
«Дом о семи крыльях»: как Чувашская биеннале меняет культурный ландшафт региона

Первая Чувашская биеннале получилась по-настоящему заметным и живым событием. Что из того опыта запомнилось вам больше всего?
Могу только сказать, что это титанический труд. Я очень горжусь, что на первой биеннале мы обучили медиаторов, сделали собственную образовательную программу и в целом смогли объединить местное сообщество, дать импульс новым инициативам.
Проблем было много. В первую очередь, надо было объяснить, что такое Чувашская биеннале современного искусства буквально на пальцах. Были только референсы и мечты о том, как это будет.
Почему был выбран именно формат биеннале, а не серии выставок, например?
Серия выставок не привязана к месту. Главное в формате биеннале — это исследование локального контекста, работа с территорией и диалог региона с внешним миром.
А еще в биеннале мне нравится заложенный масштаб и вовлечение разных отраслей. В нашем случае мы создаем систему лояльности: специальные предложения в кафе и ресторанах, промокоды в отелях, экскурсии от наших партнеров, параллельную программу, в которой может принять участие каждый желающий.
Если смотреть в будущее, биеннале должна расти с точки зрения географии. Сейчас это четыре локации в городе Чебоксары, но могут быть и локации по всей Чувашии. Я рада, что вместе с нашими друзьями и партнерами из Посольства музея современного искусства ZAMAN мы уже сделали важный шаг в рамках II Чувашской биеннале — 9 июня открылась арт-резиденция в селе Абашево.

Как вы пришли к теме второй биеннале — «Дом о семи крыльях», и почему она показалась вам важной именно сейчас?
Традиционно тему биеннале задает куратор, в этот раз им стала Ирина Конюхова. Благодаря идее коллеги Саши Никитиной мы отважились провести опен-колл на куратора биеннале, в рамках которого созванивались и общались с разными претендентами.
Ирина сразу тронула всю команду одновременно своей чуткостью, эмпатией и технической проработанностью концепции. После двух исследовательских поездок в Чувашию тема несколько преобразовалась и получила название «Дом о семи крыльях», отсылая к строчкам из чувашского фольклора и строчкам поэта Валема Ахуна:
Как вы подбирали команду для организации биеннале? Какие качества и навыки вы искали в кураторах и организаторах?
В культуре важно неравнодушие, когда человек понимает, что результат — это ответственность каждого. Ты можешь любить конкретный проект, но, оказавшись в нем, быть не готовым к реальным действиям.
Мы часто отказываем себе в возможности думать, делать что-то не механически, а пытаясь вовлечься, пропустить через себя и найти решение.
Когда становится трудно, я напоминаю себе: у нас нет сложных инженерных расчетов, от нас не зависят жизни, и в большинстве случаев все упирается в обычную человеческую лень.
А если возвращаться к нашей действующей команде, могу сказать, что случилась магия, стечение обстоятельств и невероятная удача, и мы оказались в одном проекте, чему я очень рада.
Как были выбраны основные площадки для проведения биеннале?
Кажется, они нас сами выбрали. Я могу быть уверенной: когда ты делаешь коммерческое мероприятие и обусловлен техническим заданием, площадки подбираются по признакам соответствия. В нашем случае выбор каждой площадки обусловлен взаимным движением навстречу друг другу.
Когда мы были в поисках куратора, новая команда Чувашского драматического театра написала нам, что очень хотела бы посотрудничать. Наши партнеры-девелоперы «ИСКО-Ч», как только узнали о получении гранта на проведение второй биеннале, пригласили посмотреть их пространства, поскольку уже сами неоднократно работали с художниками и поддерживали проекты в сфере искусства.
Во двор Национального музея я влюбилась еще во время первой биеннале и очень ответственно отношусь к тому, что мы первые, кого музей пускает в свои стены. За выбором каждой площадки стоят человеческие отношения и наше взаимное стремление к сотворчеству.
Как вы относитесь к концепции «музей как третье место»?
Мы так давно и долго говорим о «третьем месте», что, возможно, это потеряло смысл. Конечно, все музеи развиваются, у них появляются новые функции помимо сохранения и просвещения.
Мне как посетителю хочется в музее учиться новым решениям, вдохновляться опытом коллег и чувствовать особую атмосферу, присущую каждому культурному пространству. Маркетинг, путь пользователя, дополнительные сервисы и услуги — это прекрасно, особенно с профессиональной командой, но это поддерживающие элементы, за этим не должна теряться сама суть музея, его научные интересы и выставочные проекты.




