный оттенок Mocha Brown, или «Шоколадный мусс», цветом 2025 года. Выбор того или иного цвета одежды — сигнал, который человек транслирует окружающим. А что хочет сказать человек в коричневом, помимо того, что он постарался следовать моде?

Те или иные цвета года — это все-таки в первую очередь коммерческая история, хотя нельзя отрицать, что эти цвета связаны не только с модными тенденциями, но и с господствующими настроениями общества. Выбор цвета чаще зависит от внутренних состояний, чем от желания сделать публичное заявление. В любом случае придется учитывать не только цвет (а вернее, оттенок), но и фасон, длину, материал, форму и так далее. Можно сказать, что коричневый — вполне разумный выбор во времена бурных перемен.

Вы говорите в книге о том, что саму идею следования моде часто описывают как постоянную игру между двумя глубинными человеческими потребностями — принадлежать и отличаться. Как эти стремления сегодня отражаются в выборе одежды?

Сегодня эти стремления отражаются точно так же, как и в любую другую эпоху: с одной стороны, мы хотим быть одеты так, чтобы быть благосклонно принятыми людьми из нашего круга общения, с другой — не хотим выглядеть «как из инкубатора» и стремимся найти оригинальные и уникальные решения. Стандартный способ разрешить это кажущееся противоречие — выбрать общепринятый силуэт и элементы одежды (например, привычный набор из джинсов актуального в этом сезоне силуэта и свитера модного фасона), а затем дополнить необычными аксессуарами и украшениями. Если же общество, к которому мы хотим принадлежать, высоко ценит оригинальность образа, то, наоборот, мы будем стремиться создавать максимально запоминающиеся варианты. Кроме того, баланс между «принадлежать к» и «отличаться от» индивидуален. Для кого-то важнее «принадлежать»: не слишком выделяться, «не отрываться от коллектива» и не чувствовать себя белой вороной. Для кого-то баланс смещен к полюсу «отличаться», тогда человек будет отдавать предпочтение нестандартным решениям. Более того, такой баланс у одного и того же человека может смещаться в зависимости от обстоятельств: одежду для работы часто выбирают исходя из средней нормы по отрасли, даже если не предписан официальный дресс-код, в то время как в выборе одежды для праздника скорее будут руководствоваться идеями оригинальности и отличия от других.

Чем, с вашей точки зрения, объясним устойчивый интерес к мешковатой одежде — по-домашнему уютной и простой?

Мешковатая и оверсайз-одежда не обязательно «по-домашнему уютная и простая». Одно дело, если мы говорим именно о вещах оверсайз. Они могут нести в себе множество смыслов: от желания укрыться от невзгод, спрятаться в складках и слоях ткани до стремления визуально увеличить себя, тем самым символически подняв свой статус и значимость. То, какой смысл будет нести такая оверсайз-одежда — спрятаться или показаться, будет зависеть и от конкретного предмета одежды, и от цвета, и от материала. Если же мы говорим именно про одежду, которую принято ассоциировать с домашней, особенно про мягкий удобный трикотаж, то такая одежда, создающая уютный кокон вокруг тела, дарит чувство расслабленности и спокойствия. Мягкие, податливые вещи, принимающие форму тела, позволяют уйти в себя, перезагрузить сознание, пребывать в пассивности и отстраняться от внешних бурь. В моей книге приводятся примеры символических значений как строгих пиджаков и облегающих платьев, так и флисовых спортивных костюмов и струящихся шелковых халатов.

Вы также пишете: «Помимо склонности к привычному огромную роль в наше время стала играть простая усталость от постоянной необходимости выбирать». Как это влияет на выбор одежды и аксессуаров?

Скажем так, предложение в наши дни слишком велико, и это затрудняет выбор. Психологические эксперименты показали, что, когда опций становится слишком много, человеку сложнее на чем-то остановиться, потому что постоянно кажется, что можно было выбрать что-то получше. Например, купив свитер, качественный и по подходящей цене, человек продолжает сомневаться: может быть, стоило еще поискать. С другой стороны, появляется желание избавиться от бесконечной необходимости думать о деталях и «просто одеться», ведь ресурс внимания не безграничен, а постоянный поток информации захлестывает. Кто-то передает решения, касающиеся гардероба, на своего рода аутсорс, то есть прибегает к услугам стилиста. Кто-то предпочитает просто купить точно такую же вещь взамен износившейся, не осложняя жизнь поисками чего-то нового. Некоторую популярность приобрели и так называемые «униформенные гардеробы», когда приобретается, например, десяток одинаковых блузок, которые поочередно носятся: с одной стороны, вещи всегда чистые и свежие, с другой — нет нужды думать, что надеть. Еще один вариант — капсульные гардеробы для разных сфер жизни, где все вещи сочетаются между собой. В целом главным результатом становится все большая «кэжуализация» гардероба, в котором все больше простых базовых вещей и того, что можно смело надевать в большинстве ситуаций. Баланс между «одеться, чтобы красиво» и «одеться, чтобы прилично» — очень индивидуальная история, создание индивидуального гардероба требует ресурсов и усилий, так что при общей усталости обычно этот баланс смещается к простоте.

