Лампы, кресла, два стола: офисная мебель, возведенная в культ
Повлиять на продуктивность офисных работников пытаются со времен первой промышленной революции в 1700-х годах. Тогда, в условиях экономического бума, стали появляться первые прототипы современных офисов: разбогатевшим компаниям пришлось системно выстраивать бизнес-процессы и организовывать рабочие места для «менеджеров». Так началась история дизайна офисного интерьера.
Это стул — на нем сидят
В современном мире рабочее кресло, помимо функциональности, создает образ деловой жизни. Среди тысяч моделей кресел есть культовые экземпляры, которые на протяжении многих лет сохраняют свою актуальность.
Начнем с легенды Aeron от Herman Miller — рабочее кресло, которое знают и хотят все! Айтишники называют его «Троном доткомов», а компании Кремниевой долины поголовно, от микроофиса на 3 стола до масштабных кампусов Google, считают своим долгом купить именно эти кресла для своих сотрудников.
Aeron от Herman Miller — любимец не только в офисной среде, но и высоко востребован в мировом кинематографе, это самое используемое в кадре офисное кресло.
Задачей дизайнеров Дона Чедвика и Билла Штумпфа было создание кресла с механизмом, который позволил бы менять положение сидящего. В 70-х годах кресла с наклоном спинки широко использовались в домах престарелых и больницах. Неудобство этих кресел состояло в том, что людям с ослабленными ногами приходилось пятиться к креслу и просто падать назад. До рычага откидывания было неудобно дотягиваться, и он с трудом включался. В офисах кресла с динамичной спинкой для работников не использовались, физиологи 60-х считали единственно верной посадкой прямую спину, согнутые под прямым углом колени и ноги на полу.
Работа над креслом-легендой Aeron была закончена только в начале 90-х, когда дизайнеры предложили новый механизм откидывания, позволяющий чаше сиденья и спинке кресла двигаться согласованно.
Став важной вехой в истории офисной мебели 20 лет назад, Aeron и сегодня является одним из лидеров в своей нише.
Кресло Eames Lounge Chair создано в середине ХХ века. Вдохновленные формой традиционного английского клубного кресла, выдающиеся американские дизайнеры — супруги Чарльз и Рэй Имз — разработали модель с идеальной эргономикой и элегантным силуэтом. Чарльз Имз называл его «убежищем от стрессов современной жизни». Кресло, которое изначально создавалось для домашней гостиной, получило популярность и в офисе.Через пару лет оно отпразднует свое 70-летие. Все эти годы производитель кресел — швейцарская фабрика Vitra — непрерывно поставляет их в офисы и частные интерьеры по всему миру.
Еще одно легендарное творение четы Имзов — кресло Eames Aluminum Group, флагман одной из самых значимых коллекций в истории офисной мебели. Примечательна история его создания. Все началось с заказа Дж. Ирвина Миллера, американского промышленника и филантропа, который обратился к Чарльзу и Рэй Имз за уличной мебелью для своей новой резиденции. Миллер хотел нечто новое, с вызовом, и при этом чтобы мебель была стильной и удобной, подходила как для внутреннего пространства, так и для уличного использования. Чарльз и Рэй Имз, известные своим новаторским подходом и страстью к эргономичному дизайну, были идеальными кандидатами для решения этой задачи. В работе над каркасом кресла дизайнеры отошли от классического подхода в конструктиве, натянув между двумя алюминиевыми боковинами полотно из ткани или кожи и создав таким образом тугое и упругое сиденье. Eames Aluminum Group буквально подстраивается под тело сидящего и очень удобно даже без искусной обивки. Это было смелое решение, отражающее дух модернизма середины ХХ века — чистые линии и сдержанная элегантность Eames Aluminum Group покорили архитекторов и дизайнеров по всему миру.
Кресло Ball от Eero Aarnio дебютировало на Кельнской мебельной ярмарке в 1966 году, и уже более 50 лет это один из самых узнаваемых предметов финского дизайна.
Идея кресла-шара пришла его автору — Ээро Аарнио — неожиданно. После переезда в новый дом он решил сделать недостающую мебель своими руками. Работая над креслом, Ээро Аарнио хотел, с одной стороны, выделить личное пространство, а с другой — постоянно общаться с семьей. Так возникла идея сферической формы кресла, в котором можно, уединившись, оставаться в контакте с окружающими. Удивительно, что спустя полвека запрос на такой предмет мебели стал еще более актуален. Помимо формы, Ээро Аарнио, внес инновацию в функцию предмета — в кресле заложен эффект шумоподавления.
Сегодня Ball — экспонат в коллекциях музеев дизайна по всему миру. С момента своего выхода в тираж оно регулярно мелькает в интерьерах голливудских фильмов и музыкальных клипах разных эпох — это кресло побывало на десятках обложек мирового глянца. Ball можно смело назвать «селебрити» в мире дизайнерской мебели.
