Кофе от Перкина и арт в невесомости: как устроено пространство AZ/ART на Маросейке
Новый дом для искусства
Последние девять лет на 2-й Тверской-Ямской музей AZ показывал нонконформистов, а основой всех экспозиций был, конечно, Анатолий Зверев и художники его круга. Но каждая выставка шестидесятников так или иначе вступала в диалог с работами современных художников, потому что концепция и миссия AZ заключалась в том, чтобы доказать: искусство нонконформистов живо и сейчас.
Тем временем интерес институции к авторам совриска рос в геометрической прогрессии. В результате сначала музей запустил премию Zverev Art Prize, а затем создал площадку для показа тех, кто творит сегодня.Экспериментальный, первый AZ/ART открылся не сейчас, а в декабре 2022 года. Оно располагалось чуть за углом нового пространства, хотя в том же самом здании по адресу: Маросейка, 11/4, стр. 1.
Аудитория приходила посмотреть на современных художников, и команда AZ приняла решение расшириться не только квадратными метрами, но и программно. То есть кроме современного искусства как такового погружать зрителя в параллельный контекст создания этих произведений, в первую очередь через музыку и кино. Само здание XVII века богато на культурные слои и является памятником архитектуры, которое долгое время реставрировало архитектурное бюро Office1234 в коллаборации с московскими властями. Поскольку здание находится в частной собственности, то и работы велись на частные средства.
Сегодняшний AZ/ART — это пространство, куда можно прийти не только за выставками, а за книжками, кофе и общением, примерно как в музей современного искусства «Гараж». Красота кроется в деталях, поэтому даже стаканчики для кофе здесь не простые: их для AZ/ART сделал художник Вова Перкин, и, возможно, следующим автором для них станет Александр Дашевский, который осенью будет курировать следующий выставочный проект галереи.
Мимолетные экспозиции
Архитектурные решения продуманы таким образом, чтобы «подружить» прошлое с настоящим. Например, при входе в зону книжного и кафетерия пол превращается в стеклянный — это сделано для того, чтобы сберечь кирпичную кладку, по которой ходили люди, жившие на Маросейке сто лет назад. Даже экспозиционный дизайн не спорит с историческим флером здания: стенды для полотен прозрачные, а экспликации расположены на задниках холстов, чтобы не отвлекать внимания ни от работы, ни от места, в котором она находится. Таким образом, произведения будто бы витают в невесомости.
Мимолетность истории проходит красной нитью через всю концепцию пространства. И это отражено даже в выставочном плане AZ/ART. На экспозиционные нужды в культурном центре выделено всего два зала. В том, что слева, экспозиция не меняется — здесь находится 10 художников и, соответственно, 10 работ, по одной на каждого экспонента. Это в том числе Валентина Кропивницкая, Лидия Мастеркова, Евгений Михнов-Войтенко, Владимир Немухин, Дмитрий Плавинский, Олег Целков.
А вот в соседнем зале, где проходят музыкальные шоу, выставка, наоборот, обновляется вместе с еженедельной программой. Все верно: хотя «Неочевидные пересечения» идут до 1 сентября, зрителей ждет несколько концертных обновлений от музыкантов «Студии новой музыки», МААСМ и Île Thélème. Например, с 26 июня по 3 июля проходила программа «Музыка сфер», а с 3 по 9 июля — Pax Americana, в которую вошли композиторы Джон Кейдж, Эрл Браун, Мортон Фелдман, Джордж Крам и Фредерик Ржевский. Следующее музыкальное шоу — «Конкреции и серии» — можно будет послушать с 10 по 17 июля, «художником концерта» станет Евгений Михнов-Войтенко, а «композиторами выставки» будут Борис Тищенко и Николай Каретников.
А в конце июля зрителей ждет программа с говорящим названием «Сигнальные системы» — она будет посвящена творчеству Юрия Злотникова, чья выставка сейчас идет в Третьяковской галерее, до 14 июля. В «Неочевидные пересечения» работа Злотникова тоже вошла — это масло на картоне из серии «Преодоление» 1980-х. Но, когда наступит неделя «Сигнальных систем», в зале сменяющейся экспозиции появится еще несколько произведений Злотникова.
Кино с оттенком нонконформизма
Задача нового пространства, как уже было сказано, заключается в том, чтобы дать гостю развернуться — почитать книгу, выпить кофе, пообщаться с людьми, да и просто поработать с ноутбуком, как в некоем подобии арт-коворкинга, в окружении мэтров современного искусства. Но еще для AZ/ART важно погрузить зрителя в контекст искусства с разных ракурсов. Тут на помощь приходит не только музыкальная программа. Кроме нее, в центре будут показывать кино.
В этот вторник покажут «Заставу Ильича» 1964 года Марлена Хуциева — один из символов эпохи оттепели. Роль Сережи Журавлева, единственная в кино для театрального актера Валентина Попова, принесла ему приз журнала Cinema Nuovo на 26-м Венецианском кинофестивале.
А в следующий вторник зрители смогут посмотреть «Интервенцию» 1968 года Геннадия Полоки, режиссер снял ее по мотивам одноименной пьесы Льва Славина. Хотя пьеса к моменту начала съемок уже стала классикой советской драматургии, да и Полоке доверяли после неслыханного успеха «Республики Шкид», из-за «идейных провалов» партийные чиновники подвергли фильм цензуре. В итоге «Интервенцию» выпустили в советский кинопрокат лишь через 20 лет.
Расписание кинопоказов составлено до конца августа. А в рамках музыкальной программы до конца лета проведут 10 концертов. Осенью диалог между современным искусством и музыкой продолжится с легкой руки куратора Александра Дашевского.
Автор: Тамара Лорка