«Самострой», Rolling Logs

Фото здесь и далее: пресс-служба Перкиннале

Деревянная скульптура дуэта Rolling Logs (Дамир и Ксения) напоминает по структуре то ли «дженгу», то ли кубик Рубика. На каждой ступени живет определенная эмоция. Один поворот уровня вправо или влево полностью меняет настроение объекта.

В работе «Самострой» мыслительные процессы и эмоции — как положительные, так и не очень — предстают в очеловеченной форме. Название произведения раскрывает его суть: мы сами выстраиваем свой образ мышления, решаем, на что обижаться, злиться и обращать внимание.

Художники собрали внутренние и внешние голоса в структуру одной башенки. Когда мы представляем пласт своих эмоций в виде такого конструктора, нам гораздо легче «собраться».

«Витражи сомнений виражи», Лиза Плакса

Нежные образы беззащитных козочек, не подозревающих об опасности за углом, — это уязвимая часть бессознательного, то, что человек прячет поглубже. Она отвечает и за тревоги, и за сочувствие. В работе «Витражи сомнений виражи» художница Лиза Плакса показывает, как обитательницы Козьих Колодцев на карте вселенной «Нашей Утопии» становятся рабынями собственной эмпатии. Самые участливые козочки, бережно охраняющие чужие чувства, забывают о своих собственных и сомневаются в правильности принятых решений — дипломатичных и комфортных для всех, кроме самих козочек.

«Не узнал, богатым будешь», Дима Рае

Серия графики Димы Рае «Да нет наверное» — это своеобразный гайд для тех, кто тревожится по поводу и без. Автор, одолеваемый сомнениями и мыслями о том, что история иногда должна обращаться к сослагательному наклонению, по сути иллюстрирует «горе от ума».

В работе «Не узнал, богатым будешь» из этого цикла герой погружается в бесконечную рефлексию — как в переносном, так и в прямом смысле. Его окружают зеркала, которые создают лабиринт отражений. В этом лабиринте легко потерять свой истинный облик.

«Сезонный вопросик», Арчиликий

Забор, сквозь который прорастают цветы, — гениально простая метафора преграды и ее преодоления. Работой «Сезонный вопросик» Арчиликий показывает, как человек справляется с испытаниями на своем пути. Как сказал Соломон: «Все проходит, и это пройдет». Решение всегда рядом, нужно лишь приглядеться повнимательнее. И тогда лимоны становятся лимонадом, а дождь согревает — мыслью о цветах, которые расцветут благодаря этому самому дождю.

«Еще десятка есть?», Вова Перкин и Сережа Фили

В этой работе Вова Перкин и Сережа Фили продолжают рассказывать о том, чем живут и дышат герои Нашей Утопии — эмоциональные Брокколи и хладнокровные Бананы, между которыми царит извечное фруктовое-овощное противостояние. Художники помещают героев в сюжеты, где разрешить конфликт интересов можно без кровопролития. Например, работа «Еще десятка есть?» метафорически отсылает нас к мысли о том, что главное — не победа. Но, если уж она нужна, то пусть существует в формате игры. А когда игра закончится, останется только жизнь — в мире и понимании.

«Сердца плавильный котел», Дима Маконда

Чувство, рука об руку идущее с сомнениями и переживаниями, — зачастую романтическое. В работе «Сердца плавильный котел» Дима Маконда исследует любовь как нечто, одновременно и дарующее энергию, и поглощающее ее. Вечный механизм Димы, чем-то напоминающий мясорубку, служит инструментом для переработки сложных эмоций и чувств. Для того чтобы его запустить, нужна энергия — и готовность к тому, что часть ее будет потрачена впустую. Произведение художник полушутливо посвящает тем, кто оказался во френдзоне.

«Тигровая лилия», Дамир Муратов

Человеческий разум можно сравнить с ментальными джунглями. Здесь хранится и смешивается самый разный опыт: реальный и вымышленный, личный и коллективный. В этих «зарослях» рождаются новые идеи.

Работа Дамира Муратова «Тигровая лилия» показывает маску, спрятанную в траве. Это метафора: трава, как символ природного начала, поглощает маску — образ чего-то искусственного, культурного. Поглощая ее, трава как бы перемешивает разные культурные коды. Так естественное побеждает «пластмассовое», созданное человеком.Художник напоминает нам: во всем новом неизбежно остается что-то от старого. По иронии, эта преемственность замыкает круг, и наше сознание снова обращается к своим истокам.

«Спасская башня», Виктор Гоппе

Деревянная скульптура Виктора Гоппе соединяет в себе черты сюрреализма и традиции конструктивизма. В этом сочетании «Спасская башня» становится чем-то самостоятельным, обретая двойственный, ускользающий смысл.

Художник строит работу на контрасте: в ней угадываются и грубые черты мужского лица, и нежные фигуры лебедей. Этот контраст показывает зрителю внутренний диалог, где у каждой из «спорящих сторон» есть свои аргументы.

Такие сомнения не порождают хаос, а скорее напоминают упорядоченный список «за» и «против». Поэтому рефлексия здесь — не повод для тревоги, а вполне конкретный инструмент, который помогает творить.

«Блуждающий ум в общественном транспорте», Вова Перкин

Работа «Блуждающий ум в общественном транспорте» по сути иллюстрирует хаос. Мир никогда не стоит на месте, и наш мозг постоянно работает — даже во сне. Или в полудреме, когда мы едем на работу в транспорте.

Мысли сменяют друг друга с бешеной скоростью. Их становится так много, что кажется, будто они теснятся плотнее пассажиров. Сами же пассажиры в это время сливаются в одно размытое пятно, теряя лица и черты.

Этот внутренний «ментальный оркестр» может оглушить, если прислушаться к нему слишком внимательно. Но именно он доказывает, что мы живем, даже когда просто движемся «на автомате». Мыслю — значит, существую.

Автор: Катерина Алабина