Минюст отказал в регистрации Партии любителей пива
Российские шахматистки заняли весь пьедестал на турнире в Индии
Метеорный поток Леониды достигнет своего пика в ночь на 18 ноября
Мамы втрое чаще отцов привлекаются к ответственности за невоспитание детей
Арт
Реклама

В диалоге со зрителем. Как арт-медиации помогают понять искусство

Сегодня все больше музеев выбирает арт-медиацию как способ коммуникации с посетителями. При поддержке мобильного оператора Tele2, который запустил акцию «Культурный обмен», вместе с экспертом по медиации и куратором программ медиации Музея современного искусства «Гараж» Мариной Романовой разбираемся, что такое медиация, чем она отличается от экскурсий и в чем ее польза для зрителя 
Фото: Ian Dooley / Unsplash
1

Что такое арт-медиация и когда она появилась?

Арт-медиация — это образовательная практика, особая форма коммуникативной стратегии, которая подразумевает активное вовлечение посетителей в дискуссию об искусстве и обмен мнениями. Она возникла во второй половине ХХ века, когда музеи и другие культурные институции ушли от закрытости, элитарности и открыли свои двери для широкой публики.

Однако в Россию арт-медиация пришла только в 2014 году в рамках кочующей европейской биеннале современного искусства Manifesta, которая тогда проводилась на базе петербургского «Эрмитажа». Сейчас медиаторы работают и на Уральской индустриальной биеннале современного искусства, и в музее «Гараж», и в ГЭС-2. Это направление активно развивается в музеях по всей стране.

2

В чем польза арт-медиации для зрителя?

Медиация заставляет человеческий мозг работать. Мы изучаем контекст, форму, цвета, делимся впечатлением, которое произвел на нас тот или иной экспонат. И тогда знания остаются с нами дольше. С экскурсией, даже самой интересной, многое забывается. И это не вина экскурсовода — так устроен наш мозг: мы быстрее забываем то, к чему не приложили усилий. Медиация развивает критическое мышление, учит коммуницировать с внешним миром и не бояться высказывать собственное мнение.

Медиация демократизирует искусство. А с акцией «Культурный обмен» от Tele2 оно становится еще более доступным. Абоненты Tele2 до 31 августа могут обменять минуты на билеты в музеи Москвы. Один из участников акции — Музей русского импрессионизма, в постоянной экспозиции которого представлены полотна Константина Коровина и Валентина Серова, Станислава Жуковского и Николая Богданова-Бельского. В июне в музее откроется выставка «Журнал красивой жизни» — о первом отечественном глянце «Столица и усадьба», выходившем с 1913 по 1917 годы. Также в акции участвуют Выставочные залы Москвы –– единственная в стране сеть выставочных площадок, работающих с разными видами и жанрами традиционного и современного искусства, в состав которой входит 22 галереи. Сейчас там, например, действуют выставки «Из тени в свет перелетая…» известных московских художников Анны и Александра Мессерер и «Вид из окна» молодой художницы Ксении Балахонской.

3

Чем арт-медиация отличается от экскурсии?

Многие называют классические экскурсии медиациями — это некорректно. Во время экскурсии говорит только гид, вопросы если и задаются, то обычно после его «лекции». На медиации больше говорите вы. Медиатор становится посредником между вами и искусством, задает вопросы, при этом не дает собственной оценки. Он содействует диалогу и обмену знаниями. У каждого из посетителей свой бэкграунд. Учитель математики, бизнесмен и, например, школьник могут смотреть на один и тот же экспонат по-разному. Личное мнение, личный взгляд и включенность очень важны в медиации. Получается такой разговор на равных вокруг искусства. 

Экскурсия предполагает обзор всей выставки или, во всяком случае, большей ее части. В рамках медиации посетители углубленно изучают только один или два экспоната. Экскурсия в большей степени сосредоточена на историческом ликбезе, в них важны факты, цифры, даты. Медиация — на впечатлениях и эмоциональном переживании искусства.

4

Есть ли конкуренция между гидами и арт-медиаторами?

В 2022 году Международный совет музеев (ICOM) представил новую трактовку термина «музеи» и их основных задач. «Открытые для публики, доступные и инклюзивные, музеи способствуют разнообразию и устойчивости. Они работают и общаются этично, профессионально и с участием сообществ, предлагая разнообразный опыт для обучения, развлечения, побуждая к размышлениям и обмену знаниями». Так вот, все мы — и гиды, и арт-медиаторы — работаем над одним делом. Наша цель — сделать искусство доступнее и привлечь посетителей в культурные пространства. Медиация — один из способов вернуть людей в музеи. Гиды и медиаторы не конкурируют между собой, потому что работают с разной аудиторией: например, кураторы и художники (то есть «профессиональные» зрители) чаще выбирают гидов, а неподготовленная публика — медиаторов.