Почему некоторые люди периодически замирают перед набитым вещами шкафом с мыслью «нечего надеть»?

Если возникла мысль про «нечего надеть», то чаще всего это связано с происходящими изменениями — как обстоятельств жизни, так и личности. Кто-то сталкивается с переменами в социальном положении: беременность и рождение ребенка, смена работы или повышение по службе, новые хобби и активности. Каждое такое изменение может повлечь как объективную необходимость в смене стиля, например в связи с изменениями размеров тела или наличием официального дресс-кода, так и субъективную, внутреннюю психологическую потребность в другом образе. Смена мировоззрения или сферы интересов неизменно влечет за собой и прочие перемены, в том числе и в самопрезентации. Может возникнуть желание носить другие фасоны, длину, цвета, материалы, ведь каждый из этих аспектов символизирует те или иные психологические установки. Даже те, кто презрительно фыркает в адрес «тряпок» и считает, что одежда не имеет никакого значения, все же часто сталкиваются с тем, что в определенные периоды жизни их стиль меняется и прежняя одежда, пусть и вполне добротная, перестает удовлетворять изменившимся вкусам и обстоятельствам. И речь тут даже не о следовании моде и изменениях модного силуэта, а в первую очередь о личных предпочтениях: когда-то было удобно носить только короткое, а потом вдруг захотелось длинного, или же произошла смена с мешковатого на облегающее, романтические образы сменились спортивными (или наоборот). Каждое такое «иррациональное» желание на деле имеет психологическую подоплеку, дело действительно не в «тряпках», а в смене личностных ориентиров. Моя книга в том числе и о том, как именно можно понять себя (и сделать себе комфортно), наблюдая за изменением своего стиля и своих потребностей в этой сфере. 

Издательство: «Питер»

Почему с некоторыми вещами, даже старыми, не подходящими по размеру, больно расставаться, а некоторые легко отправляются в утиль?

Вещи человека так или иначе отражают аспекты его личности и связаны с событиями его прошлого. Часто встречаются представления о «счастливых» вещах, в которых нам якобы всегда везет: например, стоит только надеть этот галстук, как любые переговоры пройдут отлично. Свадебное платье или первые пинетки малыша хранят сентиментальные воспоминания, у многих рука не поднимается их выбросить. Кто-то все еще надеется вновь стать женщиной, носящей 42-й размер одежды, несмотря на актуальный 52-й, поэтому полка с вещами «буду носить, когда похудею» остается неприкосновенной. У кого-то при мысли о выбрасывании вещей активируются семейные установки «нельзя выбрасывать, вдруг дефицит, можно будет перешить, переделать, доносить». А кто-то руководствуется современной экологической повесткой и считает, что просто выбросить вещь неэтично. Наконец, может останавливать и мысль об изначальной стоимости: не так-то просто отправить в мусорный бак туфли ценой в две зарплаты, даже если они неудобные и уже вышли из моды. Бывает и наоборот: хорошие, подходящие по размеру и почти не изношенные вещи отправляются в мусорный пакет только потому, что порождают неприятные воспоминания или ассоциируются с неприятными людьми. Чаще всего мы не испытываем сомнений, избавляясь от старой одежды, когда уверены, что те вещи больше не соответствуют нашей личности, мы окончательно изменились, стали другими, и возврат к прежним образам точно и невозможен, и нежелателен.

В соцсетях нередко вспыхивают споры из-за дресс-кода в театр: одни считают неуважением к окружающим прийти на оперу в джинсах. А зрители в джинсах отстаивают свое право на удобство, аргументируя выбор тем, что они посетили театр ради постановки, а не показа мод. Почему стирается представление о «нарядном» и «будничном» и что на самом деле маркирует умение переключать код с «пижамы» на «смокинг»?

Наряжаясь в театр (равно как и на любое другое мероприятие), человек может сознательно подготовить себя к восприятию события как особенного, запоминающегося, чудесного. Разделение одежды на повседневную и праздничную сложилось в традиционных культурах всего мира не только из соображений утилитарных, но и как способ разделить события профанные и сакральные. В праздничную одежду наряжаются не только для того, чтобы себя показать, но и чтобы ощутить небудничность, выделенность ситуации. Еще 20–30 лет назад разделение на будни и праздники было общепринятым, но современный мир позволяет создать себе праздник в любой желаемый день. При этом многие приметы праздников стерлись. Мы чаще общаемся с друзьями и родственниками онлайн, а не собираем их за накрытым праздничным столом; посещаем ресторан как заведение общественного питания, не считая это особым событием; работаем в нестандартных графиках или на удаленке, не совпадая с общепринятыми выходными и праздничными датами. Наконец, те же театральные постановки или концерты можно посмотреть онлайн, не выходя из дома и не снимая удобные треники, хотя, конечно, эффект совсем не тот. «Удобство» — практически главное слово современного мира. И нельзя отрицать, что это удобство — удобно. Но все же возможность переключаться между повседневным и праздничным, в том числе в одежде, человеку необходима: именно такие переключения создают ощущение полноты жизни, ее разнообразия, избавляют от гнетущей монотонности.

Беседовала Мария Башмакова