Прошу к столу
Compass Direction Table от Vitra — минималистичный стол с металлическими ножками, напоминающими циркуль. Созданный более 70 лет назад, он остается легендой, но сегодня скорее подходит для домашнего кабинета, ведь корпоративные требования к рабочей поверхности сильно изменились. #MakeYourHomeWork — так о нем пишут в официальных соцсетях Vitra.
Автор стола — Жан Пруве, выдающийся французский дизайнер, архитектор и промышленник, одна из главных фигур в становлении дизайна XX века. Его простые конструкции из стали и алюминия и скупой «послевоенный дизайн» внесли новую эстетику — холодную, строгую, но элегантную, функциональную и с идеей.
Аристократически непритязательный Nyhavn от House of Finn Juhl — стол с характером для тех, кто «понимает» и «уже всем все доказал». Коллекцию мебели, в которую входит Nyhavn, создал Юл Финн — один из самых влиятельных датских архитекторов и дизайнеров ХХ века.
Никаких архитектурных излишеств и витиеватостей в конструкции — минимализм Nyhavn символизируют высшую степень красоты, которая не нуждается в украшательстве.
Хотя этот стол и считается иконой модернизма 50-х годов, его силуэт редко цитируется, отчего не так узнаваем. Тем не менее при первом взгляде на Nyhavn вы сразу замечаете его «прямую» осанку, которая говорит о высоком уровне стиля и насмотренности его владельца.
Надо б лампочку повесить
Идея настольной лампы Artemide Tizio родилась более 50 лет назад. Как это часто бывает в мире дизайна — родилась абсолютно случайно, в беседе основателя компании Artemide Эрнесто Гисмонди и дизайнера Ричарда Саппера с друзьями-мореплавателями. Речь зашла о необходимости разработать настольный светильник, который способен освещать поверхность так, чтобы луч света всегда был направлен на руку пользователя и тени не мешали работе.
Опираясь на технологии того времени, Ричард Саппер создал компактную лампу с широким радиусом действия. Это была настоящая революция в мире световых приборов. Artemide Tizio эффективен в любом положении, легок в управлении и всегда очень точен в подаче света. Трансформатор в основании лампы не только питает ее без лишних проводов, но и обеспечивает устойчивость без необходимости использовать зажим. Это был один из первых настольных светильников с галогенной лампой.
Достойную конкуренцию Tizio на рабочем столе составляет ее алюминиевый «брат» по фабрике — Artemida Tolomeo. Эта лампа спроектирована тандемом итальянских дизайнеров Микеле де Лукки и Джанкарло Фассина в 1987 году.
Отличительный элемент Artemida Tolomeo — система шарнирных кронштейнов, благодаря которым лампа легко регулируется по высоте и наклону. Лампу можно встретить в офисах и на чертежных столах тысяч архитекторов, а еще — в мировых музеях, посвященных промышленному дизайну. Кстати, Artemida Tolomeo — это обширная линейка светильников, среди которых есть напольные, настенные, настольные и даже негабаритная уличная версия Tolomeo XXL.
Конструктор для взрослых
Система стеллажей USM Haller — это синоним модульного дизайна. В 1961 году Пауль Шерер, внук основателя бренда, решил модернизировать семейное предприятие по производству листового металла и металлоконструкций. Он привлек швейцарского архитектора Фрица Галлера для проектирования нового промышленного здания, в котором хотел разместить и производство и административные помещения. Галлер придумал настолько удачную конструкцию, что Шерер предложил ему создать мебель по тому же принципу. Так появились мебельные системы из трубчатой стали USM Haller, идеально подходящие для офисов открытой планировки. Причем Шерер заказывал эту мебель исключительно для своего предприятия и не планировал никакого массового производства. Однако модульные системы получились настолько удачными, что теперь именно они — основа бизнеса USM Haller. Сегодня любой желающий может зайти на сайт компании, смоделировать мебель под свои нужды и добавить ее в корзину — идеальное решение для современного гибкого офиса.
Кабина вместо кабинета
2010 год — в огромном open space офисе двоим сотрудникам надоел фоновый шум и бесконечные громкие разговоры босса по телефону. Сотрудники — будущие основатель и генеральный директор компании Framery, придумавшие свои акустические кабины и качественно изменившие жизнь в офисах.
По легенде они попросили босса вести разговоры где-нибудь в стороне, на что он ответил: «Ну, купите мне тогда телефонную будку». Запрос на «будку» был, а вот предложения не было — так родилась акустическая кабина Framery.
Framery представляет собой автономное звукоизолированное пространство, где смогут уединиться от 1 до 4 человек, в зависимости от модели. Внутренние стены кабины обшиты звукозащитным фетром. Оптимальное решение для офисов с открытой планировкой — вы не мешаете работе офиса, офисный гул не мешает вам.