5

Как обычно проходит медиация?

Перед началом сессии медиатор знакомится с группой: узнает, кто чем занимается, почему человек пришел на медиацию, какая у него мотивация. Затем медиатор может предложить взглянуть на произведение искусства не как на отдельный экспонат в вакууме, а на то, как он смотрится и взаимодействует с соседними экспонатами и архитектурой выставки. Или, например, обратить внимание на материал экспоната и образы, с которыми он ассоциируется. Условно, возьмем работу итальянского художника Маурицио Каттеланы Comedian, которая представляет собой обычный банан, приклеенный к стене клейкой лентой. Каждый зритель увидит в нем что-то свое: кто-то — распятие, кто-то — символ быстротечности жизни (фрукт настоящий и быстро портится). После окончания сессии я прошу медиаторов заполнять специальные дневники, где они фиксируют ход медиации, реакцию зрителей и так далее. Участники медиации также при желании могут заполнить анкету — так мы получаем обратную связь и можем тестировать новые методики и гипотезы.

6

Какие техники арт-медиации существуют?

Все основные техники прописаны в пособии «Рабочая тетрадь медиатора», которое появилось в рамках биеннале Manifesta в 2014 году. Медиаторы активно применяют технику VTS (Visual Thinking Strategies), когда нельзя ничего рассказывать, можно только задавать вопросы и помогать выстраивать логические связи. Еще одна техника — фасилитивная дискуссия — подразумевает поддержание активного и корректного полилога между участниками, где задача ведущего — вовлечь в обсуждение всех участников.

Хочу подчеркнуть, что медиатор — не просто человек, задающий вопросы. Медиаторы проходят огромную подготовку и знают не меньше, чем гиды. Просто по-другому выстраивают коммуникацию.

7

Нужна ли зрителям какая-то предварительная подготовка перед посещением арт-медиации?

Никакой подготовки не требуется. Важно только, чтобы вы были в настроении общаться и настроены на диалог, ведь медиация предполагает общение. Если же вы любите бродить по выставке в одиночестве, скорее всего, это не ваш формат — и это нормально. Помимо медиации, существуют аудиогиды, тексты — выбирайте то, что вам больше подходит. Если же все-таки хотите попробовать, предупредите медиатора, что вы впервые на медиации и хотите больше слушать, чем говорить.

8

Арт-медиация применима только в музеях современного искусства?

Изначально арт-медиация действительно фокусировалась на современном искусстве. Но с ростом популярности формата ее адаптируют и применяют к классическому искусству, к архитектуре, например, во время пеших прогулок. 

Арт-медиаторы работают не только в музеях, но и в галереях, на выставках, биеннале, ярмарках искусства и других культурных событиях. В этом году на очередной биеннале Manifesta медиаторы входят в команду организаторов, а не просто работают как приглашенные эксперты на уже «собранном» проекте.

9

Должно ли искусство быть понятным?

Сложно сказать. Искусство точно должно быть актуальным, отражать современность, поднимать вопросы, которые реально волнуют людей. Искусство всегда должно быть в историческом контексте, а не в вакууме. При этом это вовсе не значит, что в сложные времена оно обязательно должно быть активистским. Ведь оно может быть и успокаивающим. В этом случае, придя на медиацию, зрители могут избавиться от тревоги, расслабиться и перезагрузиться.

Подготовила Анна Алексеева

Реклама

Рекламодатель: Общество с ограниченной ответственностью «Т2 Мобайл»

https://culture.tele2.ru/?erid=F7NfYUJCUneLrXayWw9b

0
0
И главное, «Сноб» — это уникальный круг собеседников, одним из которых можете стать вы.
Присоединиться

Читайте также

Книжная полка Пушкинского. Что почитать перед походом в музей

Сергей Капков и Анна Пискунова: Все, кто делает фестивали, — адреналиновые зависимые

Улыбка вампира и романтическая иррациональность. Как Леонардо да Винчи стал гением номер один

Арт в каждый дом. Дизайнеры и художники — об искусстве создания интерьера

Спортсмен в цилиндре и пенсне. Как одевался Владимир Набоков

5 работ художника Вити Повезло в проекте «АртАкт»