Не теряю корни: российский совриск — о тяге человека к природе
Люди леса
Сегодня большинство людей уже привыкло к технологиям и ноу-хау, хотя в глобальном отрезке времени это вполне себе резкий скачок, а не постепенный. И все же, не замечая течения прогресса, мы отмечаем кое-что другое — пропасть между искусственным и природным становится все шире. Кажется, человек пока не готов к этому разрыву, поэтому, даже со смартфоном в руке, стремится эту щель сузить теми или иными способами. Но, по мнению эксперта-урбаниста, кандидата географических наук, преподавателя НИУ ВШЭ Кирилла Пузанова, виртуальность, может, и подсветила проблему, но далеко не в ней кроется разгадка.
«Современный мир обращается к природе уже довольно давно. Это ответ на ускорение темпа жизни в городе — чем быстрее, насыщеннее, брутальнее городская жизнь, тем больше будет запрос на эту природную составляющую. Время и пространство воспринимаются людьми интуитивно. Поэтому, например, нам некомфортно находиться рядом с объектами, которые движутся на скорости больше, чем 60 км/час, — объясняет Пузанов. — Каким бы современным ни был человек, его поведение и сегодня во многом определяют “доисторические мозги”. Тяга к природе — нечто естественное для людей. В градостроительстве это проявляется в формате интервенции различных элементов природной среды в пространство мегаполиса — использование натуральных материалов, озеленение и тому подобное».
«Когда горожанин ищет так называемые природные элементы в городской среде, речь не о дикой природе. Ему нужна природа более или менее подчиненная, выхолощенная, структурированная. На дикой он, вероятно, не переживет и одной ночи. Существует ряд классных исследований, которые доказывают, что “зеленые зоны” позитивно влияют на психологическое здоровье людей. Визуальное ощущение природы успокаивает, делает нас чуть более счастливыми и дает чувство замедления», — считает собеседник «Сноба».
Неудивительно, что в этом контексте люди искусства как представители одной из наиболее эмпатийных прослоек общества реагируют на ощущения человека от генетически близких ему вводных — естественной среды обитания, если говорить проще. Поэтому и ракурсов для художественного исследования природы как неотъемлемого элемента нашей жизни выходит довольно много.
История про бережное отношение и экологию — пока, наверное, самая распространенная. Всевозможные объекты, посвященные этой теме, вошли в проект «Быть здесь», о котором уже писал «Сноб». Следом — попытки отыскать собственное «я» в плоскости естественной среды обитания человека и рефлексия о том, что природа сама по себе вполне самостоятельное, целостное «я». И вот эти две темы как раз столкнулись в одном пространстве столичной галереи «Триумф» — обе выставки можно посмотреть до 15 сентября.
Гармоничный хаос
Пространство встречает зрителя ненавязчивой музыкой группы Northern Lights Family и персональной выставкой Николая Онищенко «Смешанный лес». Художник представляет 20 крупных графических листов крупного формата, которые он создавал в течение последнего года, и еще несколько работ поменьше.
«В “Смешанном лесу” разыгрывается своеобразная сцена последствий того, что может быть, если природа, в силу нашей нечувствительности, могла бы разыграться и показать себя с другой стороны, начав рушить привычные представления о ней и законах, по которым, как нам кажется, она существует. Когда лес буквально смешивается, превращаясь в хаотичную силу, потерявшую контроль», — объяснил «Снобу» свой замысел художник.
Проект отнюдь не про экологию или бережное отношение к природе, хотя, конечно, так можно подумать, увидев триггер-слово «разрушение» и поразмыслив о том, что графические работы вкупе с материалами, использованными для их создания, представляют собой круговорот использования дерева человеком. Материалы нетривиальны, бумага и черный карандаш, что, кстати, символично перекликается с изображением — все-таки и то, и другое мы получаем именно из древесины.
Считается, что океан изучен примерно на 3–3,5%, но так можно сказать и про окружающую среду — слишком много тайн и неизвестных науке видов хранит в себе лес. Как объясняет Онищенко, его проект посвящен тому, насколько наши знания могут быть неточны и как глубоко человек может ошибаться, идеализируя природу и внушая себе, будто бы она — эталон гармонии. Примечательно, что экспозиционное решение — нарочито структурированная развеска работ — как раз является хитрым противопоставлением хаосу, который изображен на них.
Поиски себя
На нижнем ярусе галереи «Триумф» зрителей встречает абсолютно противоположный соло-выставке Онищенко проект — «Озеро опять спокойно» художницы Анны Быстровой. В него вошли 25 живописных работ. В большинстве своем они написаны в 2023–2024 годах. Экспозиция отличается не только жанром, но и замыслом. Связь с природой — пожалуй, единственное, что объединяет двух авторов галереи.
«Гармония природы наполняет меня, и, думаю, не только меня — удивительная пластика ландшафта, меняющийся цвет, ощущение ветра, шелест листьев, шум реки, которая бежит по камням, холод ночи, касание капель дождя на лице, теплые лучи солнца, вдох мокрого лесного воздуха. Смотришь на туманы, которые обволакивают всё, вся суета из головы уходит, чувствуешь себя здесь и сейчас, это ощущение запоминается», — поделилась со «Снобом» художница.
Произведения Быстровой примечательны тем, что хранят в себе ее личный опыт — художница регулярно выбирается в походы и практикует ночевку в диких условиях, при низких температурах и иногда даже без палатки. Самый долгий поход, как признается Анна, был в тундре и длился девять недель. Можно сказать, что для автора эти практики — своеобразный способ перезагрузиться и в некотором смысле помедитировать, представив, что вот это озеро, эта опушка — ее истинный дом.