«Индекс подобия», «Уроки радости и боли», «Нити судьбы, карты истории»: экскурсия по трем новым выставкам в «ГЭС-2»
Международный проект «Индекс подобия» посвящен Земле в самом широком смысле слова. Выставка «Уроки радости и боли» исследует творческий метод и киноязык советского режиссера Динары Асановой. А проект «Нити судьбы, карты истории» осмысляет разные грани понятия судьбы и связанную с ним мифологию.
«Если воспринимать все три проекта как единое целое, получается, что глобальное перекликается с локальным, память — с мифом, а история — с поэзией», — отмечает директор Дома культуры «ГЭС-2» и фонда V–A–C Алиса Прудникова.
«Индекс подобия»
Индекс подобия Земле — показатель, который отражает физическое сходство того или иного небесного тела с нашей планетой. Он помогает рассчитать, подойдет ли определенная планета или спутник для жизни. Вычисляется индекс по формуле, выведенной международной группой ученых — биологов, химиков, астрономов и планетологов. В названии выставочного проекта индекс метафоричен. Кураторы предлагают взглянуть на нашу планету с точки зрения истории, культуры и ресурсов. Кроме того, для создателей выставки это возможность поговорить не только о Земле как планете, но и о той земле, которая связана с жизнью отдельного человека.
Основная часть работ в «Индексе подобия» — это видео, фильмы и инсталляции. Проект объединяет художников из России, Бразилии, Великобритании, Греции, Китая, Португалии, Таиланда и Чили. Александра Артамонова из калининградской арт-группы «Нежные бабы» вместе с коллегой Евгенией Лаптевой представила на выставке инсталляцию «Что мне сделать, чтобы земля оставалась на месте?». Это арт-объект в виде нескольких труб, внутри них размещены экраны и транслируются видеоролики.
«Мы хотели показать историю, которую хранит в себе ландшафт Пермского края. Много общались с местными жительницами и поняли, что у многих из них бабушки работали в шахте. На основе этих историй мы попытались воссоздать определенный образ. Металлические конструкции специально для нас сделал пермский архитектор. Трубы означают рукава шахты. Каждый видеоролик на экранах заканчивается камнепадом», — рассказывает Александра Артамонова.
При создании проекта «Зазор влияния» Женя Чайка вместе с Женей Гавриловым вдохновлялись работой метеорологов — людей, которые не только говорят о погоде, но и наблюдают за состоянием земли через изменения, которые на ней происходят. Эти данные — состояние почвы, температура воздуха, наличие воды в атмосфере, — по словам Жени Чайки, и дают людям информацию о земле.
«Наша инсталляция собрана из довольно большого количества слоев. У нас нет иллюзии, что каждый зритель сможет понять все. Но каждый поймет тот слой, который ему больше всего нравится. Если мы посмотрим на инсталляцию, то увидим две линии. Первая складывается на стене из проекций в виде условного графика, с помощью которого мы иронизируем по поводу доступности научного знания. Вторая — это линия столов, линия времени. Сейчас мы проходим путь от прошлого через настоящее к будущему, когда человек уже не будет жить на Земле. В столах мы расположили объекты, которые можно ассоциировать с каждой из названных эпох. Мы предлагаем посетителям разгадать ребус — сложить линии из этих объектов и выстроить из них условную линию времени», — поясняет Женя Чайка.
В инсталляции Лаборатории геокультурных исследований «Йоссо: вечная мерзлота» последняя предстает как источник ресурсов, объект научного изучения и как образ вечности, ведущей из подземных глубин в космос. На выставке упоминается и ученый, один из основоположников советского мерзлотоведения Михаил Сумгин.
«В первую очередь мы хотели, чтобы те, кто придет на выставку, почувствовали различия и сходство художественных и научных приемов, исследовательского подхода в изучении ландшафта, характерного для большей части Якутии, поняли, как он меняется со временем. Тема вечной мерзлоты — глобальная и влияет на всю экосистему. Что есть Земля, как мы ее понимаем, что в ней скрыто, какие она таит в себе угрозы — на эти вопросы пытаются ответить наши художники. Половина территории России занята вечной мерзлотой. Сейчас мы живем в ситуации, когда происходят сильные экологические изменения. Они очень тонкие, неочевидные, незаметные для глаз, но они в любом случае формируют повестку будущего», — объясняет соавтор дисплея «Йоссо: вечная мерзлота», сотрудница лаборатории комплексных культурных исследований Арктики и Центра современного искусства Якутска Елена Васильева. Выставка «Индекс подобия» будет работать до 22 сентября 2024 года.
«Уроки радости и боли»
Выставка рассказывает о жизни и творчестве советского кинорежиссера Динары Асановой (1942–1985) и ее уникальном методе съемки. Ее работы рассказывают о детях и подростках, их радостях и заботах, любви и дружбе, конфликтах со сверстниками и родителями, поисках своего места в мире.
Выставка состоит из трех частей и позволяет погрузиться в созданный Динарой Асановой киномир в импровизированном мини-кинотеатре. Посетителям покажут короткометражный дебют режиссера — фильм «Рудольфио» (1969), снятый по мотивам рассказа Валентина Распутина о школьнице, которая влюбилась во взрослого мужчину. Вторая часть выставки познакомит со знаковыми фильмами Динары Асановой — «Не болит голова у дятла» (1974), «Ключ без права передачи» (1976), «Жена ушла» (1979), «Пацаны» (1983).
