В диалоге со зрителем. Как арт-медиации помогают понять искусство
Что такое арт-медиация и когда она появилась?
Арт-медиация — это образовательная практика, особая форма коммуникативной стратегии, которая подразумевает активное вовлечение посетителей в дискуссию об искусстве и обмен мнениями. Она возникла во второй половине ХХ века, когда музеи и другие культурные институции ушли от закрытости, элитарности и открыли свои двери для широкой публики.
Однако в Россию арт-медиация пришла только в 2014 году в рамках кочующей европейской биеннале современного искусства Manifesta, которая тогда проводилась на базе петербургского «Эрмитажа». Сейчас медиаторы работают и на Уральской индустриальной биеннале современного искусства, и в музее «Гараж», и в ГЭС-2. Это направление активно развивается в музеях по всей стране.
В чем польза арт-медиации для зрителя?
Медиация заставляет человеческий мозг работать. Мы изучаем контекст, форму, цвета, делимся впечатлением, которое произвел на нас тот или иной экспонат. И тогда знания остаются с нами дольше. С экскурсией, даже самой интересной, многое забывается. И это не вина экскурсовода — так устроен наш мозг: мы быстрее забываем то, к чему не приложили усилий. Медиация развивает критическое мышление, учит коммуницировать с внешним миром и не бояться высказывать собственное мнение.
Медиация демократизирует искусство. А с акцией «Культурный обмен» от Tele2 оно становится еще более доступным. Абоненты Tele2 до 31 августа могут обменять минуты на билеты в музеи Москвы. Один из участников акции — Музей русского импрессионизма, в постоянной экспозиции которого представлены полотна Константина Коровина и Валентина Серова, Станислава Жуковского и Николая Богданова-Бельского. В июне в музее откроется выставка «Журнал красивой жизни» — о первом отечественном глянце «Столица и усадьба», выходившем с 1913 по 1917 годы. Также в акции участвуют Выставочные залы Москвы –– единственная в стране сеть выставочных площадок, работающих с разными видами и жанрами традиционного и современного искусства, в состав которой входит 22 галереи. Сейчас там, например, действуют выставки «Из тени в свет перелетая…» известных московских художников Анны и Александра Мессерер и «Вид из окна» молодой художницы Ксении Балахонской.
Чем арт-медиация отличается от экскурсии?
Многие называют классические экскурсии медиациями — это некорректно. Во время экскурсии говорит только гид, вопросы если и задаются, то обычно после его «лекции». На медиации больше говорите вы. Медиатор становится посредником между вами и искусством, задает вопросы, при этом не дает собственной оценки. Он содействует диалогу и обмену знаниями. У каждого из посетителей свой бэкграунд. Учитель математики, бизнесмен и, например, школьник могут смотреть на один и тот же экспонат по-разному. Личное мнение, личный взгляд и включенность очень важны в медиации. Получается такой разговор на равных вокруг искусства.
Экскурсия предполагает обзор всей выставки или, во всяком случае, большей ее части. В рамках медиации посетители углубленно изучают только один или два экспоната. Экскурсия в большей степени сосредоточена на историческом ликбезе, в них важны факты, цифры, даты. Медиация — на впечатлениях и эмоциональном переживании искусства.
Есть ли конкуренция между гидами и арт-медиаторами?
В 2022 году Международный совет музеев (ICOM) представил новую трактовку термина «музеи» и их основных задач. «Открытые для публики, доступные и инклюзивные, музеи способствуют разнообразию и устойчивости. Они работают и общаются этично, профессионально и с участием сообществ, предлагая разнообразный опыт для обучения, развлечения, побуждая к размышлениям и обмену знаниями». Так вот, все мы — и гиды, и арт-медиаторы — работаем над одним делом. Наша цель — сделать искусство доступнее и привлечь посетителей в культурные пространства. Медиация — один из способов вернуть людей в музеи. Гиды и медиаторы не конкурируют между собой, потому что работают с разной аудиторией: например, кураторы и художники (то есть «профессиональные» зрители) чаще выбирают гидов, а неподготовленная публика — медиаторов.
Как обычно проходит медиация?
Перед началом сессии медиатор знакомится с группой: узнает, кто чем занимается, почему человек пришел на медиацию, какая у него мотивация. Затем медиатор может предложить взглянуть на произведение искусства не как на отдельный экспонат в вакууме, а на то, как он смотрится и взаимодействует с соседними экспонатами и архитектурой выставки. Или, например, обратить внимание на материал экспоната и образы, с которыми он ассоциируется. Условно, возьмем работу итальянского художника Маурицио Каттеланы Comedian, которая представляет собой обычный банан, приклеенный к стене клейкой лентой. Каждый зритель увидит в нем что-то свое: кто-то — распятие, кто-то — символ быстротечности жизни (фрукт настоящий и быстро портится). После окончания сессии я прошу медиаторов заполнять специальные дневники, где они фиксируют ход медиации, реакцию зрителей и так далее. Участники медиации также при желании могут заполнить анкету — так мы получаем обратную связь и можем тестировать новые методики и гипотезы.
Какие техники арт-медиации существуют?
Все основные техники прописаны в пособии «Рабочая тетрадь медиатора», которое появилось в рамках биеннале Manifesta в 2014 году. Медиаторы активно применяют технику VTS (Visual Thinking Strategies), когда нельзя ничего рассказывать, можно только задавать вопросы и помогать выстраивать логические связи. Еще одна техника — фасилитивная дискуссия — подразумевает поддержание активного и корректного полилога между участниками, где задача ведущего — вовлечь в обсуждение всех участников.
Хочу подчеркнуть, что медиатор — не просто человек, задающий вопросы. Медиаторы проходят огромную подготовку и знают не меньше, чем гиды. Просто по-другому выстраивают коммуникацию.
Нужна ли зрителям какая-то предварительная подготовка перед посещением арт-медиации?
Никакой подготовки не требуется. Важно только, чтобы вы были в настроении общаться и настроены на диалог, ведь медиация предполагает общение. Если же вы любите бродить по выставке в одиночестве, скорее всего, это не ваш формат — и это нормально. Помимо медиации, существуют аудиогиды, тексты — выбирайте то, что вам больше подходит. Если же все-таки хотите попробовать, предупредите медиатора, что вы впервые на медиации и хотите больше слушать, чем говорить.
Арт-медиация применима только в музеях современного искусства?
Изначально арт-медиация действительно фокусировалась на современном искусстве. Но с ростом популярности формата ее адаптируют и применяют к классическому искусству, к архитектуре, например, во время пеших прогулок.
Арт-медиаторы работают не только в музеях, но и в галереях, на выставках, биеннале, ярмарках искусства и других культурных событиях. В этом году на очередной биеннале Manifesta медиаторы входят в команду организаторов, а не просто работают как приглашенные эксперты на уже «собранном» проекте.
Должно ли искусство быть понятным?
Сложно сказать. Искусство точно должно быть актуальным, отражать современность, поднимать вопросы, которые реально волнуют людей. Искусство всегда должно быть в историческом контексте, а не в вакууме. При этом это вовсе не значит, что в сложные времена оно обязательно должно быть активистским. Ведь оно может быть и успокаивающим. В этом случае, придя на медиацию, зрители могут избавиться от тревоги, расслабиться и перезагрузиться.
Подготовила Анна Алексеева
Реклама
Рекламодатель: Общество с ограниченной ответственностью «Т2 Мобайл»