
Эдвард Мунк: крик, который не стихал всю его жизнь
Вы точно знаете эту картину. Возможно, она даже изображена на вашем чехле для телефона, или где-то в шкафу есть футболка с таким принтом. Может быть, вы слышали, что Мунк написал ее, прогуливаясь по парку, и у него случился приступ паники. Эта легендарная работа вписала его в историю, но абсолютно затмила другие его произведения. Его порой воспринимают как «художника одной картины». Но это не так, у него много других работ. Объединяет их одно — передача внутреннего мира, эмоций, психологического состояния (часто опустошенного). Почему?
Все началось с трагедии

Мать умерла от туберкулеза, когда Эдварду было всего пять. Отец, военный врач, впал в глубокую депрессию и ударился в религию. Он отстранился от детей, но все время пророчил, что все они попадут в ад. Эдварду снились кошмары. Заботу о доме и четырех братьях и сестрах взяла на себя старшая (и любимая Эдвардом) сестра Софи. Через девять лет чахотка забрала и ее. Он вспоминал: «Болезнь, безумие и смерть были черными ангелами у моей колыбели».
Картина «Больная девочка» (1886) — не просто сцена. Это переработка его тяжелых воспоминаний. Бледная фигура девочки и поникшая женщина рядом — алтарь его боли. Мунк показывал не то, что видел, а то, что чувствовал. Это и есть его метод.
С тех пор почти каждая работа как будто страница дневника. Только вместо чернил — масло, уголь, литография. Мунк вел дневники, где записывал свои переживания, сны, панические атаки, мысли о женщинах и смерти. Из этих записей потом вырастали картины.

Представьте себе: интроверт, загадочный, немногословный, а еще высокий, стройный, обаятельный — женщины сходили с ума.
Милли Таулов вошла в жизнь Мунка стремительно и, как позже стало ясно, разрушила его изнутри. Она была замужней женщиной из состоятельной норвежской семьи, старше Мунка на несколько лет. Для него Милли была запретной и роковой. Ее образ проник в его записные книжки, письма, а вскоре — и в его живопись. Главное, что принесла Милли в жизнь Мунка — это открытие эмоциональной бездны между мужчиной и женщиной. Это он пронес до конца жизни.
Но были у него отношения и с другой дамой, после которых он окончательно сосредоточился на искусстве и избегал серьезных романов. Тулла Ларсен. Все начиналось хорошо, но ее навязчивость его быстро утомила. Он все время хотел от нее уйти, а она все время пыталась его удержать. Спустя четыре года отношений произошел инцидент, ставший кульминацией их бурных отношений. Во время ссоры прозвучал выстрел из револьвера, Мунк потерял верхнюю фалангу среднего пальца левой руки. Что конкретно произошло — до сих пор непонятно: неизвестно, кто держал оружие и был ли это случайный выстрел или попытка суицида со стороны Туллы.
Инцидент, конечно, глубоко повлиял на Мунка. Он запечатлел свои страдания (эмоциональные и физические) в картинах «На операционном столе» (1902–1903), «Убийство» (1906) и «Смерть Марата I» (1907).


В общем, женщины принесли ему много потрясений. И тема отношений красной нитью идет в его творчестве. В письмах он писал: «Я не умею любить. Я могу только страдать от любви».
«Фриз жизни» — серия главных картин


Любовь. Ревность. Страх. Одиночество. Смерть. Цикл начинается как надежда, начало любви, а заканчивается темами болезней, одиночества и утрат. Это не просто живопись — это философия через образы. Персонажи в его картинах — не индивидуальные портреты, а архетипы.
Например, «Вампир» (1893). Женщина целует мужчину в шею, будто пьет кровь, он как бы стекает по ней, как воск. В этом нет эротики — перед нами эмоциональное изнеможение, любовная зависимость, страх быть поглощенным.
В «Пепле» (1894) — мужчина сидит в оцепенении, закрыв лицо, рядом женщина с распущенными рыжими волосами, которые тянутся к нему. Огонь страсти остался только в пепле у их ног.
А потом случился «Крик».