Третья часть экспозиции посвящена личности Динары Асановой и ее более поздним работам, например фильму «Дети раздоров» (1984) о трагедии распада семьи, главными жертвами которой становятся дети. На выставке также можно увидеть фотографии, фрагменты интервью с Асановой и ее героями и другие архивные материалы. На отдельных листах приведены выдержки из статей о ее фильмах и воспоминаний коллег, дневников режиссера. Так, одной из последних записей она описывает свой метод так: «У меня нет времени говорить неправду». Киноязыку режиссера созвучно название «Уроки радости и боли», отсылающее к одноименному эссе (1989) писателя и драматурга Александра Житинского.
«В экранной вселенной Динары Асановой единым ассамбляжем заявляют о себе приметы повседневной жизни — те самые неочевидные сюжеты, из которых сплетается ткань эпохи. В то же время звучат вневременные темы, описывающие всю суть человеческих взаимоотношений. Мир детей и подростков, который так деликатно изображала Асанова, по праву можно назвать отражением мира взрослых. Нередко юные видят и чувствуют предельно отчетливо и ярко, без малейшего намека на двусмысленность: первая любовь, недопонимания между, казалось бы, близкими людьми, трагедии отдельных судеб, надежды и разочарования. В пространстве между важными темами, которые находили отклик у зрителя, и такой близкой, буквально интимной манерой организации и репрезентации экранного повествования рождались истории, которые стали документами эпохи, не требующими верификации», — комментирует куратор выставки «Уроки радости и боли» Андрей Василенко. Выставка «Уроки радости и боли» продлится до 14 июля 2024 года.
«Нити судьбы, карты истории»
Выставка посвящена многообразию представлений о судьбе и возможности ее изменить в мировой культуре. В созданных специально для «ГЭС-2» работах российские художники Людмила Баронина, Катя Исаева, Родион Китаев и Маяна Насыбуллова исследуют различные грани таких понятий, как «судьба», «предопределенность», «история» и «мифология». Авторы намечают направления и координаты, в которых можно осмыслить судьбу, и говорят о земном и космическом, природном и рукотворном, о свободе воли и выборе.
«Во времена глобальных изменений мы обращаемся к мифам. Мифы, как кладезь знаний, не могут нам дать ответы на вопросы, которые волнуют нас сегодня, но могут помочь эти ответы искать. И эти ответы будут разные для каждой эпохи и даже для каждого человека. Мифы всегда резонируют с современностью в каждом конкретном моменте. И на этой выставке происходит то же самое», — отмечает куратор выставки «Нити судьбы, карты истории» Елена Яичникова.
Основные направления работы сибирской художницы Маяны Насыбулловой — создание скульптур, инсталляций, работа с пространством. В центре выставки находится новый проект автора — «Цикл без названия».
«Мне сразу хотелось через это поработать именно с темой мифа и через силу, непреодолимую природную силу, подобную судьбе. Сначала я представила свою инсталляцию в виде лозы, захватывающей музейную архитектуру, превращающей ее в нечто совершенно иное, чуждое. Но потом я решила усложнить идею, вложить более глубокий смысл. Так, я решила через сканирование материала привести его в цифровой мир и добавить в него движение и звук остывающей керамики. Я сознательно выбрала красный цвет, чтобы растительный материал был более телесным, плотским, близким к биению жизни, которую ощущаем мы. Здесь показана игра противоположностей, что живое, а что неживое. Противопоставление живого мертвому как двух равнозначных позиций. Работа называется “Цикл без названия”, потому что жизнь и смерть равноценны друг другу», — говорит Маяна Насыбуллова.
Художница Катя Исаева в своей работе исследовала судьбу ленинградского художника-анималиста Бориса Воробьева. Он всю жизнь проработал на фарфоровом заводе и создавал знакомые всем с детства фигурки животных. На выставке представлены работы Воробьева, его рисунки и фотографии. Посетители смогут узнать о жизни скульптора из интервью с его сыном Михаилом, которое можно прочитать по QR-коду.
«Борис Воробьев — художник-анималист, его работы стоят у многих дома в серванте, но никто не знает его имени и фамилии. Моя работа — это попытка восстановить видимость этого художника, рассказать про его судьбу. Мало кто знает, но именно по его проекту на центральной площади Мончегорска появился памятник в виде лося.
Специально для выставки я создала большие шашки с деревянными фигурками львов и верблюдов, вдохновляясь работами Воробьева. Почему я сделала именно львов и верблюдов? Потому что есть такая цитата у Ницше про три стадии духа. Сначала дух верблюда ориентируется на прошлое, потом лев ориентируется на будущее, а идеальное состояние духа — это ребенок, который живет настоящим. В моих шашках верблюды сражаются со львами, и это метафора. Когда человек играет, он попадает в состояние играющего ребенка», — рассказывает Катя Исаева. Выставку «Нити судьбы, карты истории» можно будет посетить до 28 июля 2024 года.
Подготовила Ирина Филиппова