Работа из серии «Парад»
Работа из серии «Парад» Фото здесь и далее предоставлены ЦВК Béton / все работы Алмонда Чу

Ваша знаменитая серия снимков «Парад» создается уже лет двадцать. Почему так долго?

Когда я начал работать над серией «Парад», на дворе был 2003 или 2004 год. В то время я много работал в коммерческой фотографии, и у меня был очень загруженный график. Но время от времени я переходил к фотоискусству. Наверное, это одна из основных причин, почему я так долго это делаю. Но есть и другая.

На этапе постпродакшена мне нужно провести очень много манипуляций, связанных с обработкой фотографий. И это всегда занимает очень много времени. Тогда, в нулевых, цифровые технологии были совсем не такими, как сегодня. Сначала я делаю фотографию места, которое станет основой произведения. А потом там появляются люди. Это все — я, мои клоны. И каждый человек на снимке — это новый слой.

Сколько времени уходит на одну работу?

Около месяца или двух. Но в последнее время получается чуть быстрее. Это опять же связано с техническим прогрессом.

Долгое время вы не работали с серией «Парад». Планируете вернуться к ней?

Я перестал заниматься «Парадом» с 2015 года. Тогда я понял, что пришло время для перерыва. Я не был уверен, хочу ли я продолжать снимать «Парад» и делать его в Гонконге и Пекине. Тем более в 2019-м началась пандемия. И я был потрясен, сомневался, насколько этично продолжать. Но в прошлом году я осознал, что готов вернуться.

Работа из серии «Парад»
Работа из серии «Парад»

Это снова будут Китай и Гонконг?

Нет. В прошлом году я приехал в Россию и понял, что хочу продолжить «Парад» здесь. Это другая страна. Я ее не знаю, не до конца понимаю. Но чувствую, что новые работы надо сделать. Не только для расширения круга коллекционеров и зрителей, на самом деле. 

То есть вам хочется изучить чуждый вам менталитет и культуру через призму своего искусства?

Я бы так не сказал. Это не исследование. Я просто хочу показать миру чувства, которые испытываю к вашей стране, к Москве и Санкт-Петербургу, к людям, которые здесь живут. Рассказать, что я чувствую, когда я нахожусь здесь. И хочу, конечно, чтобы публика это тоже ощутила.

И что вы чувствуете?

Ну… Точно чувствую, что зимой здесь холодно, летом — жарко (смеется). А если серьезно, работая и находясь в России, я понимаю, что могу объять множество аспектов. Политика, религия, история, культура, власть… Все что угодно. Все везде и сразу. И я хочу попытаться объединить это в своих работах.  

Работа из серии «Парад»
Работа из серии «Парад»

Я был в Москве очень много раз, и Москва — удивительно красивый город, просто невероятный. Санкт-Петербург тоже безумно красив, но он другой. Он элегантный. Это вообще был первый город России, в котором я побывал. И обе столицы рассказывают невероятно интересные истории своего существования через архитектуру и людей.

А какой город нравится больше?

Люблю ли я больше Москву или Санкт-Петербург? Тут мне ответить сложно. Я люблю оба города. Оба по-своему красивы, в обоих невероятная архитектура. Но я бы сказал, что Санкт-Петербург — это город-сказка. Москва же больше про реальность. 

Вы уже выбрали места, где именно будете снимать?

Пока нет. Это очень сложно. Здесь так много привлекательных мест, и я не знаю, с чего начать. В прошлом году я сделал несколько работ в Москве и Санкт-Петербурге и ждал шанса, чтобы продолжить. Сегодня утром я совершал пробежку по набережной и… Ну, вы понимаете. 

На выставке будут не только работы серии «Парад». Вы представляете новые произведения, из цикла «В будущем». Расскажите, чем они отличаются от «Парада», если и в новом цикле мы видим толпу из клонов?

Это мир будущего, который я придумал. Но я не хочу в нем быть, это не утопия. В моих работах это что-то вроде постапокалипсиса. После пандемии человечество умерло, и остался только один человек — женщина. Не какая-то конкретная, а просто женщина. И у нее есть способность клонировать себя. Так мир и продолжает свое существование. В чем-то это переосмысление идей «Парада». 

Работа из серии «Парад»
Работа из серии «Парад»

В контексте постапокалипсиса вы выбрали женскую фигуру, потому что в реальности женщины как раз обладают способностью продолжать человеческий род?

В том числе. На самом деле, я просто восхищаюсь женщинами, и меня окружают замечательные примеры. Например, моя жена — удивительный человек. Она сильная, независимая, она ходит на работу. Много лет назад в Гонконге женщины сидели дома с детьми, убирали и стирали. Сегодня этого уже нет. И я этому рад. 

А что думаете о женщинах в России?

Думаю, что вы тоже очень сильные. Я вижу на улицах Москвы и Санкт-Петербурга множество женщин, образы которых источают уверенность и силу. Далеко за примером ходить не надо: даже глядя на вас, я вижу эту независимость. Вы делаете свою работу, разговаривая со мной, а не стоите у плиты на кухне (смеется). 

Готовите что-то кроме «В будущем»?

Да, у меня есть еще один проект в работе. После открытия выставки в Москве я вернусь в Гонконг. Там я хочу начать снимать новый проект, который пока назвал «Мегадом». Это такое обширное и одновременно эфемерное понятия дома, общего для всего человечества. Съемки будут на природе. Прежде чем снимать, я представляю картинку и концепцию в голове, создаю эскиз. 

Работа из цикла «В будущем»
Работа из цикла «В будущем»

Если «Парад» был с мужчинами, а «В будущем» — с женщинами, то «Мегадом», наверное, объединит и тех и других?

Нет, это снова будут женщины. Пока что я хочу сконцентрироваться на них. Как я уже говорил, это очень сильная фигура, это независимость, мощь, решимость. Женщина совмещает в себе множество ролей. И я хочу их раскрыть. 

Беседовала Тамара Лорка