Все новости

«Борьба с подделками — вечная история». Как введение цифровой маркировки товаров помогло фешн-бизнесу

По итогам 2019 года оборот непродовольственной контрафактной продукции в России составил около 5,2 трлн руб. По статистике чаще всего подделывают детские игрушки (около 35%), одежду и обувь (29%), электронику (17,5%) и парфюмерию (10%). Каждый пятый опрошенный житель РФ сталкивался с подделкой. Эксперимент по введению обязательной маркировки товаров начался в 2019 году, и список категорий постоянно пополняется. «Сноб» поговорил с сотрудниками разных отраслей фешн-бизнеса о том, действительно ли обязательная маркировка товаров защищает бизнес и потребителя от подделок и нелегального оборота

16 декабря 2021 9:13
1.jpg
Фото: Marcus Loke/Unsplash

Левина.jpg

Наталья Левина, сотрудник департамента по связям с общественностью сети мультибрендовых магазинов «Снежная королева»

В легкой промышленности вопрос контрафактной продукции есть, но он не стоит так остро, как проблема незаконного оборота. Наша компания всю свою историю работает в белом поле, то есть совершенно прозрачно взаимодействует со всеми партнерами и только с проверенными крупными производителями и поставщиками. 

Мы в числе первых подключились к проекту по внедрению обязательной маркировки для изделий из натурального меха в 2015 году. Весь товар, реализуемый в нашей сети, сертифицирован. И тот, что подлежит маркировке, включая остатки, промаркирован на 100% в соответствии с требованиями законодательства. Могу сказать, что проект реально позволил создать здоровую конкурентную среду и существенно сократить объем нелегальной продукции.

Именно благодаря введению системы маркировки покупатели могут узнать достоверную информацию о товаре. Обращайте внимание на RFID-метку, которая есть на каждом меховом изделии. Там отображены наименование товара, страна изготовления, производитель, бренд, продавец, номер декларации соответствия и вид меха. Если следить за этой информацией, шанс приобрести подделку становится мизерным.

До введения маркировки недобросовестные продавцы и мошенники могли показывать покупателю поддельные декларации и продать шубу из стриженного меха бобра или кролика, выдавая ее за более дорогостоящую стриженную норку. Получается, вы платите большие деньги за товар, который стоит в разы меньше. А маркировка — это действенный технический инструмент, который облегчает контрольно-надзорную деятельность, потому что позволяет проследить в реальном времени всю цепочку движения товара.

марков.jpg

Анатолий Марков, директор юридического департамента Lamoda

Для нас контроль за обращением контрафакта — это вечная история, в которой заинтересованы как бренды, так и мы как онлайн-ретейлер. Репутация важна, поскольку мы делаем максимум для гарантии своему клиенту оригинальности продукции. Часто бренды сами помогают отличить оригинал от подделки, если у нас или у нашего клиента возникают какие-либо сомнения. Представители бренда делятся памятками оригинальности или предоставляют сертификаты. Некоторые бренды наносят цифровые или буквенные коды, по которым можно проверить товар через официальный сайт марки или иной ресурс. 

Конечно, в своей деятельности мы сталкивались с поддельными товарами, было бы нечестно отрицать этот факт. Более того, истории с подделками случаются даже на производстве бренда, о чем нам становится известно не сразу. Очень часто производитель узнает именно от нас, что у них что-то пошло не так и на каком-то этапе появился контрафактный товар. 

Маркировка — обязательный пункт в чек-листе товара. Когда законодательство менялось и вступали в силу новые требования, нам пришлось маркировать многие товары, включая остатки. Я не могу сказать, что маркировка — это единственный и однозначный критерий качества товара. Вместе с тем полагаю, что инициатива по введению маркировки товаров значительно «обелила» рынок.

Дембикова.jpg

Лина Дембикова, стилист шоу «Перезагрузка» на ТНТ

Введение маркировки однозначно дает возможность снизить количество нелегального товара. Как минимум, это должно помогать потребителю отличать подделку от оригинала. Если говорить о бытовых способах отличия копий, есть несколько параметров, по которым это можно сделать. Во-первых, любой товар нужно покупать у проверенного, надежного поставщика или продавца. Еще важно понимать, что хороший товар не может стоить дешево. Я бы посоветовала постараться найти оригинал и внимательно его изучить. По форме, структуре, швам и фурнитуре легче определить, какой товар вы держите в руках.

Конечно, продавцы должны сами исключать поддельные товары, так как доверие клиента дорого стоит. Нет клиента — нет выручки, престиж бренда снижается. Но у этого процесса есть и обратная сторона: любой российский производитель теперь вынужден тратить больше денег на защиту товара, от этого растет и конечная цена. А здесь уже страдает потребитель.

На мой взгляд, в первую очередь, маркировка — это возможность государства получать еще больше налоговых отчислений в бюджет. Вторая цель — отслеживание и сегментирование товара. Пока я не знаю случаев, чтобы маркировку подделывали или обходили окольными путями, поэтому сейчас ее можно считать знаком качества. Конечно, она дает уверенность в том, что ты потратил немалые деньги именно на оригинал.

Ряузова.jpg

Алина Ряузова, персональный стилист

Маркировка должна быть у дорогих вещей, она гарантирует качество. Однако премиум-сегмент и так предоставляет всю документацию, поэтому часто дополнительные отметки — это лишняя волокита. С другой стороны, маркировка может быть более удобной для обычного покупателя. Сегодня есть приложения, которые по QR-коду или DataMatrix-коду (цифровой маркировке) помогают отследить производителя, особенно если это премиальный товар. Можно просто зайти посмотреть, что тебе нужно, проверить, не возиться с документами и уже быть уверенным, что ты купил качественную и подлинную вещь за свои деньги.

Отличить подделку от копии не всегда бывает просто. Для начала, нужно покупать одежду, обувь и парфюм в проверенных местах. То есть важно знать бренд, поставщиков и сам магазин. Я как байер всегда знаю, в каких магазинах и шоурумах продают оригиналы. Но в любом случае, можно приглядеться к вещи и увидеть качество: швы другие, ткань другая, даже пуговицы другие. Дорогую одежду на самом деле всегда видно невооруженным глазом.

Подделывать продукцию массмаркета я не вижу смысла. Да, есть китайские сайты, которые пытаются косплеить низкий сегмент, но покупатель должен понимать, что продают на таких ресурсах. Люди сейчас дорожат своей репутацией, поэтому закупают только оригиналы. Бренд рискует не только своей репутацией, но и прибылью.

Подготовила Мария Яковлева